Погребальные маски Таштыкской культуры

топ 100 блогов igfn22.05.2020

Сейчас, когда музеи закрыты, туроператоры сидят без работы и даже традиционная «ночь музеев» была проигнорирована, я постараюсь немного рассказать об одной интересной традиции принадлежащей народу, жившему две тысячи лет назад на просторах минусинских степей. Речь пойдет о погребальных масках Таштыкской культуры.

Погребальная маска из коллекции музея им. Н.М. Мартьянова
Погребальная маска из коллекции музея им. Н.М. Мартьянова

Наиболее ранние погребальные маски встречаются в курганах переходного тагарско-таштыкского этапа, это второй-средина первого века до нашей эры. В это время на масках изображались в основном европеоиды с узкими и горбатыми носами. Создавались эти маски путем наложения желтой жирной глины на лицо трупа, иногда поверх желтой глины накладывался слой белой гипсовидной массы. Эта традиция продолжилась и на раннем, Изыхском этапе (средина первого века до нашей эры — средина первого века нашей эры), в Таштыкскую эпоху в грунтовых могилах. Археологи считают, что в это время маска выполняла роль изолятора умершего от мира живых, так как труп некоторое, иногда довольно продолжительное время, оставался не погребенным, что было необходимо для исполнения сложных погребальных обрядов. Маски из грунтовых могил изготовлены из необожженной гипсовидной массы и плохо сохранились. 

Фрагменты погребальных масок, музей им. Н.М. Мартьянова
Фрагменты погребальных масок, музей им. Н.М. Мартьянова

В более поздние этапы Таштыкской культуры уже не встречаются маски выполненные путем наложения гипсовидной массы на лицо покойного, в это время маска изготавливается на «голове» специальной куклы, сшитой из кожи. Труп предварительно сжигался, останки укладывались в «куклу» на «голове» которой была закреплена маска, кукла помещалась в деревянный склеп и склеп поджигался. В результате маски обжигались и приобретали прочность, но часто ломались под тяжестью упавших бревен и земли. Вместо кукол иногда изготавливались бюсты, внутрь которых так же укладывались сгоревшие останки.

Бюст, музей им. Н.М. Мартьянова
Бюст, музей им. Н.М. Мартьянова

Все без исключения маски и бюсты имеют индивидуальные черты и не найдено двух похожих лиц, от сюда делается вывод, что все они носили портретное сходство с оригиналом. Антропологическое исследование показало, что на ранних этапах изготовления масок на них в основном изображены европеоиды, а на более поздних — преобладают монголоидные черты. К четвертому веку нашей эры традиция создания посмертных масок угасает, во всяком случае в погребениях этого и более позднего времени ни масок, ни бюстов уже не встречается.

Желающие виртуально побродить по залам музея им. Н.М. Мартьянова могут пройти на его официальный сайт:


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
буду кратка: спасибо! огромное спасибо за ...
Давно уже не коллекционирую что-то специально, но коллекции собираются сами собой. Не покупаю в поездках всякую хрень, в том числе и магнитики. Сегодня покажу такую коллекцию, которая собралась за несколько лет блогерской жизни. На фоне ковра надеюсь смотрится отлично) В углу у меня п ...
ужин француза ...
(рассказ Брежнева группе своих консультантов накануне 26 съезда КПСС): "Да, во все мы тогда верили. И как было без веры... Придешь в крестьянский дом излишки хлеба забирать, сам видишь, у детей глаза от буряка слезятся, больше ведь есть нечего... И все же отбирали, что найдем, из ...
Любовь поляков к Франции и США понятна и объяснима: не умея наладить хорошие отношения с соседями поляки любят опереться на силу дальних. Похоже немного на поведение грузин, однако в отличие от небольшой кавказской страны, Польша часть своей истории была вполне себе Великой Державой. И в ...