Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII.

топ 100 блогов vodnik_t10.04.2025

Глава VI. Каргополь. Экскурсия. Вылазка в Каргополье. Начало.

01. Карта достопримечательностей Каргополья. Красная линия — маршрут экскурсии, зелёная — продолжение нашего общего маршрута.
01. Карта достопримечательностей Каргополья. Красная линия — маршрут экскурсии, зелёная — продолжение нашего общего маршрута.

Ссылка на карту достопримечательностей Каргополья.

Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Мы вернулись на Соборную площадь и наш экскурсовод Егор подвёл нас к своей машине, на которой мы должны были отправиться в пампасы осматривать достопримечательности Каргополья. Это оказалась «Калина-спорт». Павел Валерьевич с немалым недоумением посмотрел на аппарат. Я тоже — и нам, и, особенно, нашим задницам было ещё памятно качества асфальтового покрытия к северу от Каргополя — мы там на полноприводном рамном «Ховере» еле ползли, с ностальгией вспоминая Онежские грунтовки, а тут пузотёрка... Ну, во-первых, местному виднее, во-вторых — назвался клизмой, полезай сам знаешь куда. Так что полезли...

Егор завёл свою ласточку и вырулил из города на то самое Онежское шоссе, притопил педальку и тут я понял смысл выражения «бешеная табуретка» — калина летела за 120 по асфальту, состоящему из 7-8 слоёв заплат, нижние из которых должны были помнить ещё Второго Ильича... Страшно... Особенно на переднем сидении — «Калина» примерно половину времени перемещалась по воздуху. Я украдкой ощупал штаны, а Егор и в ус не дул, как, собственно, и все попутные и встречные пепелацы — песчаные гонки на Татуине, падшая женщина!

 Слава Богу, продолжалось это недолго — мы свернули и покатили по просёлку в деревню Саунино к первой достопримечательности.

1. Деревня Саунино.

1.1. Церковь Иоанна Златоуста и колокольня.

Кипрово (Саунино) – деревня в Каргопольском районе Архангельской области. Саунино расположена в 5 км от Каргополя. Там сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней (форма шестигранника довольно редкая для деревянных сооружений). Она стоит в чистом поле, на некотором удалении от жилых домов, на старом кладбище, от которого почти ничего не осталось.

02. Ансамбль церкви. Вид с юго-запада.
02. Ансамбль церкви. Вид с юго-запада.

 Церковь построена в 1665 г. и представляет собой наиболее распространенный тип деревянного зодчества – «восьмерик на четверике». С западной стороны к четверику храма примыкает построенная позже трапезная. Это прямоугольный сруб, крытый на два ската. Трапезная позволяла расширить помещение при большом стечении народа, была также местом обсуждения сельских дел и праздничных угощений. В трапезной нередко отправлялась и служба. Для этого в ней устраивался небольшой алтарь с иконостасом – придел. Такой придел был и в трапезной церкви Иоанна Златоуста – по южному скату кровли возвышается главка, обозначающая второй престол церкви. Композиция церкви ассимметрична. Если посмотреть с севера, то стена трапезной и церкви выполнена в одну линию, а южная имеет выступ.

03. Южный фасад.
03. Южный фасад.
04. Северный и западный фасады.
04. Северный и западный фасады.
05. Восточный и северный фасады.
05. Восточный и северный фасады.
06. Тот самый уступ. Рубка в обло.
06. Тот самый уступ. Рубка в обло.
07. Ещё часть южного фасада.
07. Ещё часть южного фасада.

Рядом с церковью – шестигранная колокольня с шатровым завершением XVIII в. типа шестерик «от пошвы». Церковь срублена в «обло», а колокольня в «лапу».

08. Церковь и колокольня. Вид с юго-востока.
08. Церковь и колокольня. Вид с юго-востока.

А дальше Егор вызвонил смотрителя, и нас запустили внутрь. Только ради этого стоило брать экскурсию!  

09. Вход в притвор. Мы ещё не знали, что увидим внутри.
09. Вход в притвор. Мы ещё не знали, что увидим внутри.

Сначала мы попали в небольшой притвор, из которого низкая дверь ведет в просторное помещение трапезной. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе – матице, а сама матица поддерживается двумя толстенными столбами. Столбы резные – в виде трех поставленных друг на друга дынек, разделенных поясками в виде жгута.

10. Трапезная. Целиком в кадр не влезла. На фото, как раз, столбы и матица.
10. Трапезная. Целиком в кадр не влезла. На фото, как раз, столбы и матица.
11. Столб крупным планом.
11. Столб крупным планом.
12. Отверстие в стене, для пропуска верёвок, при помощи которых управляли колоколами. Очень удобно, особенно зимой.
12. Отверстие в стене, для пропуска верёвок, при помощи которых управляли колоколами. Очень удобно, особенно зимой.
13. Врубка оконного косяка. Кто в теме — оценят.
13. Врубка оконного косяка. Кто в теме — оценят.

Войдя из трапезной в храм, нельзя не отметить еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромный наос. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывают «небеса», сохранившиеся здесь, в Саунино, едва ли не лучше чем в любой другой деревянной церкви Каргополья. 

14. Наос, остатки иконостаса и ни одной иконы.
14. Наос, остатки иконостаса и ни одной иконы.
15. А вот и небеса.
15. А вот и небеса.

Небо (небеса) – конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже – плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых. Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста) происходят в основном из церквей Каргополья и бассейна реки Онеги, где были популярны в середине – второй половине XVIII в. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарём и книгой или лилией; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом; Селафиил – с кадилом или чётками; Варахиил – с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил – победитель есть супостатов», «Гавриил – провозвестник Божеских тайн», «Рафаил – есть недугов исцелитель», «Уриил – просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Вот и здесь так:

16. Снова небеса.
16. Снова небеса.

А теперь просто несколько снимков всего ансамбля с разных точек.

17. Ваш покорный слуга на фоне западной стороны.
17. Ваш покорный слуга на фоне западной стороны.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 18
18
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 19
19

А это всё, что осталось от некрополя:

Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 20.
20.

Ансамбль в Саунино вверг нас в некоторую задумчивость, но Егор не дал нам долго ей предаваться — погрузил в машину, вывез на трассу и погнал — задумчивость, как рукой сняло! Наш путь лежал в деревню Шелоховская.

2. Деревня Шелоховская (Архангело).

21. Современное состояние храмового комплекса. Вид с дрона. Покрадено в интернете.
21. Современное состояние храмового комплекса. Вид с дрона. Покрадено в интернете.
22. Храмовый комплекс. Вид с другого берега реки. Покрадено в интернете.
22. Храмовый комплекс. Вид с другого берега реки. Покрадено в интернете.

Архангельский приход Каргопольского уезда Новгородской епархии состоял из погоста, находившегося при деревне Шелоховской, и 10 часовен, одна из которых была переделана в приписную церковь. Архангельский погост представлял собой архитектурный ансамбль из двух деревянных церквей и каменной колокольни при них. Первой из них «тщанием прихожан» была построена кубоватая с пятиглавным завершением церковь Михаила Архангела – в 1715 г. Но, видимо, церковь Михаила Архангела не была главной на погосте, поскольку в документах вплоть до второй половины XIX в. на первом месте называется другая церковь этого погоста – Сретения Господня. 8 ноября 1795 г. в Архангельском погосте сгорела «деревянная о трех приделах церковь со всем бывшим в ней имуществом от неосторожного во время топления во оной церкви печи» . Это была церковь Сретения Господня. В 1803 г. вместо сгоревшей была построена новая деревянная церковь с тем же посвящением. 

При этих церквях до середины XIX в. была деревянная колокольня. В церковной ведомости от 1854 г. написано, что «колокольня ветха, почему и колокола сняты, на постройку же новой план правительством еще не утвержден». В документе 1879 г. (где на первом месте уже значится церковь «Михаила Архангела и прочих небесных сил бесплотных» ) сообщается, что «при церкви находится отдельная каменная колокольня, устроенная в 1860 году». Также к этому году была «вчерне» исправлена теплая трапезная Сретенской церкви, разрешение на что было получено от епархиального начальства в июне 1877 г. В 1880 или 1881 г. в Сретенской церкви появляется еще один престол – в честь Знамения Божией Матери.

Часовен по деревням было 10, все деревянные. Наиболее ранняя из них – во имя Святителя и Чудотворца Николая при д. Осташевской, в 4 верстах от погоста – была построена в 1716 г. Еще одна часовня того же посвящения была построена в 1817 г. при д. Часовенской, также в 4 верстах от погоста. Было две часовни в честь Честного и Животворящего Креста Господня – в д. Сорокинская («за рекою Онегою против погоста», 1788 г. постройки) и в д. Марковской (точной даты неизвестно). В 1 версте от погоста, при д. Кракинской была часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построенная в 1798 г. В д. Ескинской в 1810 г. была построена часовня в честь Живоносного Источника Божьей Матери. В д. Коротяевской была часовня в честь Успения Божьей Матери, построенная в 1882 г. «с разрешения епархиального начальства по плану, утвержденному Строительной комиссией 17 августа 1881 года за №119» , в двух верстах от погоста. В д. Барановской «только во время хождения со святыми иконами в дни светлые седмицы» велось богослужение в часовне во имя преподобных отец Зосимы и Савватия. Также в 4 верстах от погоста «на печище Мухомориха» была часовня во имя Пророка Илии. Еще одна часовня, построенная в 1884 г. крестьянами деревни Озерской, уже через пять лет, в 1889 г. была переделана в церковь. Была она холодной, престол в ней был один – во имя священномученика Власия и святителя Модеста, патриарха Иерусалимского.

23. Храмовый комплекс в конце XIX в.
23. Храмовый комплекс в конце XIX в.

Так было. Ну, а нам Егор показал текущую ситуацию.

2.1. Пахомиевская церковь.

24. Северный фасад.
24. Северный фасад.
25. Западный фасад.
25. Западный фасад.
26. Южный фасад.
26. Южный фасад.
27. Ещё
27. Ещё
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 28
28
29. Восточный фасад.
29. Восточный фасад.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 30
30
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 31
31

Источники путаются в показаниях — церковь это или часовня. Мы внутри не были, так что не знаем есть ли там алтарь. В принципе, вполне может быть, тем более, что на церковных сайтах здание именуют  церковью св. Пахомия Кенского.

Кстати, это новодел. Церковь построена в 2011-2016 гг. по проекту архитектора Александра Матюхина на добровольные пожертвования. Возведена по старинным технологиям. 

Храм относится к клетскому типу. Все три объёма: алтарь, наос и трапезная перекрыты двухскатными тесовыми кровлями, над алтарём и наосом — с переломами. С западной стороны к трапезной примыкает выносное крыльцо-взвод. Венчает церковь луковичная главка на шее. Шея и главка крыты лемехом. Срубы собраны в обло.

Хорошо получилось, надо сказать!

Кстати, сам архитектор обитает в той же деревне, в доме почти напротив.

32. Дом архитектора
32. Дом архитектора

Как я понял, он держит прямо в доме культурный центр, реставрационную мастерскую и мини-гостиницу для модного ныне «избинга». Я рад, что эта мода появилась — пусть не прекращается. Да, здесь избинг по-взрослому — одна из изб, из которых состоит дом, топится по-чёрному. Видите дымник на крыше?

2.2. Сретенская церковь.

33. Южный и восточный фасады.
33. Южный и восточный фасады.
34. Они же поближе.
34. Они же поближе.
35. Восточный фасад.
35. Восточный фасад.
36. Северный фасад.
36. Северный фасад.

Церковь построена в 1803 г. Принадлежит к типу так называемых ярусных храмов. Наос состоит из достаточно массивного четверика с двумя ярусами оконных проёмов, венчаемый выносным карнизом. На основном четверике сооружен другой четверик всего в несколько венцов и значительно меньших размеров, на котором поставлен восьмерик. Покрытие в виде шлемовидного купола с главкой. Пятигранный алтарный прируб разделён средним перехватом на два самостоятельных алтаря, соответствующих двум престолам: Сретения Господня и Георгия Победоносца. С запада к наосу ранее примыкала ныне утраченная большая тёплая трапезная с приделами Флора и Лавра и иконы Божией Матери «Знамение».

37. Сретенская церковь в 1914 г.
37. Сретенская церковь в 1914 г.
38. Она же в 1940-м.
38. Она же в 1940-м.

Сейчас, как видите, идут консервационные работы. Реставрация церкви запланирована, но когда она случится?

2.3. Церковь Архистратига Михаила.

39. Восточный и южный фасады.
39. Восточный и южный фасады.
40. Восточный фасад.
40. Восточный фасад.
41. Южный фасад.
41. Южный фасад.

Церковь Архистратига Михаила построена в 1715 г. по грамоте, выданной в 1713 г. митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовом. Летняя однопрестольная церковь, к основному массивному четверику которой примыкают два прируба: удлинённый пятистенный приземистый алтарь, перекрытой массивной бочкой, доходящей до повала основного храма, и небольшой притвор, накрытый двускатной крышей. Кубоватое покрытие основного объёма завершено пятью некрупными луковичными главами на тонких барабанах-свечах. В кон. XIX — нач. ХХ вв. храм был обшит тёсом и окрашен. 

Все формы просты, четки и суровы. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство.

Вероятнее всего Архангельская церковь повторяет формой более древнюю, стоявшую на этом же месте.

42. Церковь в 1914 г.
42. Церковь в 1914 г.

Не позже 1930-х гг. церковь была закрыта. В настоящее время церковь является единственным сохранившимся кубоватым храмом на Верхней Онеге и озере Лача, не считая церквей в сёлах Усачёво, Ольховец и Нокола, утративших свои завершения.

43. Она же в 1950-м.
43. Она же в 1950-м.

Внутреннее убранство соответствует посвящению: потолок-небо состоит из 15 граней, идущих от центрального круга. В центре изображён Господь Вседержитель, на ярусах фигуры архангелов.

44. Небеса.
44. Небеса.

Небеса, как видите, совершенно фантастические. Для обеспечения их сохранности внутрь  уже года два как пускают только научных сотрудников музея и реставраторов, а туристам, как Катаеву.

Приход, музей и администрация района, как могут, выбивают деньги на реставрацию, но пока нашли только на консервацию. И то хлеб. Работы ведутся — даже в воскресенье, когда мы там были, народ на площадке потихоньку шевелился.

2.4. Колокольня.

45. Так колокольня выглядела в 1914 г.
45. Так колокольня выглядела в 1914 г.

Построена в камне по типовому проекту в 1860 г. на месте сгоревшей деревянной. В 1930-х разобрана. Как видите, стандартная трёхъярусная колокольня из альбома образцовых проектов К. А. Тона 1838 г.

Продолжение следует.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II,

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дмитрий Петрович проснулся в отвратительнейшем расположении духа, и теперь бродил по комнате туда-сюда, злобно при этом рыча и брызжа слюной. Если бы кто-нибудь сейчас увидел Дмитрия Петровича, то вряд ли бы признал в этом зверином облике маститого ученого с мировым именем - профессора ...
В этот день в 1824 году произошло самое крупное и разрушительное в истории Петербурга наводнение - вода в протоке, соединяющем Финский зал. и Ладожское оз. (непонятно почему, но по традиции называемой "рекой Невой") поднялась на 4,2 м. В городе погибли сотни людей (точное кол-во ...
Московская история Комраден, редкими наездами в столицу, вижу, как невыносимую жизнь москвичей местная администрация старается хоть как-то облегчить. Например, делая на указателях ...
Новость не очень свежая (август 2013), но вот откровения и указания Д.Медведева интересные и актуальные. Во время посещения типографии (Глава Правительства РФ и руководитель ФМС России посетили Гознак в связи с созданием и внедрением электронных идентификационных карт) К.О. ...
А я до третьего звонка бокал растянуть умудряюсь. Секрет прост, и он в моей фляжке. Не буфет, а сафари. Вместо гопоты колхозной, сплошь львы, и быки. Давеча колхозник один, вальяжненько так произносит, "а у меня покерфэйс". Чуть не уссался, честно. Понятно что он имел ввиду, канешн, но ...