
Пожары на судах

За двадцать морских экспедиций суда со мной на борту горели одиннадцать раз, если я чего-нибудь не забыл. Двенадцатый я вовремя пресёк – об этом в рассказике «За десять минут до всемирной славы» на https://proza.ru/2019/09/22/190
Надо признаться, все эти пожары были не страшными. Семь из них – на БМРТ «Мыс Тихий» в 1987-ом году, где неудачная конструкция дымовых труб приводила к накапливанию в них сажи, периодически вспыхивающей красивым объемным факелом.
[На фото - БМРТ "Мыс Тихий" в 1978 г., за девять лет до описываемых событий. Тащут на ремонт, видимо, подломался]

Второй механик, в заведовании которого находились дымовые трубы, очертя голову несся на самый верх с пожарным шлангом наперевес заливать пламя и возвращался весь мокрый и грязный от сажи. Выгорать саже давать было нельзя, поскольку от жара лупилась красивая черная краска с труб и могла пострадать проводка. А дымовые трубы на «Мысах» как раз располагались над рулевой рубкой. Частота возгораний сделала их довольно обыденными событиями судовой жизни, и на последние из них уже никто и поглазеть не бегал – продолжали себе играть на палубе в бильярд морского исполнения, с прорезанными в оргалите отверстиями вместо луз и плоскими шайбами вместо шаров.
[На фото: однотипный БМРТ "Мыс Юдина", здесь обводы судна лучше видно, чем на первом фото, где оно в анфас]

Опаснее всего горели в первый раз на БМРТ «Профессор Дерюгин» в 1986 г. Горели, как в большинстве случаев на флоте, от небрежной сварки. В подшкиперской приваривали какие-то металлические рейки к стальной переборке [так на флоте называется стенка], а что с другой стороны располагалась прачечная, и прачка навалила к стенке мешки с бельём, проверить никто не удосужился. Это ж ещё прачку искать, ключ у неё просить. В общем, когда кто-то в носовой части судна дым унюхал, в прачечной уже полыхало изрядно. И тут полный провал потерпела разработанная специалистами система борьбы за живучесть судна. Когда судовая трансляция отзвонила пожарную тревогу, натренированный экипаж метнулся было по боевым постам в соответствии с имеющимися у каждого расписаниями. А за бортом в этот момент – уже подтянутый «на кабеля» трал с парой десятков тонн сардины-иваси, и погода свежая. Чуть промухаешь, оторвет что-нибудь в сложной траловой системе и намотает на винт. В этом случае обездвиженный корабль повернёт к волне лагом [боком] и… дальше лучше не думать. Ситуацию спас капитан, прооравший следом команду – по постам не бежать, боцману, плотнику и паре вахтенных заняться тушением пожара. Эта зондеркоманда с огнём в конце концов и справилась.
[На фото: БМРТ "Профессор Дерюгин". После нашего рейса в 1986 г. судно продали рыболовецкому колхозу, который стал использовать его как промысловую базу]

Неприятными были три пожара в рейсе на РТМС «Гневный». Все три раза в трюме загоралась рыбная мука. Никто из не работавших в море и представить себе не может, что эта коричневая остро пахнущая субстанция может устраивать судну такие неприятности. Дело в том, что для безопасного хранения мука должна быть совершенно сухой. А в подмоченной муке начинаются процессы окисления, быстро разогревающие продукт. Если упустить момент, рыбная мука самовоспламеняется, и горит так, что «мама не горюй». Один из последних ярких примеров – сгоревший у берегов Чукотки в 2011 году корейский супер-траулер «Восточный ангел» [Oriental Angel], так и брошенный спасенным почти полностью экипажем у мыса Военных Топографов в 2011 году. Корейские моряки, видимо, ленились муку переваливать.
[На фото: Обгоревший "Восточный ангел" выброшен на мель к северу от мыса Наварина, фото 2011 г. ]

А на «Гневном», как только в мучном трюме задымится – всех «бездельников», науку в первых рядах, моментально выставляли тяжелые мешки ворочать, из одного угла трюма в другой перекладывать. Обнаруженные горящие мешки безжалостно отправлялись подкармливать морские экосистемы диковинным для них продуктом. И так три раза. Надо ли говорить, что машиниста рыбомучной установки мы ненавидели лютой ненавистью, будучи уверенными, что причиной самовозгорания муки – его небрежное отношение к технологии и уборке своих отсеков, при которой в рыбомучной трюм попадала вода.
[На фото: Россия и Корея наконец-то договорились. Средства выделены, "Восточного ангела" разделывают на металлолом - 2020 год]

Один раз видел со стороны, как мука в трюме судна горит. Это случилось на учебно-производственном судне (УПС) нашего управления, и наш траулер подослали народ спасать, если что случись. Но с пожаром на УПСе сами справились, даже не используя систему объемного пожаротушения. Помню качающийся на волнах УПС, у которого из открытой крышки трюма шпарил такой столб дыма – дымовые трубы нервно курили в приступе зависти. В другой раз довелось косвенно поучаствовать в спасении погорельцев. Но об этом в следующий раз, чтобы не громоздить. Продолжение следует
|
</> |
