поиски и находки в твиттере великого князя

топ 100 блогов anarsul31.01.2017
Я встретил МАЗ – и все.
(с, слова народные)


Некоторое время назад благодаря Мыши я сделался обладателем вот такого кирпича. (Обратите внимание на количество страниц и вес книги!) Книжка, официально называющаяся "Записные книжки великого князя Николая Павловича 1822-1825", получила от тех, кто туда заглянул, ласковое прозвище "твиттер великого князя" и дальше будет понятно, почему.
Из-за очень специфического стиля – опять же, см. ниже – я даже не знаю, возьмусь ли я читать их когда-нибудь подряд или буду только изредка заглядывать и пугаться. Но из интереса я эти записки уже несколько раз листал. И вот в один прекрасный момент мой взгляд упал на алфавитный указатель – и в частности на одно из имен в нем: Муравьев-Апостол Сергей Иванович.

Надо сказать, мысль о том, что он упоминается там не просто так, пришла ко мне не сразу. Но все же пришла – и по указателю я посмотрел, на какой странице он есть. Оказалось, на странице 237. Привожу ее целиком – как пример стиля записок.
(И они такие все. Три года он вот так записывает каждый свой день. Первая запись – от 1 января 1822, последняя – от 12 декабря 1825, и одна строчка за 13ое, что, в общем, вполне можно понять – в это время уже не до грибов.)

Но пока – 1823 год, конец весны. Даты даны по старому и новому стилю в параллель, т.е. первый приведенный здесь день – это 25 мая по старому стилю или 6 июня по новому. В квадратных скобках – восстановленные сокращения. Курсивом – даты и слова, в оригинале написанные по-русски. Сами записки на французском.


25/6 июня. Пятница.
Прибыл в 5 1/2 утра в Бобруйск, Берг, Нагель, Нейдгардт, говорил с Нагелем, почистился, лег, в 9 1/2 утра Фельдман, Нагель, ординарцы, Обручев и Розенмарк, на развод I-го б[атальона] Кременчугского полка, хорошо в том, что касается ступней, в остальном плохо, ошибка на ошибке, смена караула, уехал к себе, Обручев, Розенмарк, обошел плацы, поехал с Розенмарком в дрошках в форт Вильгельма, осмотрел, хорошо, вернулся, чай, читал, оделся, Флам, эстафета, письмо от Матушки и от жены, обедал вдвоем с Фламом, Нейдгарт и Набоков, показываю им [нрзб.], работал, читал, смотрел варшавскую учеб[ную] команду, плохо, отругал, удалился, чай, пошел пешком с Фламом смотреть остальные работы, хорошо, в дрошках с Фламом в строящуюся казарму, затем пешком в госпиталь, вернулся в дрошках с Фламом, комендант, уходит, чай, читал, рисовал, читал, лег.

26/7 июня. Суббота.
Встал в 5, Флам, выехал с ним в дрошках в лагерь пион[еров], Нейдгардт с своими, пропустил смотром бригаду, дефилировали плохо, б[атальон] саперов хорошо под ружьем, выругал, оттуда в форт Фридриха-Вильгельма, вернулся, чай, на развод I-го б[атальона] 12-го егер[ского полка], сносно, смена караула, Муравьев бывший Семеновский, удалился, Нейдгардт с Норовым, говорил, уходят, разделся, чай, читал, Флам, Фельдман, говорил, уходит, вызываю Розенмарка, говорил, уходит, читал, дремал, обедал вдвоем с Фламом, он уходит, рисовал, читал, дремал, читал, Розенмарк, работал, чай, оделся, поехал с Фламом в дрошках в форт Александра, стрелял из [нрзб.], из пушки, отброс огня, оттуда в лагерь пион[еров], учились по б[атальонам] под командованием Нейдгардта и его [подчиненных], сап[еры] хорошо, 2-й пион[ерный] посредственно, 4-й хорошо, линейное учение, возвратился, разделся, чай, Нагель, говорил, он уходит, работал, Флам, работал, уходит, разделся, ужинал, лег.

27/8 июня. Воскресенье.
Встал в 4, Флам, чай, Нагель, Розенмарк, уходят, работал, распрощался со всеми, Нейдгардт, выехал в 5 часов, ужасная жара, сильная гроза...


Дальше еще небольшое количество подробностей про 27 мая, которые мне было уже лень набирать, но суть не в них.
Суть в том, что среди всего этого на нас выплывает "Муравьев бывший Семеновский" и с немалой долей вероятности это именно Сергей. Матвей в Семеновском полку был до начала 1818 года, т.е. с тех пор прошло уже 5 лет, а вот Сергей с Семеновским полком расстался позже – в конце 1820 года, и при весьма заметных обстоятельствах. Кроме этого, ассоциация с Семеновским полком доживает аж до 1848 года, когда пишутся записки Николая о дворцовых допросах: "Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный Государь отличал", подробнее, например, здесь.

Пока же на дворе начало лета 1823-го года, все это лето 3-й пехотный корпус и сочувствующие не только он будут заниматься "пехорическими" и прочими "победоносными" занятиями (обе цитаты из переписки Сергея с отцом), за это время среди членов Васильковской управы – по совместительству офицеров этого корпуса – успеет созреть "Бобруйский план", он же "Бобруйский заговор", элегантность которого заключается в том, чтобы начинать одновременно на Юге – и арестом императора, так кстати прибывшего на смотр войск. Под боком как раз есть прекрасная Бобруйская крепость, в которую можно посадить императора, пока восставшее войско будет двигаться на Москву и Петербург... В общем, если так проводить лето, можно еще и не такое придумать. Но пока что императора нет, на каком этапе этот план – можно только предполагать – но зато есть великий князь, который посещает Бобруйск и местные достопримечательности в виде каких-то фрагментов 1ой армии, и среди всего этого происходит встреча, внезапно удостоенная занесения в журнал.

Что это было, Пух? – возникает закономерный вопрос.
Ответа на него у меня нет.

Есть только небольшая иллюстрация.
Дело в том, что по стечению разных обстоятельств и опять же, во многом благодаря Мыши, я сижу как собака на сене на ксероксе трех тонн порядка 30 французских писем С. Муравьева отцу и перевожу их примерно по одному письму раз в полгода. Из этих писем большая часть – за 1821 год, и штук по пять за 1822 и 1823. И среди этих пяти писем за 1823-ий год есть письмо от 29 мая, т.е. через день после отъезда Николая. Обнаружив его, я возликовал, ожидая подробностей этой встречи. Но все не так-то просто.
Письмо привожу целиком (насколько мне удалось его прочесть), перевод с французского мой.


Бобруйск, 29 мая 1823
У меня не было возможности написать вам с прошлой почтой, любезный Папинька*, и причиной этому был приезд Великого Князя Николая, он был здесь только три дня и уехал позавчера утром, и из этого следует, что мы все время были на ногах, и даже Матвей, который был только доброжелательным зрителем, должен был оставаться до Его отъезда, потому что все почтовые лошади были реквизированы; все это прошло довольно удачно, был парад, и я считаю, что в отношении службы у меня все довольно хорошо, несмотря на все сопутствующие трудности. Вы не представляете себе, что это такое, любезный Папинька, мы не покидаем лагерь [нрзб.], сегодня, к примеру, я здесь дежурный при бригаде, а завтра я иду с моим батальоном нести караул в крепости. Мне нужно возвращаться на пост, в Среду я буду более свободен, и я использую это, чтобы написать вам более длинно. Я заканчиваю, целуя вам руки, так же как и моей дорогой Маме, и обнимая всех наших.
Ваш покорный сын,
Сергей Муравьев Апостол
Бестужев мне поручил, любезный Папинька, вам сказать, что он чувствует доброту, которую вы проявляете, вспоминая о нем. Он хочет сам вам писать, чтобы этим выразить свою благодарность.


* в оригинале Mon cher Papa, мой перевод – это тот вариант, который используется в русских письмах.

Следующее письмо – от 19 июня, раньше нет времени написать, вслед за великим князем приезжает генерал Рот, командующий 3-им пехотным корпусом, ожидается некий пока непонятный general en chef, письмо опять короткое и на бегу - а дальше разрыв и письма есть только от конца июля.


Сначала от сочетания "Муравьев бывший Семеновский, удалился" я подумал, что этот Муравьев зачем-то к Николаю приходил. Но скорее это "удалился" относится к самому великому князю. Может быть, как-то связаны между собой "смена караула, Муравьев".

В общем, я остаюсь в некотором недоумении по поводу всего этого – и под впечатлением от встречи, которую один запомнил (вернее, записал), а другой нет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Добрый вечер! Сходили с дочкой 4 года к стоматологу, нужно лечить кариес. Врач настоятельно рекомендовала перед лечением сдать кровь на аллергию к стоматологическим анестетикам, т.к. ребенок лечится впервые. Окей, не вопрос. Стала гуглить, где это можно сделать, и на сайте KDL в описании ...
Он же - Европейский концерт, он же - система конгрессов, он же - Венская система. Да ни покажется никому странным, но прообраз этой системы впервые зародился то ли при Мазарини, то ли при Людовике-Солнышке. В Англии это называлось концепцией баланса сил, или политического равновесия ( ...
Кроме широко известных максим типа Лезвия Оккама «Не стоит множить сущее без необходимости» (при прочих равных условиях, простейшее объяснение чаще бывает верным) или Бритвы Хэнлона «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью» существует и Пылающий Лаз ...
Американцам не следовало заявлять о своей победе в холодной войне, сказала бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт в интервью The Washington Post «Я считаю, что было ошибкой с нашей стороны говорить, что мы победили в холодной войне. Это они проиграли в холодной войне. И разница ...
До сих пор помню, как мама ставила мне руку для письма. Сколько простых, ...