Полёт Уточкина

Сергея Уточкина вытащили из реки, он лежал на земле в сотне километров от Новгорода. Болело всё: руки, ноги, голова... он смотрел на небо. Еще несколько минут назад он пересекал его на моноплане, а теперь оно было так далеко. Оно казалось гораздо дальше, чем в те годы, когда он только мечтал о том, чтобы подняться туда.
Путь в небо был непростым. Сергей Исаевич родился в 1876 году, в Одессе. Родители рано умерли, их с братьями разобрали по разным семьям. Однажды ночью мальчик проснулся от криков и увидел, что глава семьи, которая мальчика приютила, покончил с собой. Обезумевшая жена его резала детей. Едва Сергею удалось бежать.

Фактически с детства Уточкин был предоставлен самому себе на воспитание. Эти ранние годы оставили сильный отпечаток в виде заикания. Поэтому он старался как-то вырваться из этого печального образа жизни и заявить о себе. Вначале неумело, допустим, прокатиться круг на мельнице. Но характер уже и здесь проявлялся. Он падал, но вставал и вновь цеплялся за вертящиеся лопасти, которые должные его поднять выше всех - в небо. Получилось.
Уточкин почувствовал вкус адреналина и стремления к преодолению себя. Вряд ли в те годы в его родных краях кто-то был большим спортсменом чем Сергей. Ему успешно покорялся любой вид спорта. Фехтование, коньки, бокс, борьба, теннис. Везде успешно, покорял все местные соревнования.
Но нужно было определяться и выдвигаться вперед на чем-то одном. И он выбрал скорость. Велосипед был тогда очень в моде. Уточкин отличался силой и выносливостью. Он умел побеждать. Но у велосипеда есть минус - предел скорости.

А она должна постоянно увеличиваться, поэтому далее пошли мотоцикл, автомашины. Он не просто должен был прийти первым, он старался сделать то, что никто никогда не делал, придумывал и успешно исполнял различные трюки. Его имя уже стало известным в Европе.
И тут он заболел воздухоплаванием. Все свои имеющиеся деньги он тратил на свою новую мечту. Собирал воздушный шар, поднимался в небо. Все выше. Падал, но снова в небо, российское, европейское и даже египетское.
Собрав последние деньги, Уточкин отправляется в Париж - там производят аэропланы, он должен видеть это. Да не просто видеть, а своими руками познать эту необычайную технологию. Он устраивается на завод, где изучает строение двигателей летательных аппаратов. А позже возвращается в Россию с чертежами и специалистами. Летать на самолетах Сергей Исаевич уже учился самостоятельно.

Этот фанатизм никуда не вытеснил человечность. Уточкин, уже известным человеком, лично кинулся защищать пожилого еврея во время погромов в Одессе. Человека спас, но получил ножом от кого-то сзади. В лицо напасть на крепкого спортсмена никто не решился.
В начале 10-х годов 20 века Сергей Уточкин по городам необъятной родины выступает с показательными полетами на аэроплане. Вряд ли можно сейчас представить, сколь удивительным для людей были эти представления. Возможно, для наших современников такой диковинной могла бы показаться лишь демонстрация телепортации или перемещения во времени. Уточкин нашел себя. Он ловил восхищенные взгляды, восторженные крики толпы, достигавшей иногда нескольких десятков тысяч человек. Да и само ощущение полёта... авария под Новгородом случилась во время уникального для тех лет группового перелета из Петербурга в Москву.
И этот прерванный полёт стал переломным. Он будто включил все те физические и психологические травмы, которые накопились у Сергея Исаевича за всю жизнь. Свои боли он стал приглушать различными веществами, которые были тогда еще не столь запрещенными. Жена оставила Уточкина. Его рассудок туманился все чаще.

Бывший герой-авиатор пытался прорваться к Царю, но его не пустили во дворец. Уточкин хотел защиты от врагов, которые со всех углов, как ему казалось, преследовали его. Лечился в клиниках, сбегал, над ним смеялись. Исключили из аэроклуба. Сергей Исаевич не мог найти себе занятия, никакой работы ни в Одессе, ни в Петербуге.
Остаток его накопленных ранее сбережений "позанимали" многочисленные знакомые. Не во что было переодеться, нечего было есть. Какие-то деньги он мог еще иногда заработать на игре в бильярд. Просился на войну, но, разумеется, не взяли. Никто больше не мог узнать в этом осунувшимся печальном человеке бравого авиатора. Да и не нужен был никому.

Снова его психическое состояние пытались лечить, в силу того, на сколько медицина тех лет могла это делать. В 39 лет он умер в канун нового года в 1915-м. Навсегда остался там, на заре авиации, когда полеты были уделом энтузиастов и чудаков, но тем не менее давали возможность оторваться от своей грустной жизни и почувствовать себя свободным.
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь. Ставьте лайк. Пишите комментарии. Добавляйте нас в Телеграм . А еще напоминаем, где можно найти наши книги в электронном виде. Читайте нашу новую книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.
|
</> |