Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II.
vodnik_t — 15.11.2024
Глава XXVII. Церковь св. Александра Невского.
Что ж, мы никак не можем покинуть Кремлёвскую (Соборную) площадь. Спойлер — и долго не покинем. Уж больно много там интересного. А сейчас у нас на очереди интересно эклектичное здание — церковь св. Александра Невского.
История церкви восходит к середине XVI в., когда в Вологду был принесён список иконы Святителя Николая, почитавшейся явленной и чудотворной, названной по месту обретения Великорецкой. По преданию, эта небольшая икона была обретена в Вятской земле на реке Великой в 1383 г. и позднее получила широкую раму с живописными сценами из жития святителя. В правление Ивана Грозного этот образ, почитавшийся регионально на Русском Севере, получил широкую известность и стал общерусской святыней.
В 1555 г. икона была торжественно принесена в Москву, помещена в Успенском соборе Московского Кремля и обновлена. С неё по повелению государя был сделан список, который поместили в специально выстроеннную деревянную церковь рядом с деревянным собором Покрова на Рву, которую освятили 29 июля во имя иконы Николы Великорецкого, а вскоре этой иконе был посвящён один из девяти храмов выстроенного знаменитого каменного собора Покрова на Рву. В следующем году икона была возвращена на Великую. Несколько списков с Великорецкой иконы, почитавшихся наравне с оригиналом, было отправлено из столицы в разные города. Появился список чтимой иконы и в Вологде; полагают, что он мог быть выполнен и местным иконописцем. Текст местного предания, записанный позднее и хранившийся в церкви, так рассказывал историю вологодского храма Николы Великорецкого: «От создания мира в лето 7062, при державе благоверного и христолюбивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, бысть принесение чюдная и многоцелебная иконы великаго святителя чудотворца Николы, с Великия реки с Вятки на Вологду, в лето 7062 (1553), месяца сентемвриа во 12 день, на память священномученика Автонома, после Казанского взятия, того ж году. А храм был поставлен на Старом торгу, против Ильинского монастыря, в нём же сия святая икона поставлена в лето 7063 (1555), повелением государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всеа Росии самодержца. После же, по благословлению епископа, перенесён тот храм и поставлен близь святые соборные церкви Премудрости Слова Божия [т. е. Софийского собора] внутри града, на Извести, у градской стены». Нет сведений, что в Вологду был принесён не список, а сама чтимая икона, но такое предание при храме существовало. По преданию, во время Вологодского разорения в 1612 г. некий монах Исайя сохранил образ Николая Великорецкого, сокрыв его «в горе во Извести» «в тёмной пещере».
Церковь Николая Чудотворца до конца XVIII в. была деревянной. Известно, что в 1627 г. это был клетский храм с трапезной. Церковь сгорела во время сильного пожара в июне 1698 г., затронувшего прибережную часть Вологды в пределах крепости от Вознесенской церкви до Софийского собора и архиерейского дома.
Здесь, на берегу реки Вологды на Известной горе («на Извести») была затем построена каменная церковь. О времени её постройки можно судить по рапорту протопопа Стефана Иоаннова 1760 г., хранящемуся в Вологодском государственном музее-заповеднике: «Церковь каменная Нерукотворенного образа, в трапезе с приделами Николая Чудотворца да преподобного Кирилла, Новоезерскаго чудотворца, зачата строить в 1747-м, а окончена и освящена в 1750-м годах, построена наместо деревянной».
В связи с новой градостроительной политикой, согласно которой в центральных кварталах города предписывалось строить административные учреждения, приход Николаевской церкви на Извести в начале XIX в. сильно сократился. После 1826 г. церковь стала бесприходской и была приписана к кафедральному собору, а прихожан приписали к Покровской церкви.
В 1869 г., в память о «чудесном спасении жизни» императора Александра II после покушения на него террористов-народовольцев в 1866 г., церковь была переосвящена во имя святого Александра Невского. В 1860-е гг. храм был отремонтирован и перестроен внутри, шатровая колокольня была заменена на существующую — шпилевидную.
После перевода в Вологду в 1910 г. 198-го Александро-Невского пехотного полка церковь Александра Невского стала единственным в городе полковым военным храмом.
В 1924 г. (по другим данным, в 1929-м) церковь была закрыта. Здание храма, которое было национализировано, в разные годы использовалось как общежитие, склад, управление «Главкинопроката», лыжная база. Во время войны в 1941—1945 гг. в здании располагалась воинская часть. За время советской власти церковь существенно пострадала, был утрачен шпиль колокольни и крест над холодным храмом.
В 1978 г. церковь Александра Невского была поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. После реставрации в 1980-х гг. здание церкви было передано областному краеведческому музею, а в 1997 г. возвращено Вологодской епархии. Первым настоятелем возрождённой церкви был назначен иерей Андрей Пылёв. После восстановительных работ 20 ноября 1997 г., в день памяти преподобного Кирилла Новоезерского была совершена первая литургия. 6 декабря 1997 г. освящён главный престол. Престол Кирилла Новоезерского был возобновлён в 2004 г. после обретения иконы святого, которую принесла в храм одна из прихожанок.
В том же году по инициативе настоятеля храма протоиерея Андрея Пылёва в церкви установлены мраморные плиты с именами воинов-вологжан, погибших в ходе боевых действий последних десятилетий, возобновлены традиции воинского храма. Ныне храм действует как приходской.
Церковь ориентирована алтарём на север – северо-восток, к реке Вологде (так же, как расположенный поблизости Софийский собор). Центральная часть постройки – двусветный четверик, увенчанный высоким двухъярусным барабаном с главой. С севера к четверику храма примыкает полукруглая апсида, а с юга – невысокая широкая трапезная. Над трапезной возвышается двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике», увенчанная в 1860-х гг. ребристым сферическим куполом с высоким шпилем. Церковь отличает сочетание элементов классицизма с традиционными для зодчества Московского царства архитектурными формами. В частности, оконные наличники характерны для Нарышкинского барокко в его ярославской ипостаси, а портал главного входа является прямой отсылкой к входным порталам Софийского собора. В то же время на фасаде присутствуют характерные для классицизма пилястры с капителями дорического ордера, но пьедесталы пилястр выполнены в стиле Нарышкинского барокко или русского узорчья — о точной классификации можно спорить.
Внутреннее убранство церкви утрачено. Фотографий исторических интерьеров мне найти не удалось. Сейчас храм не расписан, а иконостас новый. Иконы написаны вологодским иконописцем А. М. Зубовым.
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Искусство куклы. Ч.3
Операционный столик
"Нам выдали новые белые IP-адреса"
Раб-кандальник, разрывающий свои оковы
ПРЕМЬЕРА клипа ЗНАКИ СУДЬБЫ
Неторопливый Т1
Про ужины
Юбиляр дня Михаил Якушин 
