Polaris Dawn пошел!
fonzeppelin — 10.09.2024После нескольких задержек, частная пилотируемая орбитальная миссия «Polaris Dawn» (англ. Полярный Рассвет) стартовала с космодрома Канаверал 10 сентября 2024 года. Ракета-носитель Falcon 9 Block 5 с бортовым номером B1083 выполнила свой четвертый успешный полет, выведя космический корабль С207 «Resilience» (англ. «Стойкость») на высокую эллиптическую орбиту — с апогеем до 1400 километров над поверхностью Земли. Последний раз люди поднимались так высоко во время полета «Аполлона-17» в далеком 1972 году.
На борту «Резайленс» экипаж из четырех человек (коммерческих астронавтов) и плюшевой собаки, в составе:
* Командир корабля — Джаред Исаакман, американский миллиардер, основатель финансовой компании «Shift4» и авиационной компании «Drakken International» (владеющей парком демилитаризованных военных самолетов, и использующей их для обучения и подготовки боевых и гражданских пилотов). Для Исаакмана это уже второй космический полет; первый раз он побывал в Космосе еще в рамках миссии «Inspiration4» в 2021 году.
* Пилот корабля — Скотт Потит, отставной офицер военно-воздушных сил США с восемнадцатью годами карьеры за плечами (включая полеты в пилотажной группе «Тандербердс» и службу в 64-ой эскадрилье агрессоров, занимающейся отыгрыванием «неприятеля» на военных учениях). Выйдя в отставку, Потит устроился на работу в «Drakken International», и к 2022 году поднялся до вице-председателя совета директоров компании.
* Первый специалист — Сара Гиллис, старший инженер «SpaceX» и один из создателей пилотируемого корабля «Dragon-2». До миссии «Polaris Dawn» она неоднократно принимала участие в наземном управлении орбитальными миссиями «SpaceX» на МКС; нынешний полет для нее, это шанс впервые увидеть ситуацию «с обратной стороны».
* Второй специалист (медицинский офицер) — Анна Менон, биомедицинский инженер «SpaceX». Свою карьеру она начала в НАСА, осуществляя медицинский и биологический контроль и консультацию экипажей МКС. В 2018 году, Анна Менон перешла в «SpaceX», где участвовала в разработке протоколов и инструкций по биомедицинскому обслуживанию пилотируемых миссий.
* Маскот экипажа (а также индикатор невесомости) — плюшевая собачка сибу-ину по имени Астероид)
Миссия «Polaris Dawn» — уже пятая полностью частная пилотируемая экспедиция, отправленная компанией «SpaceX» на околоземную орбиту. Первой экспедицией такого рода была «Inspiration4» в 2021 году. Затем имели место три частные экспедиции «Axiom Space» на МКС, в 2022, 2023 и в январе 2024 года. Таким образом, опыт частных космических полетов у компании более чем солидный.
Однако «Polaris Dawn» значительно амбициознее предыдущих коммерческих экспедиций — как по целям, так и по масштабам:
* Во-первых, если предыдущие миссии были полетами либо на низкую околоземную орбиту, либо к МКС, то «Polaris Dawn» собирается выйти на высокую эллиптическую орбиту — с перигеем в 190 км, и апогеем в 1400 километров. Это гораздо выше, чем обычные пилотируемые полеты.
* Во-вторых, высота апогея означает, что «Polaris Dawn» покинет «безопасный объем» низких орбит, и проникнет в нижний радиационный пояс Ван Аллена. В полете, корабль подвергнется воздействию высокоэнергетических заряженных частиц; электронов с энергией до сотен тысяч электронвольт, и протонов с энергией до десятков миллионов электронвольт. Воздействие ионизирующего излучения на экипаж будет значительно сильнее, чем во время низкоорбитальных полетов — и одной из задач «Polaris Dawn» является как раз сбор медицинской и биологической информации для дальнейших «высотных» экспедиций (например, лунных миссий). За несколько пролетов в поясе, экипаж получит дозу радиации, приблизительно равную получаемой экипажем МКС за три месяца.
* В-третьих, экспедиция «Polaris Dawn» будет первой частной экспедицией, в ходе которой будет выполнен выход астронавтов за борт корабля. Так как «Dragon-2» не оборудован шлюзом (и установить таковой невозможно без значимой переработки конструкции), то для выхода весь корабль будет разгерметизирован — а по возвращении астронавтов, снова заполнен воздухом. Такой метод является несколько архаичным, но он успешно применялся на кораблях типа «Джемини» в 1960-ых.
* В-четвертых, для связи с кораблем впервые будет использована лазерная система космической коммуникации «Старлинк». Сейчас она применяется для связи между коммуникационными сателлитами в созвездии; но компания «SpaceX» хочет использовать коммуникационные лазеры созвездия и для связи с орбитальными кораблями. Благодаря лазерной связи, экипаж «Polaris Dawn» будет располагать скоростным цифровым каналом обмена данными в течение всего полета.
Схема экспедиции также достаточно сложна. Ракета-носитель вывела «Резайленс» на эллиптическую орбиту высотой 1200 км в апогее. Экипаж проведет проверку систем корабля, и если никаких неисправностей не будет выявлено — то сработает двигательная система «Crew Dragon» и поднимет апогей орбиты до 1400 км. На этой орбите (рекордной для пилотируемых кораблей, обращающихся вокруг Земли — без учета лунных экспедиций), экипаж проведет десять часов, после чего двигатели корабля вновь сработают, и апогей орбиты будет понижен до 750 км.
Выход в открытый космос (англ. EVA — Extra Vehicular Activity) — планируется на третий день полета. В течение предшествующих дней, давление воздуха внутри корабля будет планомерно понижаться, а для компенсации будет увеличиваться содержание кислорода. Это необходимо, чтобы понизить содержание азота в крови и избежать риска кессонной болезни; скафандры «SpaceX» относятся к «мягкому» типу и нуждаются в такого рода подготовке. После этого, будет открыт носовой люк корабля, и двое астронавтов выйдут за борт (соединенные с кораблем кабелями системы жизнеобеспечения)
После выхода в открытый Космос, экипаж проведет еще два дня на борту, пока давление будет постепенно повышаться до нормального. Посадка планируется на 5-ый день экспедиции.
Первоначально, запуск «Polaris Dawn» планировался на 27 августа. Однако, в последний момент его пришлось отложить из-за небольшой утечки гелия в системе подачи топливных компонентов к двигателям. Учитывая недавние проблемы с утечками гелия у конкурента — «Старлайнера» от «Боинг» — «SpaceX» предпочла перестраховаться, и перенесла запуск.
Вторая попытка была назначена на 28 августа — но и ее пришлось отложить по погодным условиям. Для запуска «Polaris Dawn» метеорология была важна вдвойне; нужно было убедиться, что погодные условия будут благоприятными и над стартовой площадкой, и в расчетном районе приводнения капсулы через пять дней. В отличие от предыдущих миссий к МКС, «Polaris Dawn» не может «ждать» на орбите, пока погода в районе приводнения не наладится.
И вот, наконец, 10 сентября 2024 экспедиция отправилась в путь.
|
</> |