рейтинг блогов

Поговорим о Накбе

топ 100 блогов leorer20.05.2023 В последнее время заметил любопытное явление – левая часть израильского политического спектра полностью усвоила и транслирует арабский нарратив Накбы. Видимо, люди поняли, что союзниками против праворелигиозной коалиции у них могут быть только арабы, и выстраивают для этого общее понятийное поле.

Вот такая надпись появилась на воротах Кирии (комплекса министерства обороны и Генштаба) в Тель-Авиве во время последней войны между Израилем и Исламским Джихадом:

Поговорим о Накбе

“Освободить гетто Газа”. Она была быстро закрашена, в прессу эта картинка не попала. Если бы не блогер А-Цель, я бы о ней не узнал.

А вот скриншот 13-го канала:

Поговорим о Накбе

Еженедельная демонстрация против юридической реформы была отменена во время обострения вокруг Сектора Газы, но актив протеста всё равно вышел. С палестинскими флагами. Поскольку организаторов на месте не оказалось, эти флаги некому было отбирать и прятать от телевизионщиков.

Похоже, левый актив усвоил простую истину – в борьбе против правых и ортодоксов у них нет других союзников, кроме арабов, израильских и палестинских. Поэтому он выстраивает с ними поле взаимопонимания и общих действий. Левых элитариев больше устраивает перспектива жизни в одной стране с палестинскими арабами, которые у нас и так работают и присутствуют, чем с ортодоксами, которые по мнению этой публики являются паразитами и самим фактом своего существования снижают ее уровень жизни.

Знаковая статья появилась сегодня в газете “Гаарец” – рупоре левых. Она была перепечатана русскоязычным сайтом “Детали”. Помещаю ее здесь. После статьи я ее прокомментирую и скажу, в чем неправы ее авторы.

=================================

Шесть основных фактов о Накбе, которые следует знать

Источник: https://detaly.co.il/shest-osnovnyh-faktov-o-nakbe-kotorye-sleduet-znat

Несколько недель назад Израиль отпраздновал свой 75-й день независимости. 15 мая отмечался День Накбы, и ООН впервые отметила его. Необходимо понять несколько фактов, чтобы понять непреходящее значение этой годовщины.

Вопреки утверждениям пропаганды, в День Накбы палестинцы не отмечают создание Израиля как свою национальную катастрофу. Речь идет о катастрофе, которая с тех пор является постоянной судьбой палестинцев, как следствие упорной политики Израиля и многих других стран, которые отказываются рассматривать палестинцев как народ и национальную группу, имеющую право на самоопределение.

День Накбы знаменует собой продолжающуюся и исчерпывающе документированную историческую катастрофу, катастрофу, на которой было построено государство Израиль, каким мы его знаем. Масштабы этой катастрофы, то, как она разворачивалась, насилие, которое она повлекла за собой, и ее долгосрочные последствия для палестинцев, израильтян и Ближнего Востока все еще изучаются. Спустя 75 лет после того, как сотни тысяч палестинцев были вынуждены покинуть свои дома, есть несколько основных фактов, которые должен знать каждый, чтобы понять непреходящее значение Накбы.

Население. До войны 1948 года в Британской подмандатной Палестине проживало 600 000 евреев и 1,4 миллиона палестинцев. Из этих 1,4 миллиона палестинцев 900 000 жили на территории, которая после войны стала государством Израиль. Большая часть этого населения, 700-750 000 человек, была либо активно изгнана, либо бежала за границу — в Сирию, Ливан, Египет, Трансиорданию — или на территории, контролируемые арабскими армиями, участвовавшими в войне (Западный берег реки Иордан и сектор Газа).

Вопреки распространенному в Израиле мнению, единственный задокументированный случай, когда арабские лидеры призвали арабское население к бегству, произошел в Хайфе. Они покинули город, когда он подвергся нападению «Хаганы» — военизированных сил, существовавших до образования государства, — несмотря на увещевания некоторых представителей еврейского руководства остаться. Исторические исследования не нашли никаких доказательств того, что арабское руководство отдало приказ населению покинуть свои дома. Это утверждение, очевидно, возникло в израильской пропаганде 1950-х и 60-х годов, которая пыталась представить выселение палестинцев как результат добровольного выбора.

Таким образом, к концу войны в границах Израиля осталось палестинское меньшинство численностью 156 000 человек. Из них 46 000 были внутренними беженцами, которые были либо изгнаны, либо покинули свои дома и земли и были вынуждены продолжать жить в других местах на территории Израиля.

Земля. За ограниченными исключениями, палестинским беженцам никогда не разрешалось возвращаться в свои дома и на свои земли — это объявленная политика Израиля, разработанная еще во время войны. Предотвращение возвращения палестинских беженцев (называемое в израильском языке «инфильтрацией») было ключевым проектом в первые дни существования израильского государства. С этой целью во время войны и в последующие годы Израиль разрушил около 400 покинутых палестинских деревень и палестинских кварталов в городах или поселил там еврейских иммигрантов. Со временем названия деревень были стерты с карты, помечены как «руины» или переименованы и получили названия на иврите.

Большая часть земли в этих деревнях была присвоена сразу после войны 1948 года и стала государственной землей на основании Закона о собственности отсутствующих, который определял палестинских внутренних беженцев как «присутствующие отсутствующие». В последующие десятилетия продолжалась дальнейшая экспроприация земли. Из-за ограничений на передвижение, введенных военной администрацией, которая управляла палестинцами в Израиле до конца 1966 года, внутренним палестинским беженцам также было запрещено возвращаться в свои деревни.



В общей сложности 85% земельных владений, принадлежавших палестинцам на территории, ставшей государством Израиль до 1948 года, были экспроприированы и перешли в собственность государства. В результате сельскохозяйственные земли, которые были основными источниками дохода для палестинского меньшинства, оставшегося на территории Израиля, также были захвачены государством.

Культура и политика. Наряду с изгнанием палестинского населения и изъятием его источников дохода, Накба также уничтожила динамичную национальную общину с процветающей культурой, глубоко укоренившейся на землях, которые в 1917 году стали подмандатной Палестиной.

В 1930-х и 40-х годах Хайфа, Яффо, Иерусалим, Акко, Газа и другие города стали процветающими центрами палестинского бизнеса и досуга. В этих городах были арабские юридические и бухгалтерские фирмы, кинотеатры, театры, кафе, рестораны, гостиницы, библиотеки, пляжи и спортивные клубы. В них также располагались культурные ассоциации, которые палестинцы посещали ежедневно, где они укрепляли свои давние связи с интеллектуалами, художниками и политиками со всего Ближнего Востока.

Как и сионистское население, с конца османской эпохи палестинское население представляло себя на пути к будущему суверенному и демократическому государству. Война 1948 года прервала этот процесс. Когда война закончилась, Назарет был единственным арабским городом, оставшимся в Израиле, а в других крупных городах палестинцы составляли незначительное меньшинство.

Причины Накбы. Навлекли ли сами палестинцы на себя катастрофу 1948 года, выступив против плана раздела ООН 1947 года? На этот вопрос есть два ответа, нормативный и практический.

С нормативной точки зрения, этот вопрос нужно задать честно: если бы сегодня в Израиль приехала община иммигрантов, заявила о своем историческом праве собственности на землю и предложила бы нам, израильтянам-евреям, разделить ее, считали бы мы это оправданным и были бы готовы пойти на «компромисс» в вопросе раздела земли? Для палестинцев План раздела был сродни заявлению: «Вы вторглись в мой дом, а теперь вы готовы пойти на компромисс в вопросе о том, как разделить комнаты».

Явное большинство среди палестинцев и их политическое руководство были готовы принять еврейских иммигрантов в Палестине в качестве меньшинства с равными правами в рамках будущего государства с арабским большинством. Однако даже для того меньшинства, которое было готово пойти на компромисс в вопросе раздела земли, План раздела ООН 1947 года представлял собой несправедливое разделение территории и ресурсов.

Это подводит нас к практическому ответу. Когда план раздела был принят на голосование, большая часть земли в предполагаемом еврейском государстве не находилась в собственности евреев и служила домом для 350 000 арабских палестинцев. В состав еврейского государства должны были войти город Хайфа и его порт, главный экономический актив страны; прибрежная равнина, на которой располагалась большая часть палестинской цитрусовой промышленности; дороги, проходящие через всю страну; и плодородные земли в долинах. Весь Негев был выделен для еврейского государства, несмотря на крайне ограниченное количество еврейских земель, исходя из предположения, что евреи обладают большим потенциалом для его развития в будущем, нежели существующие права собственности или права на землю.

Почему палестинцы не оставляют прошлое в прошлом?

Для палестинцев Накба — это не прошлое. Это настоящее. Процесс, начавшийся в 1948 году, по сути, никогда не заканчивался. После войны Израиль экспроприировал палестинские земли и ввел военную администрацию для своих палестинских граждан, которая продолжалась до 1966 года. Затем, в 1967 году, Израиль установил военное правление на оккупированном Западном берегу и в секторе Газа. Военное правление и поселенческий проект продолжают присваивать все больше и больше палестинских земель, посягая на личные свободы, права человека и достоинство палестинцев, практически уничтожая возможность создания палестинцами независимого государства в будущем.

Реальность жизни в положении беженцев обрекла многие поколения палестинцев на жизнь в страданиях и нищете, которая продолжается десятилетия после войны. Во время войн 1967 и 1982 годов, а также периодических войн и осады Газы с 2007 года, их положение только ухудшилось. Действительно, Израиль не несет единоличной ответственности за положение палестинцев в лагерях беженцев или за эти военные столкновения. Но корни этих конфликтов, несомненно, восходят к 1948 году как к формирующему моменту, и каждый раз заново наполняют его смыслом. Поэтому палестинцы воспринимают «Накбу» не только как историческое событие, но и как форму продолжающегося существования. Она подтверждается при каждой встрече с солдатом на контрольно-пропускном пункте, при каждой экспроприации земли и ограничении передвижения или во время войны в Газе. Таким образом, травма 1948 года продолжает оставаться основой палестинской идентичности и коллективной памяти.

Значит ли это, что из нынешней ситуации нет выхода? Вовсе нет. На протяжении всей совместной истории израильтян и палестинцев было бесчисленное множество возможностей исправить несправедливость 1948 года путем честного признания Израилем палестинской трагедии, национальных прав палестинцев, компенсации их материальных потерь, возвращения части беженцев на свою землю и, наконец, проведения устойчивых границ или совместного принятия решения о создании двунационального государства на основе соответствующих политических договоренностей. Израиль решил не делать этого из своих собственных соображений, но в будущем он может поступить иначе.

Накба — это дело палестинцев. Почему это должно волновать израильтян?

Потому что война 1948 года не была войной между двумя странами, в которой одна сторона просто проиграла. Именно уничтожение палестинского населения позволило Израилю сформироваться как демократической стране с явным еврейским большинством. Стирание палестинской культуры и истории позволило современному государству Израиль провести прямую связь между собой и библейской эпохой, игнорируя при этом долгую и богатую арабскую историю этой земли.

Другими словами, без Накбы Израиль, каким мы его знаем, не смог бы появиться на свет. Это налагает на еврейских израильтян значительную ответственность за признание потери, на которой построена их страна.

Но самое главное — это настоящее и будущее каждого жителя этой земли. Если израильтяне хотят завещать своим детям реальность, в которой не будет вечного конфликта, основанного на угнетении, насилии и стирании [другой культуры], они должны залечить раны 1948 года.

Признание и солидарность с палестинской катастрофой и болью не отрицают израильскости, еврейства или права израильтян жить в мире и безопасности. Такое признание и солидарность дают реальный шанс на мирную и безопасную жизнь в Израиле.

Дотан Халеви, Мааян Хилель, «ХаАрец», М.Р.

Дотан Халеви — постдокторант Академии Полонского по продвинутым исследованиям в области гуманитарных и социальных наук при Институте Ван Лира в Иерусалиме.

====================================

Вот такая статья в еврейской израильской газете, одной из ведущих газет страны, которая называется “Наша страна”

А теперь обещанное мной мнение.

Накба была. Накба – огромная трагедия. О Накбе нужно знать.

Колоссальной глупостью, ошибкой и даже преступлением является правая израильская пропаганда, рассчитанная прежде всего на новоприбывающих и на дистанционных патриотов. “Арабы здесь не жили, почитайте Марк Твена или книжку Риланди 1700 года”. “Арабы сами ушли”, и так далее. Любой подобный аргумент разбивается “на раз”, но вбрасывается в интернет снова и снова, потому что Сеть обладает короткой памятью.

Правда иная. Евреи нуждались в собственном государстве. Создать его было решено в Палестине. Создать еврейское государство в Палестине было невозможно, не потеснив арабов, и поэтому конфликт в 1948 году был неизбежен. Однако он мог и должен был быть последним, как стала последней греко-турецкая война 1920-1923 годов. После нее греки не претендуют на Смирну, потому что понимают, что “то, что произошло, произошло”, и это необратимо. Раздел Кипра в 1973 году тоже держится. Греки здесь, турки там.

В Израиле ситуация иная по причине того, что здесь осталось арабское меньшинство. Оно осталось не потому что “евреи такие хорошие” и не довели этническую чистку до конца, а потому что евреи в Израиле в отличие от греков, армян и турок то ли не могли, то ли не хотели поддерживать свою экономику за счет труда собственных рук и решили, что 20 процентов арабского населения в стране позволят решить проблему рабочей силы в тех отраслях, в которых “не хотят” работать евреи, а точнее, капитаны экономики не хотят, чтобы мы там работали.

Вот карта из книги Шауля Ариэли, посвященной арабо-израильскому конфликту:

Поговорим о Накбе

Это центральный участок Прибрежной равнины от Кфар-Сабы до Вади-Ара. Черным отмечена линия фронта, установившаяся летом 1948 года. К западу от нее не осталось арабских деревень кроме Джиср аз-Зарки и Фурейдиса, к востоку не проживал ни один еврей. Казалось бы, вот идеальная линия прекращения огня.

Но в марте 1949 года Израиль подписывает Родосские соглашения, согласно которым полоса между черной и зеленой линиями отходит к Израилю, причем Израиль принимает на себя обязательство не выселять никого из проживающих там арабов. Эта подвижка произошла по инициативе Израиля.

Почему? Вряд ли для того, чтобы расширить “узкую поясницу” нового государства, это расширение не было принципиально важным. Цель была единственной – оставить в Израиле арабское население, чтобы было кому работать на стройках, плантациях, в коммунальном хозяйстве городов. Чтобы работающие там евреи “не заносились” и не требовали слишком многого, по мнению израильской буржуазии.

Арабы Треугольника и Вади-Ара оказались под властью “военного режима” и имели право покидать свои населенные пункты только с целью выезда на работу на евреев. Это тот же статус, который имеют сейчас оккупированные палестинцы в Иудее и Самарии. Разница в том, что у израильских арабов было израильское гражданство. На самом деле они до 1967 года выполняли в Израиле ту же социальную роль, которую после 1967 года выполняли палестинцы.

Так возникла проблема израильских арабов.

Подробнее здесь – https://left-liberal-il.livejournal.com/2531991.html .

Сейчас араб из Треугольника, каждый день приезжающий работать на еврейского фермера в мошаве округа Шарон, араб из Газы, каждый день работающий на полях киббуца в полосе Эшколь на киббуцников, давно забывших, что значит работать на земле своими руками, арабский строитель, поднимающий дома для евреев в городах, построенных на месте бывших арабских деревень, потому что "евреи не хотят работать на стройках" - все они испытывают жгучее чувство несправедливости и проживают Накбу день за днем. Грек, турок, армянин не испытывают этого, потому что они сами работают на своих национальных землях и строят свои города.

Но “уплотнить” оставшихся арабов пришлось, и это было сделано. Об этом моя следующая статья.

============================

Палестинский вопрос – 2.

https://leorer.livejournal.com/950478.html

Я в свое время подробно занимался проблемами уничтоженных палестинских деревень. Большинство из них было маленькими выселками, чем-то вроде нынешних непризнанных бедуинских деревень в Негеве. Численность населения в них в начале 30-х годов составляла максимум несколько сотен человек, а к 1948 году, согласно палестинским источникам, вдруг резко выросла до многих тысяч. Причем эта численность населения не соответствует фотографиям тех же самых деревень, приложенных там же и сделанных тогда же. Такое большое население должно было бы проживать в таких условиях, в каких проживали евреи в Варшавском гетто, где их расселили, выселив каждому по одному квадратному метру общей площади. Думаю, что арабы там так не жили, а имеет место приписка, потому что численность населения уничтоженных евреями в 1947-1949 годах арабских деревень никто никогда не верифицировал.

Вот пример – панорама снесенной уже в 1967 году арабской деревни Имвас, в которой якобы жили две тысячи человек. Попробуйте мысленно разместить их там:

Поговорим о Накбе

Помимо безусловного имевшего место фактора произведенной этнической чистки имеет место еще один. Треть нынешней арабской общины Израиля является тем, что они сами называют “внутренними беженцами”, то есть людьми, сселенными из снесенных деревень в арабские города. Но их сселение было вызвано не столько этнической чисткой как таковой, сколько необходимостью освободить место для заселения большого числа людей, приехавших в новое государство, и переходом от сельского к городскому типу расселения. Тут можно провести следующую аналогию.

Представим себе условную подмосковную деревню Терёшки, оказавшуюся в 1960 году внутри Московской кольцевой автодороги. Москва строилась, и где-то в конце 80-х годов прошлого века деревню Терёшки снесли, а ее жителей расселили на Терёшкинской улице нового микрорайона, выделив им отдельные квартиры в шестнадцатиэтажках, которыми застроена эта улица.

Жители, разумеется, тоскуют по просторной деревне, в которой они жили. Однако процесс их сселения был легитимным, и они получили новое жилье взамен снесенного. Если кто-то хочет жить в деревне, он может продать свою квартиру и уехать за 100 километров от Москвы, чтобы там купить домик и жить в нем. Но устраивать “марши возвращения” в деревню Терёшки, которой нет и не будет, смысла нет.

Очень важно сказать вот о чем. Реальное качество жизни большинства арабского населения в подмандатной Палестине было ужасным. Люди жили в халупах с высотой потолка чуть выше человеческого роста, без окон, без удобств, с глиняными полами. Именно таким было большинство жилого фонда в снесенных деревнях. Вот пример – бывшие дома арабской деревни Акир, в которые сразу после ее зачистки вселились новые репатрианты:

Поговорим о Накбе

Поговорим о Накбе

Такие дома простояли совсем недолго – они были снесены, и для репатриантов было построено новое жилье.

Но в арабских деревнях было и некоторое количество хороших домов для элиты. Как правило, эти хорошие дома не сносились, а заселялись евреями, и несколько таких домов есть на территории почти каждой бывшей арабской деревни. Есть такой единственный дом и в Саламе – он принадлежал мухтару деревни, и сейчас в нем живут три еврейские семьи. Вот он. Одно крыло снесено, но дом не перестраивался и постепенно разрушается уже 70 лет, однако вполне пригоден для жилья:

Поговорим о Накбе

Вся остальная деревня была скоплением бараков, перестроенных евреями-самозахватчиками и постепенно сносимых.

Вот так жила арабская элита в деревне Шейх-Мунис:

Поговорим о Накбе

Неплохо, видимо, жила. Вот в таких домах:

Поговорим о Накбе

Здесь мы видим израильских солдат в центре деревни после ее занятия израильской армией. Сейчас этот дом реконструирован и является частью кампуса Тель-Авивского университета. Вот так выглядит соседний дом сейчас – в нем располагается ресторан:

Поговорим о Накбе

А вот так выглядели простые жители деревни Шейх-Мунис и их дома, что на заднем плане, накануне депортации:

Поговорим о Накбе

Аналогично, хорошие арабские дома для элиты появились и в городах. Примеры тому – кварталы Назха и Аджами в Яффо и Тальбия в Иерусалиме. Во время Великого Грабежа эти дома были захвачены представителями ашкеназской элиты, и сейчас потомки самозахватчиков там живут. Так, в шикарном бывшем арабском доме в Яффо с видом на море, захваченном полководцем Ицхаком Саде, до сих пор живет его семья. Однако в арабском секторе не было массового строительства приличных домов для народа, как у евреев в 30-40 годы. Там были виллы для элиты и жуткие халупы для народа. Именно поэтому арабские деревни удалось так быстро и легко снести.

Проблема, отразившаяся здесь, существует и сейчас. Одни “наблюдатели по фотографиям” говорят, что в Газе жить хорошо, потому что “посмотрите, какой там центр”. Другие говорят, что лагеря беженцев там ужасные, и то, что Израиль за почти 30 лет владения Газой ничего не сделал для их жителей – преступление. Правы и те, и другие. Но арабская пропаганда, описывая “страну, которую мы потеряли”, показывает именно уровень жизни элиты, а это обман.

Поэтому большинство потомков арабских беженцев уверено, что если бы не Накба, они жили бы так, как жила в середине 40-х годов прошлого века арабская элита Палестины, а не так, как жили их предки. Это понятная аберрация сознания. Менее понятно, почему израильская сторона не показывает реальную картину и не объясняет людям, что надо пытаться решать реальные проблемы, а не искать возможность вернуться в вымышленный “золотой век”.

Вообще отвратительное качество палестинской элиты и то, что она перекладывает на Израиль вину за свои собственные грехи – важная часть проблемы. Я был в свое время в палестинской деревне, в которой нет воды. Да, поселенцы выпивают в пять раз больше воды на душу населения, чем палестинцы, но палестинцам тоже кое-что остается. Однако водопроводная труба в эту деревню проходит через Рамаллу, рамалльская элита выпивает всё, и жителям деревни не достается ничего. А виноват в этом, разумеется, Израиль. Мне кажется, что Израиль изначально совершил ошибку, пытаясь договариваться с коррумпированными и лживыми палестинскими элитами и действовать через них, а не работать непосредственно с трудящимися арабами на местах. Израилю в любом случае рано или поздно придется взять на себя ответственность за палестинский народ. Другого выхода у нас просто нет.

==============================

Вот так надо разговаривать с арабами, внутренними и внешними. Честно, без ссылок на Марк Твена и Риланди. С пониманием законности и моральности нашего присутствия здесь и готовностью жить с теми, кто живет рядом с нами, как равные с равными.

К сожалению, я не вижу у израильских правых этой готовности, а у израильских левых тем более. Больше того, чем дальше, тем больше они все охотнее склоняются к опции прямой капитуляции и сдачи страны. Типа, “если мы уже не доминирующая элита, не достанься ты никому”.

Единственное, что можно предложить в этой ситуации – быть честными и разговаривать честно, называя вещи своими именами.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Инстаграм -аккаунт Velvetcoke собирает редкие фотографии и видео со знаменитостями из разных эпох, в основном из 1990-х годов. В нем можно проследить, как выглядели в юности популярные сейчас звезды, посмотреть на знаменитостей в детстве и вспомнить о подзабытых героях той эпохи. ...
Эти слова как смертный приговор: обречена Россия! Нет у неё будущего. Как? Почему? Да и мыслимо ли такое? Ведь любой старшеклассник знает, сколь много испытаний и бедствий пришлось перетерпеть России за её более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, тат ...
Я владелец OnePlus 5 и телефон мне очень нравится. Фактически китайцы копируют Iphone только на андроиде, при том, что стоит голая система без всяких облочек типа самсунга LG huawei xiaomi и прочих. Плюс к этому большая оперативка. Телефон не тормозит совсем и стоит совсем вменяемых ...
. Трамп собирается пригласить Зеленского в США. Его замысел прозрачен как слеза - использовать свидетельства Зеленского для борьбы с демократами, проголосовавшим начало импичмента. Для пущей убедительности он затребовал материалы по Зеленскому из министерства юстиции. Демократы в ответ ...