Пожарник Юра


Впрочем, в его фигуре недостаточно балаганщины, наверное, более точным будет некий собирательный образ бывшего демократа, который пытается подружиться то с ультралевыми, то с ультраправыми, постоянно предрекает немедленный апокалипсис, развал России и тоталитаризм, несмотря на то, что и экономическая, и политическая ситуация в стране улучшается с каждым годом.
Нынешнее непростое лето стало настоящим подарком для тех, кому хорошо, когда всем остальным плохо. И, похоже, символом горячего лета-2010 станет «музыкант Юра», объединивший в себе черты и попугая Кеши, и Лёни Голубкова, и Ходорковского, и коллективного Немцова.
От первого он взял неуёмное словоблудие и веру в то, что где-то там, далеко, реки текут молоком и мёдом. От второго - внешность потрепанного жизнью алкоголика и уверенность, что для улучшения ситуации в стране достаточно просто придти в нужное время в нужное место, не прикладывая никаких дополнительных усилий. От третьего - гипертрофированное самомнение и иллюзию того, что человек, добившийся успехов в одной сфере, является экспертом во всех остальных.
Ну а на деньги четвертого он просто живет и поэтому произносит то, что просит заказчик.
Запланированный на воскресенье митинг в «защиту» Химкинского леса больше всего напоминает сбор денег на утепление голубятен в разгар эпидемии чумы. Слов нет, голубь - символ мира и всё такое. Но когда в стране сгорели миллионы гектаров леса, продолжать с упёртостью и близорукостью носорога «спасать» несколько квадратных метров подмосковного перелеска просто кощунственно.
Оппозиция дружно клеймила Юрия Лужкова, якобы не пожелавшего вернуться из отпуска в разгар смога. А чем лучше устраивать междусобойчик во имя объекта, судьба которого на самом деле волнует лишь несколько десятков дачников?
В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» рассказывается о том, чем отличаются пожарные от пожарников. Приведем цитату полностью:
Что-то мелкое, убогое, обидное.
В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.
Делалось это под видом сбора на "погорелые" места. Погорельцы, настоящие фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.
"Горелые оглобли",- острили москвичи, но все-таки подавали.
Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали:
- Мама, пожарники приехали!
Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: "пожарники!"».
Шевчук и прочие «спасатели леса» - типичные пожарники. Единственная разница, что они не попрошайничают, а пытаются теми же средствами добыть себе политический капитал. Но все их воззвания имеют столько же отношения к экологии или к правам человека, сколько к ядерной физике или молекулярной биологии. То есть - никакого.
Известно, что бездумно пересылаемые по интернет-пейджерам и социальным сетям истеричные призывы «срочно найти кровь редкой группы для умирающего мальчика» довольно сильно вредят реальному донорству - люди просто перестают реагировать на настоящие просьбы о помощи. То же самое касается собачьих приютов и прочих всплывающих время от времени интернет-мемов.
Попытки маргинальной оппозиции присвоить себе темы благотворительности и защиты окружающей среды вытесняют эти важные для любого гражданского общества темы в сферу маргинального. Многие люди, которые хотят и имеют возможность оказать помощь, не будут это делать только потому, что где-то рядом ходят Немцов или Подрабинек или другой «правозащитник», послушав которых хочется долго промывать уши дезинфицирующей жидкостью.
Независимо от того, придут ли на «захимкинский» митинг 200 или 2000 человек, или он вообще отменится, разумеется, «по независящим от организаторов» причинам, сути происходящего это не изменит:
В то время, пока вся страна помогает пострадавшим от реальной экологической катастрофы, горстка неудачников продолжает жить в своем виртуальном мирке и мешать тем, кто занят настоящим делом.
«Пожарник Юра» - настоящий символ лета-2010. И скоро он уйдет в историю вслед за Леней Голубковым и прочими эфемеридами.