ПОЭТ, НЕ ПЕРЕЖИВШИЙ РАСПАД СССР


13 февраля родился Игорь Шаферан (1932-1994), чьи песни слушал весь Союз. Еще в детском саду затверживалась фраза, звучащая по радио ежедневно и не по одному разу: «Стихи Игоря Шаферана».
Умер Шаферан вместе со страной, которая его породила.
Песни его остались.
Первая жена Шаферана Анна Масс вспоминает, что познакомилась с Игорем на одном из выступлений, где тот изображал бывалого морячка. Перед тем как читать стихи юноша упомянул о родной Одессе, сделав акцент, что ходил три года мотористом на китобойном корабле, бывал в кругосветках. Каково же было удивление девушки, когда выяснилось, что справку о службе матросом на китобое Шаферану купили родители, дабы избавить юношу от армии. Стихи же из китобойного быта Шаферан лабал с помощью брошюры адмирала Соляника, но ведь талантливы же были эти стихи, если о них с восторгом отозвался Михаил Светлов, принявший юношу в свою мастерскую в Литературном институте.
Первая жена вообще вспоминает Шаферана некомплиментарно. Ей претило его стремление прорваться в литературу во чтобы то ни стало и установка на сознательное невежество. По свидетельству Масс, Шаферан исповедовал принцип: «чем больше читаешь, тем больше теряешь собственный свежий взгляд».
Здесь надо заметить, что у Шаферана был перед глазами пример состоявшейся карьеры даже более внушительный, чем учитель Светлов. Речь идет о тесте Владимире Массе, который в соавторстве с Владимиром Червинским написал текст к опереттам «Трембита», «Белая акация», «Москва-Черемушки».
Владимир Войнович вспоминал:
«Мой тогдашний приятель Игорь Ш., женившись на дочери известного эстрадного автора, пригласил меня как-то к себе и показал блокнот тестя, где тот записывал ежемесячно свои заработки. Самый маленький был 25 тысяч, самый большой — 63 тысячи рублей. На эти деньги можно было покупать каждый месяц по нескольку автомобилей…»

Едва появившись на эстрадном горизонте, Шаферан удостоился зубодробительной критики от Владимира Высоцкого. Отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к советской массовой песне?» бард обрушился на шедевр поэтов Шаферана и Танича да композитора Фельцмана, сказав:
«Я иногда слушал эти песни и никак не мог понять: а почему, что там такое? Вот, например, такая песня:
На тебе сошелся клином белый свет,
На тебе сошелся клином белый свет,
На тебе сошелся клином белый свет,
И мелькнул за поворотом санный след...
И так далее. И я всегда задумывался, а что же тут такое?! И главное, два автора текста наверху. Значит, один не справился: сложный очень текст, с большим подтекстом, второй прибавился к нему».
По воспоминаниям Танича на поминках Шаферана к нему подошли друзья Высоцкого сказавшие, что незадолго до смерти Владимир говорил об этом интервью как об ошибке.
Но сколько было таких нападок на Шаферана, Матусовского, Пляцковского. Считалось, — все что делают песенные короли не поэзия вовсе, а так, ерунда на постном масле. Но вот прошло время и что мы видим? Советская поэзия за исключением десятка имен забыта, а песни страны звучат повсюду.

Попав в обойму, Шаферан делал песню за песней, и попадались среди его песен просто на века: «Гляжу в озера синие…»; «Зачем вы, девушки, красивых любите?»; «Если б не было войны»; «Мы желаем счастья вам»; «Наши любимые». А ведь были еще «Я у бабушки живу», «То ли еще будет», «Елочка, елка лесной аромат». А репертуар «Лейся, песня» с вокалом Владислава Андрианова – «Вот увидишь», «Как мы любили», «Средний» ученик» (КОРОТКАЯ КАРЬЕРА КУМИРА ШКОЛЬНИЦ ЭПОХИ БРЕЖНЕВА).
Шаферан вошел в десятку самых исполняемых авторов, а в те годы авторские отчисления были не чета нынешним. В 1980-ые годы разразился скандал, когда вдруг на одном из писательских пленумов обнародовали годовые заработки Леонида Дербенева (146 000!). После этого гонорары существенно понизили, но песенникам все равно хватало.
Конец привольному житью текстовиков положил конец страны. После развала СССР Шаферан сдал и физически и морально. Стресс уложил его на больничную койку в онкологическом центре. Врачи ничего не смогли с поэтом поделать и просто выписали, отправив умирать домой.
Светлая память!