рейтинг блогов

Пожары на судах (продолжение)

топ 100 блогов mr_mariner30.08.2021 В начале декабря 2007 года СРТМ «Профессор Пробатов» нашего института вернулся из очередного рейса. Экипаж, по-видимому, уже приготовился Новый год праздновать и с семьями общаться. Но злобному директору все денег (на счетах института) было мало, и неосвоенная квота на камбалу жгла душу до изжоги. Ведь 31-ого декабря наступит полночь, и квота превратится… даже не в тыкву, из которой, по меньшей мере, семечек налущить можно. Давай я устраивать совещания с ответственной лабораторией – должны же у этой камбалы где-то быть зимовальные скопления, а вы, как прогнозирующие состояние её запаса специалисты, должны быть в курсе, где она зимует. Так что поднимайте свои учёные зады, чешите свои ученые лысины и плеши, и ступайте-ка мимо Анивского маяка на край материкового склона, привезите мне то, что можно будет продать в замороженном виде хотя бы и по 15 тыс. рублей за тонну.
[На фото с туристического сайта - маяк Анива]

Пожары на судах (продолжение)
Хоть директора и не ослушались, выполнять это «почётное задание» и наука, и команда отправились спустя рукава. Тралмастеру и матросам совершенно не улыбалось рвать и штопать на морозе донный трал, а грунты на краю материкового склона у Сахалина очень тяжелые. Главный камбальный специалист после этого рейса и вовсе из науки в администраторы институтского уровня подался. Да и остальному экипажу – какая тут рыбалка, когда «Новый год к нам мчится, скоро всё случится». Прошёлся «Профессор Пробатов» неширокими галсами за мыс Анива, тральнул раз несколько для отвода глаз и начал носом на родной порт Корсаков поворачивать.
В восточной части залива Анива, чуть мористее курса, повстречался «Профессору Пробатову» другой СРТМ. Нашим морякам странным показалось, что судно вроде бы без движения, а дымок плотноватый в утреннюю прозрачную атмосферу выпускает. – Да это они на летнем топливе, – с видом знатока пояснил боцман. Объяснение всех устроило, и наши пошли дальше, не меняя курса.
И тут морские боги сжалились над терпящими бедствие и послали хриплый прерывистый сигнал их автономной радиостанции прямиком на включенный на 16-ый канал УКВ-приемник «Профессора Пробатова». В рубке институтского судна сперва и не разобрали, кто зовёт и чего хочет, а когда разобрали сорванный уже голос радиста, развернулись и пошли к зовущим.
[На подходе к дымящемуся СРТМ "Винсент"]
Пожары на судах (продолжение)
СРТМ «Водолаз»* был в те годы уже почтенного возраста. Эти суда проекта 502М, типа «Ольга», с бортовой схемой траления строились с 1968 по 1981 г. в Волгограде и Хабаровске. Всего было построено 148 траулеров этого типа, и «Водолаз» был одним из первых – 1969 года постройки. В период разграбления крабовых запасов дальневосточных морей в начале 1990-х гг. множество судов разного типа и состояния спешно переделывались в краболовы, не избежал этой участи и «Водолаз». Работал он и «по-серому» (т.е. с нарушениями), и «по-черному» (т.е. вовсе без разрешительного билета), и в конце концов попался, был арестован и, может быть, так бы и сгнил у причала под арестом, как десятки других подобных судов.
[Новый СРТМ
проекта 502М, типа «Ольга» - фото из советского журнала "Водный Транспорт"]
Пожары на судах (продолжение)
Но нашлись предприимчивые ребята, судно у казны выкупили, «отремонтировали» и «реконструировали», и отправили снова зарабатывать незаконным образом японские йены. Переоборудовали судно для перевозки живого краба – морозильный трюм заменили наливными чанами. Ну это ещё полбеды, не они первые, не они последние. Плохо, что ремонтировали судно преступно безалаберно. Оргалит на переборки пошёл самый дешевый китайский, обогреватели в каютах – практически бытовые с открытой нагревательной спиралью. К изрядно проржавевшей надстройке пристроили сзади новую, дюралевую. Выдали ряженому судну новый флаг – камбоджийский, звучное имя – «Винсент» [Vincent] и отправили из Корсакова в какой-то японский порт за ловушками и наживой. Той наживой, которая в ловушки кладётся, а с той, которая на счета жадных владельцев должна была потечь, не заладилось. По судовым документам, судно следовало в Африку, в кенийский порт Момбаса. Но это была просто «дымовая завеса», чтобы выйти из российских вод и пропасть с экранов пограничных радаров.

* На сахалинском форуме, обсуждая гибель «Винсента», участники прощаются с другим СРТМ этой серии – «Водитель». Но у «Водителя» другой номер ИМО [International Maritime Organization (IMO)], который судну присваивается на весь период его жизни. Даже если название судна меняется, номер ИМО остается прежним. В рассказе я придерживаюсь версии и деталей, услышанных в далеком 2007 г. от непосредственных участников спасения – членов команды «Профессора Пробатова».

[На фото: Немногие из скопившихся в Авачинской губе конфискованных браконьерских судов]
Пожары на судах (продолжение)
Что выяснилось позднее. Новоиспечённый «Винсент» стартовал в ночь из порта «Корсаков», собрав на борт 17 членов экипажа разной степени трезвости. Старпом, который должен был заступать на вахту в 4 часа утра, ввалился в промерзшую за время стоянки в порту каюту в сильном подпитии, врубил на полную обогреватель, швырнул на палубу, не разбирая, сумку с вещами. Сумка прижалась тряпичным боком к металлу перед открытой спиралью обогревателя.
Я жил какое-то время на СРТМ «Еленинск» такого же типа, поэтому судовые «внутренности» помню хорошо. Каюта старпома на этом судне расположена ближе остальных к выходу на палубу, и, если бы он не был сражён алкоголем, шансы спастись у него были бы наилучшие. Погибли еще двое матросов и повар, которые жили в самой дальней четырехместной каюте, перед входом в столовую команды. Когда огонь от загоревшейся сумки старпома** добрался до китайского оргалита, выяснилось, что он горит «как порох». Температура горения очень скоро достигла таких значений, что сгорели и дюралевые стены надстройки. Выбравшиеся из горящих помещений члены экипажа сгрудились на палубе, при этом радист успел, обжигаясь, выхватить из радиорубки через разбитый иллюминатор автономную радиостанцию, без которой они могли бы и не спастись.
** Официальная причина пожара – короткое замыкание
[На фото: Погорельцы на палубе СРТМ "Винсент"]

Пожары на судах (продолжение)
С подошедшего «Профессора Пробатова» картина открылась ужасающая. Во внутренних помещениях судна ещё бушевал огонь. Стальные двери сгоревшей пристройки рядком лежали на стальном же леере [ограждении палубы], поскольку их уже ничто не держало. Осторожно подойдя своим правым бортом к горящему судну, наши «почетные спасатели» сняли с борта «Винсента» 13 погорельцев. Страшно представить, что случилось бы с ними на этом горящем остове судна, обездвиженном и обесточенном, даже в небольшой шторм, которые так обычны в наших широтах зимой.
[На фото: внутри кают ещё горит огонь]

Пожары на судах (продолжение)
В общем, директор института остался без ожидаемой камбалы и даже разразился у себя в ЖЖ язвительным замечанием с отсылкой на туповатый анекдот про чукчу, который на соревнованиях охотников ежедневно отчитывался за несколько убитых "ноусэров". Мол, провожаешь судно в рейс за камбалой, а оно привозит в порт чёртову дюжину погорельцев. За время моей работы на Сахалине это был второй подобный случай. Другое судно института - СТР «Дмитрий Песков», возвращаясь из ремонта в Пусане в конце декабря 2001 года, спасло в проливе Лаперуза моряков с горящего судна «Сафил-1». И не сказать, чтобы в проливе не было других судов. Но только «Дмитрий Песков» проходил по этой акватории в предновогодние дни легально, не прячась и не соблюдая режим радиомолчания. Поэтому подошёл, снял 23 человека и привёз в порт Корсаков. А выгоревший дотла «Сафил-1» ещё долго носило по проливу и чуть было не выбросило на японский берег.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Prog Italy September 2021 – 116 стр., 115 Мб, PDF – здесь или здесь . Classic Pop Special Blondie 2021 – 132 стр., 107 Мб, PDF – здесь или здесь . ...
Бусы - аметист, янтарь, бирюза, коралл, агат и стекло. И Фиговина с перламутровой фиговиной - вот как это называется - пауа? Фиговина из матового ТОХО и позолоченного ЛГБТшного стиля фиговина, хоть и ненамеренно, но таки да Фиговина типа "витраж", ...
Ни разу не пробовал эту штуку, спасибо ge_rus001 , надоумил, да и надо же когда-то попробовать. Так проще всем и сразу пожелать доброго утра.) ...
Это по мотивам материала " Дополненьище ", ссылка в котором дана на ТАСС. А могла бы быть дана и на " Интерфакс ", и на " Ведомости ", и на " Вести.Ру ", и на " Finanz.ru ", зеркалящую новости с платной ленты "Блумберг". И госТВ Польши тоже соообщает, что " Niemcy będą wspierać projek ...
В Твери нет нефти и газа, нет золота и алмазов, зато есть земля, море земли, за которую и разворачивается основная борьба. И так посмотрим, что же теперь будет в Твери, какие лица уйдут, а какие придут. Все думали, да что там думали, были уверенны, ...