ПОЭТЫ НЕ ВРУТ

топ 100 блогов cambria_191929.11.2023 ПОЭТЫ НЕ ВРУТ




Можно в компьютере как угодно обработать кадр.
И никто не удивится, если увидит фото розового коня.

Разве что поинтересуются:"Это что, barbiecore?"

К дьяволу Барби!
Бывает самый настоящий розовый конь.

Есть очень известное стихотворение Сергея Есенина.
Даже романс такой был - "Не жалею, не зову, не плачу".
И там это:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Написано, кстати, под впечатлением от Гоголя ("О, моя юность! О, моя свежесть!")


Как всегда у Есенина, тут "буйство глаз и половодье чувств" - значит, всё очень цветное.
Но никакой фантастики – всё реально, всё очень точно и зримо.

"С белых яблонь дым" – это сады цветут - и отцветают:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





"Листьев медь" - осеннее увядание:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Но розовый конь? Откуда он такой?

Считается, что конь этот на самом деле белый.
Только весь в отблесках утренней зари.


Но это как-то совсем уж по-бальмонтовски выходит.
Белый в розовом.


А Есенин из крестьян, и глаз у него верный.
Никакой декоративной акварели, только живая кровь.


Вдруг вижу у Даля:
"Розовая лошадь, светложелезистая и с медным отливом".


Есть, есть-таки на свете розовый конь!

По тонкости оттенков названия лошадиных мастей - отдельная песня.

И вот была, оказывается, даже розовая масть.
Очень редкая.


Что-то вроде:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Тут и медный оттенок шёрстки, и её металлический блеск.

Сейчас такую скорее назовут изабелловой.

Но изабелловая масть в старину была отдельно от розовой.
Она скорее желтовата – цвета беж или изабеллы, то есть заношенного королевского белья.

Это в честь королевы Кастилии Изабеллы, которая по обету не меняла рубашку, пока не возьмут Гранаду.

Такой вот несгибаемой воли была эта дама (здесь на ней рубашка, кажется, посвежее):

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Эта лошадь точно изабелловая (к тому же глаза у такой обязательно голубые):

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Красота! Почти розовая - но не вполне.

И я вспомнила, как бабушка говорила совсем о другом: "Переворачивай на сковородке пирожок, когда он ещё розовый, а не коричневый".

То есть когда появляется тончайший румянец первого загара, нежнейший переход от холодного к горячему и жаркому.

Розы ведь бывают не только такие:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Они какие угодно. Хоть как пирожок:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Базовые понятия о красоте с самых давних времён хранятся  в том, что в огне не горит, в воде не тонет, всем доступно, общеупотребительно и общепонятно.

В языке.

И язык говорит, что красота в понимании русских связана прежде всего с цветностью, яркостью, живописностью.


Потому красивый = красочный. Слово это родня краске.

Хотя важна и изящная конструкция (стройный), и соразмерность и гармоничность (ладный), и пластика форм (лепый).

Вот всем знакомое воплощение красоты по-русски.
Тут всё и красно, и стройно, и ладно, и лепо – да вдобавок ещё и на Красной (красивой) площади:


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







А какая краска исторически самая красивая - раз прямо так и называется?

Красная.

У Даля в словаре красный - "рудой, алый, чермный, червлёный; кирпичный, огневой и пр. разных оттенков и густоты".

То есть оттенков красного великое множество.

Оттенки - со своими названиями.
Но не все. Только те, что особо замечены. Остальные – "и пр."


Вот алый (слово взято из татарского языка) - "светло-, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; багряный, багрецовый (не багровый), краски крови боевых жил".

Алые (по уставу) доломаны лейб-гусар:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Краска крови боевых жил – как мощно звучит!
Но боевые жилы это всего-навсего артерии.


А ещё интересно тут особо отмеченное Далем различие вроде бы очень родственных багряного и багрового.

Разве это не одно и то же?

Нет, оказывается.
Это разные оттенки пурпура.

А пурпур многолик и простирается от глубокого сложного лилового, как платье Лорен Бэколл:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






До небесно-розового орхидеи кэттлии:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Где-то между ними  и вырвиглазный barbiecore:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





А багровый - это "червлёный, пурпуровый, самого яркого оттенка и густого красного цвета, но никак не с огненным отливом, а с едва заметной просинью".


Как царственный фон на этой фотографии:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Если кровоподтёк на теле - то он именно багровый, "с синевою" (все такое видели):

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Иное дело багряный - "червлёный, но менее густой, алее, без синевы; это самый яркий, но и самый чистый красный".

Тоже царственный - цвет королевских мантий:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Самый красивый?

Ах да, есть ведь ещё пунцовый!
"Пунцовый цвет ярко, густо или тёмно-алый, тёмно багряный, багровый; червлёный, червчатый".

Что-то слишком мудрёно и общо.
Но если проще – это маков цвет:


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






А теперь время явиться в пару к розовому коню ещё одному животному удивительного цвета.

"Багряная собака"!
Были, оказывается, и такие.

"Багряная собака - о гончей собаке, чисто-бурая, кофейная":

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Именно так, потому что бурый - "цвет кофейный, коричневый, ореховый, смурый, искрасна-черноватый".

То есть медведь - кофейный?

Но почему нет?
Кофейный, только без молока:


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Чтобы закончить с красным (который у нас уже переходит в бурый), вспомним ещё и рыжий.

Это несколько иной красный - "красный, огненный, смесь цветов: красного, желтого и бурого, разных теней и оттенков".
Перед Далем явно была палитра художника!

Рыжими бывают люди:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Рыжий конь:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Рыжий кот:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Рыжие куры:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Все эти рыжие легко представимы.
Часто встречаются.


Лучше о редком.
Раз есть розовый конь, то отчего не быть и голубому?


Такие в самом деле были и есть! Голубые кони!

"Голубая лошадь - пепельная, мышастая, иногда даже с желтизной":


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





То есть это "масть вроде голубиной шейки":

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Редкая масть, что видно по пословице "Поповы дети, что голубые кони: редко удаются".

Голубая масть не только у коней встречается.
Есть голубые русские коты (а английские голубые родом из Архангельска):


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






И голубые песцы того же сложного "некислотного" голубого цвета:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Вообще-то "голубой - светло-синий, лазоревый, ярко-небесного цвета".
Так по Далю.

Ярко-голубых голубей у нас не водится (а слово голубой - от голубиной масти).
Но когда появились яркие краски, и голубой цвет тоже стал ярким.


Дорогой голубец, какой применяли иконописцы, а позже  живописцы - это  тёртый лазурит или бирюза:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Подешевле была "водная углекислая окись меди" – то есть азурит, медная лазурь.
Азуритовое небо Микеланджело, чуть зеленоватое:


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Однако Даль особо отмечает:
"Народ голубым называет то синее, то серое тёмно-дикого цвета".
То есть цвета голубя.


А нижегородцы, по его наблюдениям, голубым вообще зовут жёлтое - "замечательно, что цвета эти противоположны".

Переливчата голубиная шейка!

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Но у Есенина уже век ХХ-й.

Время красок, переставших стеснятся звонкости:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ






Есенинский голубой и синий тоже ситцевые, яркие.
Ситец начала ХХ века:


ПОЭТЫ НЕ ВРУТ







Сколько было уже синего и голубого!
Ультрамарин. Берлинская лазурь. Кубовая синька. Да что душе угодно!


А конь юности вообще-то да, вполне мог быть и белым:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ





Хотя для крестьянского коня породистая белизна небывалое дело.
Не на барских же скакунах Есенин разъезжал.


На картине знаменитого советского художника  Евсея Моисеенко "Сергей Есенин с дедом" вообще савраска:

ПОЭТЫ НЕ ВРУТ




Саврасым или серым был тот конь.
Но розовым от зари.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
У меня к вам предложение. Знаю потрясающее упражнение по работе со стрессом. Все, с кем мы работали когда -либо знают, что если я говорю быстро и навсегда - это реально так. В каких ситуациях это упражнение может быть полезно?
На кануне, после тренировки известный фигурист Алексей Ягудин вместе с Татьяной Тотьмяниной собрался домой. Но не успела пара выйти на улицу, как их обступили журналисты и попросили ответить на несколько вопросов. Увидев корреспондентов, ...
Есть что-то предельно волшебное в ощущении душевной чистоты и спокойствия, когда не реагируешь на сообщения в интернете. Я рекомендую все эмоционально не привязываться к сообщениям в интернете. Вообще эмоциональная привязанность к таким эфемерным сущностям - одна из главных причин или ...
Как только сообщения об устроенной маньяком кровавой бойне облетели мир, началась его утилизация — люди стали искать, как вписать его в свои системы воззрений, к чему бы его приспособить. И, конечно, как бы "замазать" об Брейвика своих ...
Колонка во "Взгляде". Как-то все три сегодня выложенные колонки коррелируют друг с другом... "Давайте чуть-чуть поговорим о тех, для кого существуют шумные праздники, кого принято хвалить и определять их труд эпитетами «благородный», «нелегкий», ...