Поэзия и не очень

топ 100 блогов paolo_7428.06.2016 Попытаюсь объяснить свою позицию относительно поэзии, талантов и прочих эфемерных вещей. Начну издалека: в любом деле, абсолютно в любом, есть объективные и субъективные оценки его исполнения.
Поэзия и не очень
Возьмем дворника. Объективные критерии: чистота территории, которой он заведует, время и количество приспособлений и материалов, которые им используются, отсутствие жалоб от населения и так далее. Если все в порядке - дворник хорош, если нет - плох. Субъективные критерии: как именно он машет метлой, улыбается ли при этом, опрятно ли одет (иногда это и объективный критерий тоже) и т.д. По объективным критериям оценивается его работа, по субъективным - можно сказать, нравится ли данный конкретный дворник данному конкретному индивиду.
Поэзия и не очень
То же - и в поэзии и в любом другом искусстве. Объективные критерии оценки произведения существуют. Что такое искусство? Утрированно и упрощенно: это преломление автором действительности (или собственной фантазии) с помощью определенного набора инструментов, пропускание через свое "я" и явление ее миру в виде определенного продукта (стих, рассказ, картина, музыка, фильм и т. д.). Так вот владение этими инструментами плюс собственное "я" - это и есть объективные критерии. Автор может виртуозно владеть некоторыми инструментами (образы, метафоры, ритм, рифмы, аллитерации, особое звучание, эффектность концовки, инсайт, даже юмор), но быть при этом пустым или уже исписавшимся, и большинство плодов его творчества будет мертворожденной графоманией, за редкими случайными исключениями. Может быть ровно наоборот: автору есть много чего сказать этому миру, он видит многие вещи под неожиданным оригинальным углом, но не может преобразовать это в хорошее произведение, ибо не владеет инструментами. Сначала он пишет корявенько, не показывая даже сильных своих сторон, ибо пытается втиснуть их в определенные стилистические рамки. Потом, по мере приобретения опыта, освоения инструментарием он пишет все лучше и лучше, складенее и складенее. Главное, к моменту виртуозного овладения мастерством не растерять юношеского задора, не исписаться раньше времени:) Ибо только в сочетании мастерства и внутренней харизмы рождаются действительно великие произведения.

Освоить инструментарий на удобоваримом уровне может почти каждый, поэтому графоманов - море. Однако, быть одновременно виртуозом слова, генерировать интересные мысли и идеи, воплощать их с помощью неожиданных ходов, использовать оригинальные находки и т.д. удается далеко не всем из них. У гениальных поэтов встречаются слабые стихи, это нормально. Не может человек выдавать откровения в 100 случаях из 100 (даже месси и рональду не попадают в девятку каждым ударом). Но хороших произведений у них в разы больше. У средненьких же поэтов все наоборот. Уровень большинства их текстов - так себе, и лишь очень редкие вещи (если они вообще есть), написанные в результате случайных озарений, - хороши или даже гениальны.

И последнее.
Помните незабвенного Холмса?
- Скажите, доктор Мортимер, вы можете отличить череп негра от черепа эскимоса? Мортимер: – Это мой конёк. Надбровные дуги, лицевой угол и строение челюсти. Холмс: – У меня тоже есть свой конёк. Дело в том, что боргес на шпонах, которым набираются передовицы «Таймс», для меня так же отличается от слепого шрифта дешёвых вечерних листков, как для вас череп негра от черепа эскимоса. Мортимер: – Понимаю.

Владение инструментами и свое "я" - вот две составляющие стихотворения. Свое "я" - оно всегда свое, и при глубоком знакомстве с тем или иным автором это "я" - легко узнаваемо. Так же, как и некоторые используемые им приемы. Кто-то больше преуспел в рифмах, кто-то - в замысловатых формах, кто-то - в необычных и изумляющих образах, кто-то - в эффектных афористичных концовках. Лично я очень много (почти все) прочитал у шестерых русско-язычных поэтов: Есенин, Бродский, Маяковский, Пастернак, Мандельштам, Заболоцкий. Отличить одного от другого для меня - не то что не большая проблема, а вообще - мне даже смешно предполагать, что кто-то прочитавший хотя бы сотню текстов Есенина, может спутать его с Пастернаком, не говоря уже о Бродском или Маяковском. В этих шестерых настолько сильны индивидуальности (и характера, и стиля), что узнать их способен почти любой, кто прочитал больше десятка текстов.
Поэзия и не очень
Эксперты же в области поэзии могут легко отличить даже, скажем, Жуковского от Баратынского по нескольким строчкам, не зная изначально авторства стиха. Наверняка есть уникумы, отличающие Фета от Тютчева или Бунина:) Так же, как эксперты в области изобразительного искусства легко отличают Куинджи от Серова, а Коровина - от Репина. По тематике, по инструментам, по общему настроению и так далее.

Поэзия и не очень
Поэзия и не очень
вот две картинки. По формальным признакам - это два здания. Сделаны из твердого материала, людьми, имеют окна, двери с замками, стены, крышу и так далее. Но, как говорится, почувствуйте разницу. То же и с поэзией. Не все слова, зарифмованные и имеющие строки стройной формы и одного размера, - одинаково прекрасны
Поэзия и не очень

Поэзия и не очень
если кто-то не увидит разницу, то уж я и не знаю тогда:)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Jim Daly Я купила кошке К празднику сапожки, Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать! П. Воронько Sandra Kuck Sandra Kuck Sandra Kuck Sandra Kuck Jim Daly Jim Daly Jim Daly Jim Daly Jim Daly Jim Daly Татьяна Дерий Emile ...
Когда заходит речь о том какой вид транспорта наиболее выгоден, всегда сразу же упоминаются автомобильный и авиационный, а вот железнодорожный транспорт почему то упоминается в самом последнем случае. Между тем именно железнодорожный ...
Центрифуга для обогащения урана. Фото: topwar.ru Запрет США на импорт урана из России не будет проблемой для российской экономики, считает заместитель председателя комитета Госдумы ...
Когда жена Джорджа Карлина умерла, известный острослов и сатирик 70-80-ых годов, написал эту невероятно выразительную статью, уместную и сегодня. «Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем выс ...
Здравствуй, дорогой обладатель компьютера! Разбираешься ли ты в том софте, ...