ПОЭТЫ НЕ ВРУТ


Можно в компьютере как угодно обработать кадр.
И никто не удивится, если увидит фото розового коня.
Разве что поинтересуются:"Это что, barbiecore?"
К дьяволу Барби!
Бывает самый настоящий розовый конь.
Есть очень известное стихотворение Сергея Есенина.
Даже романс такой был - "Не жалею, не зову, не плачу".
И там это:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Написано, кстати, под впечатлением от Гоголя ("О, моя юность! О, моя свежесть!")
Как всегда у Есенина, тут "буйство глаз и половодье чувств" - значит, всё очень цветное.
Но никакой фантастики – всё реально, всё очень точно и зримо.
"С белых яблонь дым" – это сады цветут - и отцветают:

"Листьев медь" - осеннее увядание:

Но розовый конь? Откуда он такой?
Считается, что конь этот на самом деле белый.
Только весь в отблесках утренней зари.
Но это как-то совсем уж по-бальмонтовски выходит.
Белый в розовом.
А Есенин из крестьян, и глаз у него верный.
Никакой декоративной акварели, только живая кровь.
Вдруг вижу у Даля:
"Розовая лошадь, светложелезистая и с медным отливом".
Есть, есть-таки на свете розовый конь!
По тонкости оттенков названия лошадиных мастей - отдельная песня.
И вот была, оказывается, даже розовая масть.
Очень редкая.
Что-то вроде:

Тут и медный оттенок шёрстки, и её металлический блеск.
Сейчас такую скорее назовут изабелловой.
Но изабелловая масть в старину была отдельно от розовой.
Она скорее желтовата – цвета беж или изабеллы, то есть заношенного королевского белья.
Это в честь королевы Кастилии Изабеллы, которая по обету не меняла рубашку, пока не возьмут Гранаду.
Такой вот несгибаемой воли была эта дама (здесь на ней рубашка, кажется, посвежее):

Эта лошадь точно изабелловая (к тому же глаза у такой обязательно голубые):

Красота! Почти розовая - но не вполне.
И я вспомнила, как бабушка говорила совсем о другом: "Переворачивай на сковородке пирожок, когда он ещё розовый, а не коричневый".
То есть когда появляется тончайший румянец первого загара, нежнейший переход от холодного к горячему и жаркому.
Розы ведь бывают не только такие:

Они какие угодно. Хоть как пирожок:

Базовые понятия о красоте с самых давних времён хранятся в том, что в огне не горит, в воде не тонет, всем доступно, общеупотребительно и общепонятно.
В языке.
И язык говорит, что красота в понимании русских связана прежде всего с цветностью, яркостью, живописностью.
Потому красивый = красочный. Слово это родня краске.
Хотя важна и изящная конструкция (стройный), и соразмерность и гармоничность (ладный), и пластика форм (лепый).
Вот всем знакомое воплощение красоты по-русски.
Тут всё и красно, и стройно, и ладно, и лепо – да вдобавок ещё и на Красной (красивой) площади:

А какая краска исторически самая красивая - раз прямо так и называется?
Красная.
У Даля в словаре красный - "рудой, алый, чермный, червлёный; кирпичный, огневой и пр. разных оттенков и густоты".
То есть оттенков красного великое множество.
Оттенки - со своими названиями.
Но не все. Только те, что особо замечены. Остальные – "и пр."
Вот алый (слово взято из татарского языка) - "светло-, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; багряный, багрецовый (не багровый), краски крови боевых жил".
Алые (по уставу) доломаны лейб-гусар:

Краска крови боевых жил – как мощно звучит!
Но боевые жилы это всего-навсего артерии.
А ещё интересно тут особо отмеченное Далем различие вроде бы очень родственных багряного и багрового.
Разве это не одно и то же?
Нет, оказывается.
Это разные оттенки пурпура.
А пурпур многолик и простирается от глубокого сложного лилового, как платье Лорен Бэколл:

До небесно-розового орхидеи кэттлии:

Где-то между ними и вырвиглазный barbiecore:

А багровый - это "червлёный, пурпуровый, самого яркого оттенка и густого красного цвета, но никак не с огненным отливом, а с едва заметной просинью".
Как царственный фон на этой фотографии:

Если кровоподтёк на теле - то он именно багровый, "с синевою" (все такое видели):

Иное дело багряный - "червлёный, но менее густой, алее, без синевы; это самый яркий, но и самый чистый красный".
Тоже царственный - цвет королевских мантий:

Самый красивый?
Ах да, есть ведь ещё пунцовый!
"Пунцовый цвет ярко, густо или тёмно-алый, тёмно багряный, багровый; червлёный, червчатый".
Что-то слишком мудрёно и общо.
Но если проще – это маков цвет:

А теперь время явиться в пару к розовому коню ещё одному животному удивительного цвета.
"Багряная собака"!
Были, оказывается, и такие.
"Багряная собака - о гончей собаке, чисто-бурая, кофейная":

Именно так, потому что бурый - "цвет кофейный, коричневый, ореховый, смурый, искрасна-черноватый".
То есть медведь - кофейный?
Но почему нет?
Кофейный, только без молока:

Чтобы закончить с красным (который у нас уже переходит в бурый), вспомним ещё и рыжий.
Это несколько иной красный - "красный, огненный, смесь цветов: красного, желтого и бурого, разных теней и оттенков".
Перед Далем явно была палитра художника!
Рыжими бывают люди:

Рыжий конь:

Рыжий кот:

Рыжие куры:

Все эти рыжие легко представимы.
Часто встречаются.
Лучше о редком.
Раз есть розовый конь, то отчего не быть и голубому?
Такие в самом деле были и есть! Голубые кони!
"Голубая лошадь - пепельная, мышастая, иногда даже с желтизной":

То есть это "масть вроде голубиной шейки":

Редкая масть, что видно по пословице "Поповы дети, что голубые кони: редко удаются".
Голубая масть не только у коней встречается.
Есть голубые русские коты (а английские голубые родом из Архангельска):

И голубые песцы того же сложного "некислотного" голубого цвета:

Вообще-то "голубой - светло-синий, лазоревый, ярко-небесного цвета".
Так по Далю.
Ярко-голубых голубей у нас не водится (а слово голубой - от голубиной масти).
Но когда появились яркие краски, и голубой цвет тоже стал ярким.
Дорогой голубец, какой применяли иконописцы, а позже живописцы - это тёртый лазурит или бирюза:

Подешевле была "водная углекислая окись меди" – то есть азурит, медная лазурь.
Азуритовое небо Микеланджело, чуть зеленоватое:

Однако Даль особо отмечает:
"Народ голубым называет то синее, то серое тёмно-дикого цвета".
То есть цвета голубя.
А нижегородцы, по его наблюдениям, голубым вообще зовут жёлтое - "замечательно, что цвета эти противоположны".
Переливчата голубиная шейка!

Но у Есенина уже век ХХ-й.
Время красок, переставших стеснятся звонкости:

Есенинский голубой и синий тоже ситцевые, яркие.
Ситец начала ХХ века:

Сколько было уже синего и голубого!
Ультрамарин. Берлинская лазурь. Кубовая синька. Да что душе угодно!
А конь юности вообще-то да, вполне мог быть и белым:

Хотя для крестьянского коня породистая белизна небывалое дело.
Не на барских же скакунах Есенин разъезжал.
На картине знаменитого советского художника Евсея Моисеенко "Сергей Есенин с дедом" вообще савраска:

Саврасым или серым был тот конь.
Но розовым от зари.