рейтинг блогов

Покорение "Ермака" (1996). История подлинная и киношная

топ 100 блогов selyanka117.03.2022 Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная _900 x 600.jpg

В 1996 году на российские экраны вышел исторический мини-сериал "Ермак", посвящённый русскому завоеванию Сибири, фильм-биография атамана Ермака Тимофеевича. Съёмки фильма были начаты в СССР в 1986 году и длились десять лет с перерывами. Это был один из самых продолжительных и дорогостоящих проектов советского и российского кинематографа конца XX века.

За костюмы этого фильма художники Нина Крючкова и Михаил Горелик получили в 1997 году премию "Ника". Третьим художником по костюмам в фильме работала Валентина Сергеева

Михаил Викторович Горелик (1946 - 2015) -  известный московский востоковед, выпустивший в свет научный бестселлер "Оружие Древнего Востока" (М., 1993). Он также был основателем фирмы "Яррист", наверное, первoй компании в СССР и России, где начали изготовление оружия и доспехов, как факсимильных копий известных образцов, так и воссозданных на основе научных реконструкций новоделов - для частных и музейных коллекций (среди последних можно назвать собрания Государственного Исторического музея) и съемок исторических фильмов.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Михаил Горелик и ярристовы доспехи

Поэтому, невозможно пройти мимо воспоминаний этого человека, как снимали минисериал.  Это не совсем о костюмах и этот очень личное и субьективное мнение человека не из киносреды по поводу работы в этой самой киносреде, поэтому приготовьтесь к неожиданным откровениям

*********************************************************
М.Горелик - Как мы снимали "Ермака". История подлинная и киношная

Фильм о Ермаке снимался долго. Помнится, сам главный герой завоевывал Сибирское ханство за два года. А вот киноверсия этого события потребовала в четыре раза большего времени. В результате эпопеи его создания, полной драматических эпизодов, и родился исторический суперколосс в двух фильмах по две серии.
Сначала меня пригласили на картину консультантом. Сценарий на первый взгляд выглядел сравнительно солидно, хотя и вполне традиционно - и в смысле подхода к историческим событиям и персонажам, и в смысле насыщенности "киношной романтикой" (хотя опыт последних лет показывает, что наибольший успех приносит жесткая правда). Романтика заключалась в "любовях". Естественно, трагических, и, естественно, абсолютно невозможных. Ведь обе героини - натурально, возлюбленные Ермака и Ивана Кольца - являются, соответственно, женой Кучума и дочкой турецкого паши. Это - киношная традиция, с которой ничего сделать нельзя, таков закон жанра.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Слева Александра Колкунова - Фарида, сочь турецкого паши, справа Ирина Алфёрова - Алёна, жена Кучума

Зато историческая часть - ну точно в лучших традициях "идеологической революции" с  параноидальной идеей мирового заговора против России. Леденящие душу истории жутких интриг, задуманных пашой - папашей будущей боевой подруги Ивана Кольца, должны убедить бедного зрителя в коварстве турок, решивших объединить всех татар, от Крыма до Сибири, с целью уничтожения Московского царства. И только невероятное геройство героев фильма разбило коварные замыслы Стамбула; лишь захват гнезда разбоя - ногайской столицы Сарайчика и Сибирского ханства - спас Россию.
         
Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Рисунки и миниатюры из "Истории Сибирской" С. У. Ремезова. 1689 год. Слева направо: Молодость Ермака.  Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака. Ермак (фрагмент)

И не вдолбить никак авторам, что все было совсем не так. Вот, к примеру, почему это за разгром Сарайчика царь отрядил карательную экспедицию против казаков?

Для человека, взращенного на мифах "идеологической революции", всякий погром "нашими" инородцев и иноверцев, особливо татарских "поработителей", являлся подвигом. И в сценарии - это подвиг.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Ермак. Парсуны  XVIII века (1700-е годы). В центре из Иркутского музея

Для всех наших авторов сценариев на историческую тему, за редким исключением, источником служит исторический роман потолще, или, в самом лучшем случае, историческое сочинение постарее: они по наивности думают, что чем ближе сочинитель к ушедшей эпохе, тем больше он о ней знает, хотя история, оказывается, тоже наука, которая постоянно развивается, и изучать, скажем, русскую историю по Карамзину - все равно что изучать астрономию по Улугбеку.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Ермак. Парсуны XVII-XVIII веков. Справа из музея Ставрополя
                 
Поэтому и невдомек сочинителям-"профессионалам", что ногайский хан Урус был ближайшим и надежнейшим союзником царя московского Ивана IV Грозного, и вся московская конница ремонтировалась ногайскими конями. Бандитский налет волжской вольницы на беззащитную в тот момент ногайскую столицу в одночасье практически подорвал одну из становых жил российской военной мощи. Так что проигранная Ливонская война - отчасти вина Ермака и его "коллег".

Что же касается всеобъемлющего заговора Стамбула против Москвы, то и тут все обстояло прямо наоборот. Недавно рассекреченные документы XVI - XVII веков из архива МИДа показали ни с чем не сравнимую сеть агентуры Москвы, густо опутавшую все эшелоны власти Османской империи (и не только ее, конечно). И Восток, и Запад охотно продавались Москве, и ценнейшие сведения стекались к приказным дьякам за универсальную валюту средневековья - меха. Именно это "мягкое золото" было основой беспрецедентного могущества московской разведки. И именно в этом отгадка причины завоевания Сибири.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Кадр из фильма "Ермак". Стрельцы на струге. Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
                         
Поэтому особенно смешной показалась умильная сцена со стругом, полным борон и плугов, который с караваном стрельцов плывет утверждать власть Московии над Сибирью (как будто русские мужички не сладили бы эти инструменты на месте). Не за хлебом шли в Сибирь, а за меховой данью.

В конце концов, сценарий все же довели до вполне приемлемой исторической кондиции. Дальше пошли проблемы с костюмами, воинским и конским снаряжением.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная 1 Capture.JPG
Кадры из фильма. При съемках "Ермака", располагая небольшой конной армией, М.В. смог смоделировать различные варианты боя между кавалеристами и пехотинцами.      
Художников по костюмам перебрали - одни не хотят, другие не могут. Русский-то материал вроде знакомый, а вот турки, ногайцы, сибирцы… темный лес-тайга.
Да и объем громадный - завязнешь. Одна дама-художник придумала выход: поехать в Софию, взять напрокат там. Уж болгары-то турок знают, да и про степняков-праболгар монументальное полотно отсняли. Им ведь, киношникам, все едино - что болгары VII в., что сибирские татары XVI в.

Съездила дама, прогулялась, поучилась. Результат меня ошеломил: представьте, когда человек делает упрощенную стилизованную копию с плохо понятой упрощенной стилизованной копии с плохо понятого оригинала, которого никогда не видел и понятия не имеет о том, как он устроен. После всех передряг предложили сделать эскизы костюмов мне, что в конечном счете вылилось в целую серию из 90 комплектов.
Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная 1 2 3 Capture.JPG
Слева рисунок М. Горелика, справа кадр из фильма. Ермак - Виктор Степанов

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная 2 hhCapture.JPG
Рисунки М. Горелика, слева "Ермак в Сибири" - отряд на струге, справа эскиз костюма

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная 0 0 0 Capture.JPG
Эскизы костюмов к фильму "Ермак", справа черкас Александров
                 
Лучших исполнителей для исторического костюма, чем на Мосфильме, не найти во всем СНГ, да и в дальнем зарубежье. Много лучше Голливуда. А вот воинское снаряжение… Была мысль опять-таки позаимствовать в Болгарии. Естественно, за доллары. Но зачем за большие деньги арендовать вещи из другой страны и другой эпохи? И я предложил студии вложить гораздо меньшие деньги - и не доллары, а рубли - в создание вещей, нужных именно Ермаку, Кучуму и их сподвижникам.   Так возник наш "Яррист".
В Петрозаводске "ваяли" Ермаковы струги.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Кадр из фильма. Струги
                 
А под Пермью, в волшебном архитектурно-природном заповеднике над притоком Камы, возник городок с подлинными старыми солеварнями, церковью, а также свежесрубленными палатами Строгановых и причалами. А под Барнаулом (почти что "на диком бреге Иртыша"), на высоком мысу вознеслись башни и минареты Искера. В мастерских Мосфильма волшебные руки закройщиков, портных, вышивальщиц и сапожников оживляли мои эскизы костюмов. И не менее искусные руки молодых и пожилых мастеров "Ярриста" воскрешали воинское снаряжение казаков и сибирцев, воевод царя Московского и султана Турецкого. Всего за полгода с небольшим картина была практически полностью экипирована. Да так, что костюмы и снаряжения спокойно можно ставить в витринах музеев Москвы и Стамбула, Киева и даже Новосибирска - так точны и реальны оказались вещи.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Виктор Степанов -  Ермак, Никита Джигурда - Иван Кольцо
Но тут возникла проблема с актерами. Ермака с Кольцом искали долго, пробовали разных актеров, очень хороших и известных, пока не остановились на Степанове (Ермак) и Джигурде (Кольцо) как светлой и мутной ипостасях "Казака" (с большой буквы).

     

Сценарий фильма "Ермак" был готов очень давно, но тут началась "Перестройка" и денег не оказалось. На помощь пришли американцы – сам Дино Де Лаурентис давал $18 млн. Однако, на очень жестких условиях. Все сибирские народности следовало выкинуть ("нельзя перегружать зрителя лишней информацией"). Казаки должны быть полуголыми: женщинам – домохозяйкам нравится видеть обнаженные торсы (в Сибири!) Ермак не должен погибать: вдруг пойдет дальше — "Ермак-2", "Ермак-3". A cамого Ермака должен был играть Арнольд Шварценеггер, хотя Лаурентис готов был уступить – пусть будет Дольф Лундгрен.
Арнольду Шварценеггеру сценарий понравился, но режиссер, который не видел его в роли Ермака,  предложил Шварценеггеру роль Ивана Кольцо (предполагалось, что в русском прокате он будет говорить голосом актёра озвучивания). Шварценеггер согласился, — ему очень хотелось сыграть роль "русского мужика" в русском фильме, его абсолютно не волновали технические вопросы, он был готов на любую роль и согласен даже на смехотворный по голливудским меркам гонорар, но его американские продюсеры пригрозили ему судебным иском, поскольку его кабальный студийный контракт особо оговаривал условие, что он может сниматься только в главных ролях, таким образом сняться в этом фильме он мог, только играя роль Ермака Тимофеевича, но режиссёр фильма видел в этой роли В. Степанова, поэтому появления Арнольда в фильме не состоялось

         
А вот с "оппонентами" Ермака дело оказалось сложнее. Режиссеры Усков и Краснопольский - художники очень основательные и ответственные. Серьезных знаний от них, понятно, требовать трудно, да и тема не только трудная, нехоженная, но по нашим временам, еще и довольно скользкая. Вот они и пригласили в ассистенты по актерам на роли сибирцев одного казахского литератора.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Слева кадр из фильма. Ходжадурды Нарлиев - хан Кучум. Справа эскиз костюма Михаила Горелика для хана Кучума

Мужик он, сам по себе, оказался добрый, но, как абсолютное большинство наших литераторов, чудовищно темный во всем, что касается давно прошедших дней, и набитый дикими и безграмотными домыслами других столь же темных литераторов. И вот сей джентльмен приступил к работе, имея в голове мысль, что сибирские татары XVI в. - никто иные, как… казахи (идея эта вентилировалась в высказываниях другого - конечно же, выдающегося - казахского литератора, видимо не знавшего, что в это время процветало отдельное Казахское ханство). Не отрицая определенной этнической и полной антропологической близости тех и других, заметим, что подобного отождествления придерживаются лишь двое упомянутых выше литераторов. Самое же ужасное, что этот ассистент по актерам жутко комплексовал по поводу своей (и всех остальных казахов) монголоидности, почему-то считая ее уродством (может быть наслушался в Москве про "чурку косоглазую"?). А потому для первоплановых и второплановых ролей: Кучума, Али, Маметкула, Карачи, - он тщательно подбирал актеров "покрасивше" (на его взгляд).

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Слева кадр из фильма. Ходжадурды Нарлиев - хан Кучум. Справа эскиз костюма Михаила Горелика для хана Кучума

Кандидатами оказывались все больше орлинолицие представители Кавказа. Особенно тяжко было с Кучумом. Это ведь фигура очень сложная, мощная и трагическая, и в сценарии его образ отражен неплохо, верно. Актер тут нужен и с соответствующим талантом, и соответствующей внешности. Я с самого начала советовал обратиться в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, где есть великолепные трагические актеры того самого внешнего облика. Ан нет! Вдруг, как говорил литератор-ассистент, все зрители, особенно иностранцы, решат, что казахи в старину были такие некрасивые. И пошла актерская чехарда. Ее вершиной были пробы великого армянского трагика Соса Мкртяна. Надо заметить, что внешность у него не просто закавказская, а утрированно-арменоидная - большие круглые глаза, огромный орлиный нос, запавшие скулы.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Вот не знаю, кто такой Соса Мкртян, в голову в шубе приходит из армянских актеров с орлиным носом только Фрунзик Мкртчян
   
Словом, абсолютная противоположность монголоидной внешности Кучума. Режиссеры показали мне его фото в пышной меховой шубе, и с ожиданием спросили, на кого похож персонаж на фото. Ну, я и ответил, что больше всего - на армянского торговца мехами. Наконец, остановились наши авторы на известном туркменском актере и режиссере Ходжадурды Нарлиеве.
Конечно, есть в нем и трагизм, и азиатское величие. Да только лицо у него - никак не потомка Чингисхана. Ему турецкого султана, а то и самого Ермака играть. Слава Богу, не сработали ассистентские критерии красоты на исполнителях ролей первого министра Карачи, и первого полководца ханства, ханского племянника Маметкула: узбекский и киргизский актеры идеально вписались в образы и, что было особенно важно для меня - в костюмы (которые сами по себе образы). Ведь видно невооруженным глазом, что европеоидам - североевропейским ли, арменоидам ли, безразлично, - не идут белые колпаки и малахаи, они в них просто смешны. Ну да ладно, если араб Омар Шариф осмелился играть Чингисхана… Правда, это было в Голливуде в 50-х годах, и давно стало примером ушедшей в историю "развесистой клюквы".

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Слева направо: Ходжадурды Нарлиев - хан Кучум, Макиль Куланбаев - мурза Карача, Алдабек Шалбаев-  Маметкул, Мурад Алиев - Алей
   
Начало съемок было праздником, хотя и, особенно в экспедициях, одновременно тяжелым трудом с нелимитированным рабочим днем (по 12-14 часов) при любой погоде и в любых обстоятельствах. Тщательно одетые, экипированные, загримированные исполнители казались, особенно в натурных кадрах на ладьях, подлинно ожившей историей. Забавно, что во время съемок в теремном дворце Кремля, в реальных интерьерах подлинными казались на экране костюмы, а не интерьеры. Разгадка этого эффекта в том, что костюмы и сами персонажи были отфактурены, то есть где-то потерты, где-то запылены, пообношены, тогда как кремлевские интерьеры сияют постоянно свежей реставрацией: они красивы, но безжизненны

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Евгений Евстигнеев — царь Иван Грозный в теремном дворце Кремля
                 
Радовались долго, пожалуй, слишком долго - с 1991 по 1993 годы. Три года длились приключения героев, актеров, постановщиков. Самые захватывающие приключения выпали, пожалуй, на долю дирекции. Мы ведь все помним, как изменились цены, и куда делись средства на культуру в эти годы. А тут еще всякие передряги. К примеру, украли кучу вогульско-остяцких шуб из оленьего меха в Барнауле. Зачем, кто будет носить эти этнографические раритеты, увешанные бронзовыми подвесками?

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная __628765kkk.jpg
Кадр из фильма. Остяки и вогулы - устаревшие названия, сейчас они называются ханты и манси
                     
Тем не менее, каким-то чудом удавалось находить замены, и фильм неспешно двигался дальше. Что в результате получилось в художественном плане - судить зрителям; но за аутентичность используемого актерами оружия и снаряжения, насколько об этом можно было судить по имеющимся материалам, могу ручаться.

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Кадр из фильма "Ермак"

Покорение Ермака (1996). История подлинная и киношная
Кадр из фильма "Ермак"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Музей с претенциозным названием "Эксклюзив" в Переславле-Залесском расположен в удобном месте на "проездной" улице Урицкого, 7, по которой машины едут из Москвы в Ярославль и обратно, через дорогу от красивого терема "Блинная". Если вы едете на машине в Ярославль и остановились ...
решила поиграть в фея =) только сегодня, часов до 18 накидайте свои желания, буду выполнять по мере возможности, два условия: 1. не затратные - денег все равно нет =) 2. не требующие меня идти на измену, не прокатит) заодно проверим сколько тут народу в ...
Холод замучил вконец, лишает способности думать. Недавно подключил газовый котел (ростовский АОГВ-11.6). У меня двухтрубное отопление и две ветки. Вот по второй ветке, где помещения: моя спальня, ванная, туалет и коридор — видимо образовалась воздушная пробка. Батареи холодные. Там у ...
Когда я получила приглашение на участие в дискуссионной панели "женщины в математике", я растерялась. Отчего-то не отпускало ощущение, что это ошибка -- приглашать собирались вовсе не меня, кого-то другого, каким образом это приглашение оказалось у меня в почте для меня было загадкой. Прос ...
Мой давнишний друг и однокурсник Андрей Сидельников​ (который и сам теперь живёт в Лондоне и получил там аж политическое убежище) сообщает сейчас в своём блоге в фэйсбуке как сенсацию о сегодняшнем решении суда в Лондоне, признавшего, что Литвиненко убило ФСБ. Помилуй Бог, так какая же в ...