рейтинг блогов

Пожары на судах

топ 100 блогов mr_mariner28.08.2021 Комментарий к недавнему посту о пожарах в Британской Колумбии (они всё ещё бушуют, но далеко от Ванкувера) напомнил про всякие истории, связанные с пожарами на судах. Комментарий был о том, что на суше, по крайней мере, есть куда бежать, а вот в море – совсем наоборот, хотя воды для тушения пожара – хоть отбавляй.
За двадцать морских экспедиций суда со мной на борту горели одиннадцать раз, если я чего-нибудь не забыл. Двенадцатый я вовремя пресёк – об этом в рассказике «За десять минут до всемирной славы» на https://proza.ru/2019/09/22/190
Надо признаться, все эти пожары были не страшными. Семь из них – на БМРТ «Мыс Тихий» в 1987-ом году, где неудачная конструкция дымовых труб приводила к накапливанию в них сажи, периодически вспыхивающей красивым объемным факелом.
[На фото - БМРТ "Мыс Тихий" в 1978 г., за девять лет до описываемых событий. Тащут на ремонт, видимо, подломался]

Пожары на судах
Второй механик, в заведовании которого находились дымовые трубы, очертя голову несся на самый верх с пожарным шлангом наперевес заливать пламя и возвращался весь мокрый и грязный от сажи. Выгорать саже давать было нельзя, поскольку от жара лупилась красивая черная краска с труб и могла пострадать проводка. А дымовые трубы на «Мысах» как раз располагались над рулевой рубкой. Частота возгораний сделала их довольно обыденными событиями судовой жизни, и на последние из них уже никто и поглазеть не бегал – продолжали себе играть на палубе в бильярд морского исполнения, с прорезанными в оргалите отверстиями вместо луз и плоскими шайбами вместо шаров.
[На фото: однотипный БМРТ "Мыс Юдина", здесь обводы судна лучше видно, чем на первом фото, где оно в анфас]
Пожары на судах
Опаснее всего горели в первый раз на БМРТ «Профессор Дерюгин» в 1986 г. Горели, как в большинстве случаев на флоте, от небрежной сварки. В подшкиперской приваривали какие-то металлические рейки к стальной переборке [так на флоте называется стенка], а что с другой стороны располагалась прачечная, и прачка навалила к стенке мешки с бельём, проверить никто не удосужился. Это ж ещё прачку искать, ключ у неё просить. В общем, когда кто-то в носовой части судна дым унюхал, в прачечной уже полыхало изрядно. И тут полный провал потерпела разработанная специалистами система борьбы за живучесть судна. Когда судовая трансляция отзвонила пожарную тревогу, натренированный экипаж метнулся было по боевым постам в соответствии с имеющимися у каждого расписаниями. А за бортом в этот момент – уже подтянутый «на кабеля» трал с парой десятков тонн сардины-иваси, и погода свежая. Чуть промухаешь, оторвет что-нибудь в сложной траловой системе и намотает на винт. В этом случае обездвиженный корабль повернёт к волне лагом [боком] и… дальше лучше не думать. Ситуацию спас капитан, прооравший следом команду – по постам не бежать, боцману, плотнику и паре вахтенных заняться тушением пожара. Эта зондеркоманда с огнём в конце концов и справилась.
[На фото: БМРТ "Профессор Дерюгин". После нашего рейса в 1986 г. судно продали рыболовецкому колхозу, который стал использовать его как промысловую базу]
Пожары на судах
Неприятными были три пожара в рейсе на РТМС «Гневный». Все три раза в трюме загоралась рыбная мука. Никто из не работавших в море и представить себе не может, что эта коричневая остро пахнущая субстанция может устраивать судну такие неприятности. Дело в том, что для безопасного хранения мука должна быть совершенно сухой. А в подмоченной муке начинаются процессы окисления, быстро разогревающие продукт. Если упустить момент, рыбная мука самовоспламеняется, и горит так, что «мама не горюй». Один из последних ярких примеров – сгоревший у берегов Чукотки в 2011 году корейский супер-траулер «Восточный ангел» [Oriental Angel], так и брошенный спасенным почти полностью экипажем у мыса Военных Топографов в 2011 году. Корейские моряки, видимо, ленились муку переваливать.
[На фото: Обгоревший "Восточный ангел" выброшен на мель к северу от мыса Наварина, фото 2011 г. ]

Пожары на судах
А на «Гневном», как только в мучном трюме задымится – всех «бездельников», науку в первых рядах, моментально выставляли тяжелые мешки ворочать, из одного угла трюма в другой перекладывать. Обнаруженные горящие мешки безжалостно отправлялись подкармливать морские экосистемы диковинным для них продуктом. И так три раза. Надо ли говорить, что машиниста рыбомучной установки мы ненавидели лютой ненавистью, будучи уверенными, что причиной самовозгорания муки – его небрежное отношение к технологии и уборке своих отсеков, при которой в рыбомучной трюм попадала вода.
[На фото: Россия и Корея наконец-то договорились. Средства выделены, "Восточного ангела" разделывают на металлолом - 2020 год]
Пожары на судах
Один раз видел со стороны, как мука в трюме судна горит. Это случилось на учебно-производственном судне (УПС) нашего управления, и наш траулер подослали народ спасать, если что случись. Но с пожаром на УПСе сами справились, даже не используя систему объемного пожаротушения. Помню качающийся на волнах УПС, у которого из открытой крышки трюма шпарил такой столб дыма – дымовые трубы нервно курили в приступе зависти. В другой раз довелось косвенно поучаствовать в спасении погорельцев. Но об этом в следующий раз, чтобы не громоздить.  Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О бабушках, дедушках – а также армейской авиации и гимнастике Сегодня в России отмечается День бабушек и дедушек! Возможно, в наши дни они и не рассказывают внукам на ночь сказок – но участия старшего поколения в воспитании подрастающего пока никто не отменял… Или всё ...
Выглядит легко, да, но не сразу дается. Конечно проще как большинство упарываться, антидепрессантами, наркотой, вредной едой, азенпики потом колоть себе что бы сбросить лишний вес, и тд. Большинство всегда выбирает что легче дается. У меня много времени ушло что бы легко заходить в ...
Что-то опять о Дэниеле Крейге ближе к ночи заговорили, видимо, Бонд сна и покоя лишает... Причем отзывы диаметрально противоположные. Ну, да — я в чем-то согласен; но надо отметить, что бондиана в целом в идеологическом и жанровом плане поменялась с момента появления там Крейга. ...
Охренительные дороги, 160км/час не чувствуется, тошнишь с этой скоростью в правом ряду, а все мимо пролетают, зато чувствуется, когда 60км/час едешь - ощущение, что стоишь. Поездка весёлая. В этот раз я не забыла дома удачу и обошлось без приключений; ...
Запись опубликована BV Social Club . Please leave any comments there. Дагестанский футбольный клуб Анжи купил Юрия Жиркова за 20 миллионов евро. На матче сборной России по футболу с Сербией болельщики в едином порыве скандировали «Жирков – пидарас» 27-летний ...