Я так когда-то это дело проманкировал, а потом взялся читать
его целиком, все подряд. Правда - задом наперед, начав с поздних
серий и возвращаясь, постепенно, к истокам. И по ходу прочтения у
меня в голове гулким и пустым эхом, как голос из репродуктора,
прокручиваются всякие отрицательные отзывы. Странно, да? учитывая,
что я отзывы на него не читал.
Ну и что, что не читал? Зато на себя читал и почти все они
замечательно применяются и к денисовским книгам, прям в самую эту
самую. Персонажи картонные, внутренний мир не раскрыт, у автора
комплексы и он реализует себя в своих жалких текстах, это не
литература, а жалкая графомань и так далее. То есть берете отзывы
на того же Круза на любом халявном сайте и легко перекидываете
Денисову, никаких проблем.
При этом как же так же выходит, что я сегодня, бля, ночь не
спал, читал первый том "Стратегии"?
Книги читают для двух вещей: "сопереживать" или "что бы я
сделал сам?". И при этом в обоих случаях присутствует "а чо будет
дальше?" как обязательная составляющая. Хороший, по общему мнению,
писатель, совмещает первые два ингридиента, давая мне возможность,
например, пропускать куски текста про то, что творилось в душе
князя Андрея и выискивая суть как изюм в булке.
Книги Денисова - они про менеджмент беды, про то, как кто-то
берет на себя ответственность и пытается всех спасти, все наладить,
всех запрячь в дело, не дать пропасть ничему. Ты одновремнно
развлекаешься, учишься, примеряешь на себя и, по факту, степень
вовлеченности в текст куда выше, чем даже в моего реально горячо
любимого Стивена Кинга (я правда очень люблю оного автора, ну
просто очень). Потому что у того же Стивена Кинга в каждом тексте
проскакивает неприспособленность к жизни настоященго интеллектуала.
А я не интеллектуал, я обычный человек от сохи и мне, например,
болестно наблюдать за развитием событий в "Противостоянии" после
того, как все персонажи собрались в Боулдере, Колорадо.
Автору не приходит на ум ничего кроме некоего рая для хиппи,
где герои получают возможность невозбранно лежать на газонах и
читать поэзию вместо судорожной подготовки к накатывающей зиме и
накатывающему набегу врагов. Кинг там шагнул за рамки своих знаний,
столкнулся со свой же моделью реальности, отксочил от нее резиновым
мячом, и дописал странную и совершенно нелепую концовку, в которой
сам Господь вдруг выволок из кустов и даровал бесполезным хиппи
рояль из чистого алмаза и высотой до неба. Когда враг вдруг гибнет
сам по себе, под тяжестью грехов, и угроза интеллигентным людям
исчезает.
При этом я эту книгу перечитывал несколько раз, потому что
даже на фоне странного поведения персонажей, абсолютно всех,
мастерство не пропьешь.
В большинстве же случаев ты сопереживаешь в форме "ну заебал
ты уже душевно сокращаться, сделай, наконец, что-нибудь, чучело
бестолковое!!!" Очень, кстати, сильный прием, используемый многими
авторами. Выход из ситуации вроде бы очевиден, но автор старательно
заводит рака за камень, а персонажа в дерьмо, чтобы заставить
"сопереживать". Но это уже профессиональный прием профессионального
автора, который знает в какой момент текста надо жать какую
эмоцию... или думает, что знает.
Есть третий путь - денисовский. Это когда человек раз - и
понимает, что кругом пиздец. Два - и он сразу же начинает выживать.
Три - привлекает других людей, организовывает. Тех самых картонных
персонажей, про которых интеллигентному человеку и читать-то
противно. Почему не описаны переживания? Почему мы не знает что
творится в душе княза Андрея, когда ему поручили нарубить дров и
откачать дерьмо? И почему главный герой не хочет знать какие эмоции
испытывают те, кем он там раскомандовался?
Вот как человек, руководивший и командовавший, могу сказать: а
похуй какие у них эмоции. От того, кто взял на себя ответственность
за результат, нужно одно - этот самый результат. А потом результат
делится на всех, вследствие чего с эмоциями становится попроще, в
доме теплей, в брюхе полней и никто не пеняет главному за грубость
и неласковость. И правильный руководитель вовсе не "отец солдатам",
жрущий с ними кашу из одного котла, а тот, кто умеет заставить
сделать нужное в нужное время. То есть не: "Встань! Дай я тебе
вытру сопли и подотру каку! Ты же сильный, ты это можешь!" - вовсе
нет. Для этого замполит нужен, но замполиты заводятся от роскоши.
Стимулирование идет от простой команды до команды с подсрачником,
ровно в этом диапазоне.
И вот ты берешь том "Стратегии", заваливаешься на диван, и
начинаешь сопереживать по-настоящему. То есть не душевным борениям
и метаниям, а действиям. И тебе не хочется дать главному герою в
рыло со словами: "Да шевели ты жопой, заебал тупить!!!" - а хочется
иногда разве что подсказать. "Ай-ай-ай, мужик, тут же еще вот так
можно!" И при этом вроде и читается эмоционально, и ночь, блять,
прошла бессонно, и вовсе не хочется отложить книгу и перейти даже
на моего любимого Стивена Кинга.
Правда, чтобы читать Денисова, лучше все же быть реалистом и
практиком. По-настоящему интеллигентные люди не оценят, а потом
напишут хуйни в отзывах. И персонажи картонные, и богатый
внутренний мир не раскрыт, и автор пишет от комплексов.