Полеты Boeing в России тоже запретят?
novayagazeta — 19.11.2013Зато мы вывели в космос негорящий олимпийский факел, а на безопасность полетов денег нет
Фото: Роскосмос
Кто сказал, что Россия — не страна великих технических достижений, потрясающих побед, которых никто не одерживал или, по крайней мере, которых никому не пришло в голову одержать? Олимпийский огонь у нас доставили даже в космос.
Через неделю после этого великого пиар-достижения в Казани разбился пассажирский «Боинг». На борту его были, в числе прочих, сын президента Татарстана и глава местного УФСБ.
Самолеты падают по всему миру. Но в России они падают чудовищно, недопустимо для развитой страны часто. Они падают так часто, как в Уганде. В России на самолетах реально опасно летать.
Практически все падения самолетов в России имеют своей причиной запредельную техническую отсталость страны и преступную экономию на человеческих жизнях. Они являются следствием комбинации нескольких факторов, обычно — средневекового оборудования аэропортов и недостаточной тренированности пилотов.
В Петрозаводске (20 июня 2011 года) самолет разбился потому, что на аэродроме не было современной курсоглиссадной системы. Самолет садился по радиомаякам на дальнем и ближнем приводе, только что не как во времена «Ночного полета» Сент-Экзюпери. Кроме этого, аэродрому увеличили посадочный минимум — то есть неоправданно разрешили сажать самолеты в условиях, в которых еще месяц назад их сажать было нельзя. Мало того, судя по всему, диспетчеры просто еще и сообщили, что погода по минимуму проходит, а она уже не проходила: за час до того, как разбился Ту-134, по метеоусловиям прекратили полеты даже военные «сушки». Так часто делают диспетчеры в маленьких аэропортах, где в сутки 1-2 рейса. В итоге усталый пилот принял огни шоссе за огни посадочной полосы — со всеми вытекающими отсюда трупами.
В Перми (14 сентября 2008 года, 82 трупа) первый пилот был просто пьян, а второй не умел сажать «Боинги». Он просто не знал, как это делается. Расшифровки «черных ящиков» полны мата, которым оба пилота обмениваются мнениями о наземных службах, и: «Какую, трам-тарарам, кнопку жать?!» — «Эту!» — «Нет, эту!»
По забитым еще в начале полета в компьютер данным, они, может быть, и смогли бы посадить самолет, но, когда диспетчер попросил их сделать «коробочку» над аэродромом, сажая другой, заграничный лайнер, — это оказалось выше их интеллектуальных возможностей. Они долго тыкали в разные кнопочки, потому что «Боинг» — устойчивая машина и долго не падал, но в конце концов доломали птичку.
За последние годы единственная катастрофа, которая связана с техническими обстоятельствами непреодолимой силы, — это катастрофа Ту-204 авиакомпании Red Wings во «Внукове» (29 декабря 2011 года).
Ту-204 — сравнительно новый (точнее, редко производящийся)
самолет, и у него был редкий технический дефект. При малом весе и
сильном боковом ветре у самолета при посадке не обжимались
концевики шасси — то есть, грубо говоря, самолет не знал, что сел.
И у него не включался реверс.
В паучьей банке, в которую превратилось наше
правительство, — катастрофы самолетов немедленно становятся
поводом для самых отвратительных лоббистских
решений.
К примеру, через три (!) дня после катастрофы в Петрозаводске Дмитрий Медведев вдруг взял… и запретил эксплуатацию Ту-134. Ни одна из многочисленных причин, приведших к катастрофе, — отсутствие курсоглиссадной системы, преступное повышение посадочного минимума, просто занижение диспетчерами уровня облачности, — не имела никакого отношения к тому факту, что это был Ту-134. Разумно было бы потребовать оснастить аэродромы КГС, но Медведев запретил Ту-134. Это было решение, несомненно, приятное для лоббистов, которые зарабатывают гигантские деньги, поставляя на наш, российский, рынок всякую зарубежную авиарухлядь: достаточно сказать, что «Боинг», разбившийся в Казани, успел полетать в Уганде, Бразилии, Румынии и Болгарии.
Зато после катастрофы Ту-204, носившей, как уже было сказано, сугубо технический характер, никто эксплуатацию Ту-204, даже до устранения дефекта, не запретил — но зато по случаю сожрали Red Wings, благо она принадлежала опальному бизнесмену Александру Лебедеву.
Запретит ли теперь Медведев эксплуатацию в России «Боингов», хотя бы проржавевших до состояния трофейных «Жигулей»? Ха-ха.
Усталые пилоты — усталые потому, что им не платят нормальных
денег. Экономия на тренажерах, которая сказывается прежде всего
тогда, когда самолет попадает в минимально нестандартную ситуацию,
и, оказывается, что навык вождения по ровному небу у летчика есть,
а трудностей он на тренажере не отрабатывал. Переработка, посадки
вслепую, по радиомаякам времён очаковских и покоренья Крыма — вот
реальный облик российского неба.
И это бьет не только по простым смертным. В Иркутске
погиб начальник местного УФСБ. 4 декабря 2010 года при
жесткой посадке погиб сын президента Дагестана: летчики летели на
рухляди, да еще забыли подкачать топливо. Сейчас погиб сын
президента Татарстана и начальник местного
УФСБ.
Но зато наши космонавты вышли в космос с не горящим олимпийским факелом, и ООО «Вариант-999», занимающееся изготовлением мебели на площадях секретного оборонного завода, получило 200 млн рублей за 16 тысяч больших газовых зажигалок. На оборудование аэропортов курсоглиссадными системами денег, видимо, не осталось.
Юлия Латынина
Обозреватель «Новой»
|
</> |