Покровский женский монастырь на Кудрявце — обитель царственной инокини.
vitaviktoria — 03.10.2021Вчера побывала в одном из самых «молодых» и самых почитаемых среди верующих монастырей в городе. Уже не раз писала, что в подобные места хожу, в первую очередь, за искусством, т.к. церковь всегда была важнейшим заказчиком и спонсором художников, скульпторов и зодчих. В этом монастыре мне нравится архитектура - известный киевский архитектор Владимир Николаев очень удачно стилизовал старорусский стиль.
А еще я люблю вспоминать, как много десятилетий назад темным и холодным осенним вечером меня студентку-первокурсницу привела сюда подруга. На тот момент Покровский монастырь был едва ли не единственным действующим монастырем в городе, а для меня это, вообще, был первый опыт посещения службы и яркие зрительные впечатления на всю жизнь — полумрак, мерцание свечей, черные клобуки монахинь...
Покровский монастырь был основан в 1889 году великой княгиней Александрой Петровной (дочерью принца Петра Георгиевича Ольденбургского; тетей императора Александра III и двоюродной бабкой последнего императора Николая II), которая с 1881 года жила в Киеве.
Семейная жизнь великой княгини не сложилась. Брак с великим князем Николаем Николаевичем Старшим, который приходился ей двоюродным дядей, был заключен без любви. Первое время супруг относился к принцессе «с должной учтивостью», а потом, как свидетельствуют очевидцы, устав от её резкости и насмешливости, завел роман и начал открыто сожительствовать с балериной Екатериной Числовой, которая родила от него пятерых детей.
После 10 лет супружества, дабы оправдать свое поведение, Николай Николаевич изгнал жену, публично обвинив её в неверности с духовником — настоятелем домовой церкви Николаевского дворца протоиереем Василием Лебедевым. Сложно сейчас судить, какие там отношения были на самом деле, но определенную власть над великой княгиней Лебедев имел — он являлся её духовником долгие годы, находился при Александре Петровне даже после её переезда в Киев в 1881 году, очевидно занимался её финансовыми делами и двору стоило определенных усилий избавиться от него.
После фактического разрыва с мужем великая княгиня полностью сосредоточилась на благотворительной деятельности. Сиятельные родственники считали её юродивой или блаженною. А Александру Петровну ждал очередной удар судьбы — в 1879 году она получила серьезную травму позвоночника, выпав из кареты на брусчатку, когда её понесли кони, и несколько лет была прикована к инвалидной коляске.
После полутора лет не очень успешного лечения за границей она вернулась на родину. В письме к императору Александра Петровна писала о своем желании поселиться в Киеве: “Жить в Петербурге при моем тяжелом недуге и при настроении в нашем Доме, при моей слабости – гибельно… Единственная надежда на исцеление – это покойная жизнь. Пожить в Святом Киеве для меня было бы душевною отрадою…”
А поселившись в Киеве занялась основанием монастыря, о котором думала уже давно. Сначала была заложена домовая церковь, где по преданию по молитве перед образом — списком с Почаевской иконы Божией Матери, Александра Петровна получила исцеление и приняла тайный постриг с именем Анастасии. В жизнеописании великой княгини, правда, упоминаются еще несколько сложных операций.
Появление монастыря на этом месте предсказывал блаженный Феофил Китаевский еще в 1840-х годах. Тогда на месте монастыря был сад, принадлежавший Иосифу Никифорович Диковському. Посетив однажды Диковського, Феофил сказал ему следующее: «Молись раб Божий Иосиф. Место, на котором мы стоим с тобой, святое.
- Какое уж там "святое", - ответил на это Диковський. - Сюда в праздничные дни городская молодежь оргии устраивать приезжает, а вы называете - "святое".
- Нет, нет, - с уверенностью сказал прозорливый старец. - Истинно говорю тебе: здесь воссияет благодать Божия и на том месте, где мы стоим, будет построен храм Божий. Дуб же этот будет срублен и пойдет на построение церковного престола, а весь твой сад будет преобразован в девичий монастырь и царственная жена будет строить и руководить им».
Именно это место и выбрала Александра Петровна для основания обители. И только после основания монастыря дочь Иосифа Диковського, Феодосия Пониркина, вспомнила о пророчестве старца Феофила и рассказала об этом Александре Петровне.
На средства великой княгини и царской семьи в течение примерно 20 лет (1889-1911) на территории монастыря было построено около 30 зданий - церкви, церковно-приходская школа с общежитием, корпуса для сестер, золотошвейная и иконописные мастерские, гостиница. И лечебные учреждения - бесплатная больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, приют для слепых и немощных, амбулатория, аптека с бесплатным отпуском лекарств.
Главным врачом монастырской больницы был назначен М. В. Соломка, который стал главным помощником великой княгини Александры Петровны, активно оснащая больницы монастыря современным оборудованием. Первый рентгеновский аппарат в Киеве, и один из первых во всей Российской империи появился именно в монастырской больнице.
Великая княгиня Александра Петровна умерла в монастыре 13 апреля 1900 года, но осуществление ее планов продолжилось и после ее смерти.
Проектированием и строительством монастыря занимался Владимир Николаевич Николаев, епархиальный архитектор Киева (позже архитектор Киево-Печерской лавры). Покровская церковь и величественный Никольский собор, эскизный проект которого был составлен сыном великой княгини Петром Николаевичем, были построены Николаевым в русском стиле.
Закладка Никольского собора состоялась 21 августа 1896 года. Первый камень в основания собора заложил император Николай II, второй — императрица Александра Фёдоровна, третий — великая княгиня Александра Петровна. Собор был построен на средства, выделенные киевским благотворителем Николой Артемиевичем Терещенко.
В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта и возобновила свою работу только в 1941 году и с тех пор уже не закрывалась.
|
</> |