
Polanski. "Жилец"


…напомнила картину Эдварда Мунка «Крик» - беспомощное существо без пола и возраста…
из кинорецензии
«Жилец» – ключевая картина в жизни Полански, не зря он выдрал постановку у Клейтона, отвлекшегося на своего «Гэтсби». Сценарий по роману Топора как раз идеально подходил под генеральную линию коротышки о чужаке, отчуждении и т. п. Кроме того, к 1976 году Рома уже совсем проникся Калифорнией, «братской любовью», свободой и шоу-бизнесом, свое настроение он выразил «Макбетом» и «Чайнатауном», теперь пришла очередь проникнуться теми же ништяками, только европейского разливу.
Париж, собственно родной город для коротышки, вовсе не город любви в нашем понимании, это мегаполис пожирающий человечков. Вся густая, как бурая жидкость, атмосфера фильма, должна говорить о враждебности чужаку. С этим кстати, отлично справился Свен Нюквист, плодотворно работавший с Бергманом. Ну а сам Полански отлично передал состояние главного героя, задроченного начальством, квартирным вопросом и соседями, ибо как видно, не только москвичей испортил этот важный бытовой фактор.

Впоследствии тему очень сильно развили Финчер и Линч в «БК» и «Малхолланде», однако переплюнуть «Жильца» в социальном подтексте, обозначившем в полной мере тенденцию к потере идентичности (в том числе в гендерном смысле) западного человека, так и не смогли. Кстати говоря, «Внутренняя империя» Линча, пожалуй наиболее близко подошла к образцу, причем, Линч возможно и отсылает нас к ленте Ромы, польская тема присутствует.
Напоследок хочется поделиться соображениями относительно идентификации, только касающейся кино, вернее жанров кино. В жанровом кино, фильмы ужасов и триллеры призваны, в первую очередь, напрягать нервную систему зрителей, кроме того, что наиболее интеллектуально нагруженные, еще и приводить к определенным ассоциациям. В принципе, особо напугать взрослого человека, ни триллер, ни ужастик не может, максимум, вызвать отвращение. Думаю Полански, к 1976 году это уже прекрасно понимал, а стало быть он должен был понимать, что вызвать сильное чувство жути, ну или состояние «падения в шахту», может исключительно психологический триллер основанный отнюдь не на страхе смерти, а на страхе потери идентичности.

|
</> |