Автоистории: Пересечь Африку - 3
dottore_mafioso — 08.09.2025
Теги: Чаплин
#осеньмоеймечты #10историй(и снова ЛОНГРИД!)
Майор Чаплин Корт Тритт. Chaplin Court Treatt (1888, Лондон, Великобритания – 1954, Лос-Анджелес, США)
Вторую, после лейтенанта Гретца, попытку пересечь африканский континент, предпринял в 1924 году майор Чаплин Корт Тритт, отставной офицер британских ВВС, занимавшийся организацией авиасообщения между Родезией и Кейптауном. Причём, его маршрут пролегал уже не с востока на запад, а гораздо дальше – с юга на север. В компаньоны он выбрал жену Стеллу и два английских Crossley, которые он водил во время Первой мировой и остался доволен их проходимостью. Кузова он переделал в пикап, и сделал их 6-колёсными. Кроме него и его жены, в экспедицию отправлялась группа из 5 человек: младший брат Стеллы кинооператор Эррол Хиндс, журналист канадец Фред Лоу, корреспондент лондонской Daily Express, кинооператор канадец Томас Гловер, помощник и слуга малавиец Джулиус Мапата и переводчик суданец Муса.

Новые Crossley для экспедиции у ворот завода (1924)
28 сентября 1924 года мэр Кейптауна и участники Автомобильного клуба Южной Африки проводили экспедицию в дальний путь. Следующие 25 дней были сплошной борьбой с глубокой грязью. Добравшись до Булавайо (Зимбабве), они остановились на несколько недель – нужно было заменить повреждённую ось и сконструировать прицеп для снятия нагрузки с автомобилей. Следующие 380 миль до водопада Виктория были не лучше. Дороги были размыты непрекращающимися ливнями. То и дело приходилось рубить деревья, чтобы подложить их под колёса, и нанимать волов, чтобы тащить машины. Порой в день экспедиция продвигалась всего на пару миль. До водопада они доехали только через 4 месяца. Похоже было, как будто погода восстала против них.

Слева направо: Эррол Хиндс, Стелла и Чаплин Корт Тритт во время экспедиции 1924-1926

Застрявший в грязи грузовик недалеко от Булавайо в Южной Родезии (1924)
Путешественники постепенно избавлялись от менее нужных вещей и снаряжения, стараясь облегчить автомобили. Последний, практически прямой, отрезок пути, которые в другое время они преодолели бы за день, команда преодолела за месяц. Добравшись до отеля у водопада, выбившиеся из сил путешественники остановились на отдых. Сотрудник железной дороги помог им перебраться, со всеми предосторожностями, по железнодорожному мосту через реку Замбези. Но трудности и не думали заканчиваться здесь. Мосты через местные реки и речушки попадались чуть не каждую милю пути, и приходилось налаживать переправу или строить временный мост.

Переправа на плоту через реку Чамбези в Северной Родезии (1925)
Интересное событие произошло в районе Лусаки (Замбия), где экспедиция майора Тритта, направлявшаяся на север, встретила часть экспедиции Ситроена, направлявшуюся на юг по почти тем же дорогам. «Ничего себе, какое здесь активное движение!», - наверняка, подумали те и другие.

Встреча с экспедицией Ситроена (о ней - в следующем рассказе)
30 сентября, спустя год после старта из Кейптауна, экспедиция добралась до Найроби (Кения). Только тут стало неожиданно легче, и уже через 8 дней, проехав всю Уганду, и команда въехала на территорию Судана. 23 октября они переправились через Нил на небольшом плоту, едва уместив 2 машины. И тут снова хлынул ливень, испортив дороги и превратив их в вязкое болото. 20 декабря путешественники добрались до Эль-Обейда на краю суданской пустыни, где и остановились, чтобы отметить своё второе Рождество в пути, и чтобы дождаться новых колёс из Хартума. Из Каира пришла телеграмма, сообщавшая, что из Судана до Каира дороги нет и добраться на автомобиле невозможно. Оба «Кроссли», и вправду, потерялись в пустыне, и нашли друг друга, лишь добравшись до Асуанской плотины, и вместе добрались до Луксора 20 января. И уже через 4 дня подъезжали к Каиру, страшные от усталости, в обтрёпанной и дырявой одежде, где возле пирамид Гиза их торжественно встречали члены Египетского автомобильного клуба и правительственные чиновники. Хотя основная часть экспедиции закончилась, путешествие продолжилось. Добравшись из Каира до Александрии, команда погрузилась на корабль и доплыла до Марселя, откуда грузовики доехали своим ходом до порта Кале. Оттуда снова на корабле чрез Ла-Манш в порт Дувр, и снова своим ходом до Лондона, где их снова ждала торжественная встреча.

Каменистая дорога в Танганьике (1925)

Переправа «вручную» через реку Наам в Судане (1925)
Стелла Корт Тритт по итогам экспедиции смонтировала кинофильм Cape to Cairo (1926) и написала книгу Cape to Cairo: The Record of a Historic Motor Journey (1927) о 17-месячном путешествии. Чаплин Корт Тритт организовал ещё несколько экспедиций в Африку до своего переезда в Калифорнию. А в Африке, начиная с 1925 года, начали строить дороги между городами, особенно в восточной и южной части континента. Однако и в наше время в северной Уганде и южном Судане есть непроходимые места даже для современных транспортных средств.

Карта маршрута экспедиции

Стелла Корт Тритт и майор Чаплин Корт Тритт
ФОТО:
- Новые Crossley для экспедиции у ворот завода (1924)
- Слева направо: Эррол Хиндс, Стелла и Чаплин Корт Тритт во время
экспедиции 1924-1926
- Застрявший в грязи грузовик недалеко от Булавайо в Южной
Родезии (1924)
- Переправа на плоту через реку Чамбези в Северной Родезии
(1925)
- Встреча с экспедицией Ситроена
- Каменистая дорога в Танганьике (1925)
- Переправа «вручную» через реку Наам в Судане (1925)
- Карта маршрута экспедиции
- Стелла Корт Тритт и майор Чаплин Корт Тритт
|
|
</> |
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Эту кошку я могу назвать своим другом. Я с ней подружилась
Покровская родительская суббота
Как бы ни пыжилась: Польша локомотивом европейской экономики не станет —
День ходьбы
Горизонты техники для детей 1967-1970
Из мальчика — в Семена Семеновича Горбункова. Плюсы и минусы ранних браков.
Ну и как, догнали Америку?
«Белый» и «чёрный» бизнес: что выгоднее? Мнение сотрудника Роспотребнадзора

