Поговорим о человеческом капитале.


Бытует мнение, что человек является tabula rasa, чистым листом, которого полностью создает "среда".
С этой точки зрения человек представляется своего рода полым сосудом, содержание которого целиком и полностью зависит от социальных практик.
Другими словами, сторонники такого подхода считают, что каждый человек от рождения имеет общие равные вводные, и все что остается - это создать необходимые благоприятные условия для его развития ( преобразовать среду => способствовать развитию каждого индивида).
Следуя данной логике, отдельный человек как представитель конкретного биологического вида сам по себе уже не является уникальной незаменимой частью общества. Ведь при должном подходе абсолютно любого человека можно достойно воспитать, перевоспитать, обучить, иными словами, наполнить необходимым конкурентноспособным материалом.
В крайнем случае человеческий капитал ведь запросто восполняется, например, можно попытаться стимулировать рождаемость или еще проще - массово завозить иностранных специалистов.
Тем не менее, отношение к человеку как запросто заменяемому винтику, который можно штамповать по заказу, сильно противоречит здравому смыслу.
Рискнем предположить, что с подобного рода подходом явно бы не согласились авторы довольно обстоятельной статьи, изложенной в журнале Molecular Psychiatry. Ученые в своем исследовании довольно удачно обосновывают тезис о наследственности интеллекта.
Авторы статьи утверждают, что качество способностей мыслить абстрактно, планировать, решать проблемы, быстро обучаться, в том числе на основе опыта, осваивать сложные идеи во многом обусловлена генетически.
Ссылку на статью оставляем тут, желающие могут ознакомиться с полным текстом, мы же перейдем к разбору.
Итак, например, исследования, проведенные на близнецах, показали, что генетическая корреляция между интеллектом и способностями к обучению весьма существенна - 0.88 для чтения, 0.86 для математики и 0.91 для освоения языков.
Иными словами, если один близнец демонстрирует способность к математике, то и другой будет ей обладать с высокой вероятностью.
Более того, наследственность интеллекта усиливается с возрастом - от около 20% в детстве до 40% в подростковом возрасте и вплоть до 80% во взрослом возрасте. Эти цифры поражают.
Интеллект также коррелирует с факторами успешности в обществе - уровнем образования и благосостояния.
Так, поколенческое исследование, проведенное в Шотландии, продемонстрировало генетическую корреляцию 0.65 между интеллектом и образованностью, 0.40 между интеллектом и уровнем социальной депривации.
Итак, мы можем обоснованно предположить, что интеллект наследуется. То есть у более интеллектуально одаренных родителей скорее всего будут такие же дети. Среда тут играет роль, но не является единственным определяющим фактором.
Поэтому людей все-таки нужно беречь, особенно тех, кто демонстрирует развитые интеллектуальные способности.
Обратимся теперь к прошлому веку. Что мы увидим, в частности в Европе? Массовые бойни, десятки миллионов жертв, сотни миллионов нерожденных, сотни миллионов искалеченных судеб, которым не дали раскрыть свой потенциал. И эти события эхом отзываются сейчас, ведь интеллект наследуется.
Мы встречали данные, что общий интеллектуальный уровень, в частности, в "развитых" странах падает. Нет ли этому причины в прошлом?
Исходя из этого, можно заключить, что тот человеческий капитал, который нам достался (чудом сохранившись) необходимо всеми усилиями преумножать. А на людоедскую риторику и призывы лечь костьми за "великие цели" есть единственный ответ - никогда больше.
Заметки на полях
Aug 2 at 00:04
|
</> |