СУДЬБА ГЛУХОГО ЭРОТОМАНА

топ 100 блогов ygashae_zvezdu30.01.2021
СУДЬБА ГЛУХОГО ЭРОТОМАНА

Когда писатель Михаил Арцыбашев (1878-1927) умер, на родной сторонушке его вспомнил лишь журнал «Огонек», проводив в последний путь словами: «За границей умер М. П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста...»

К тому моменту Арцыбашев был прочно забыт, и даже странным казалось поколению новых читателей, что когда-то из-за него ломались критические копья, устраивались диспуты, организовывались общества «санинцев».

Мы уже упоминали этого писателя, говоря об Анатолии Каменском (КАК ЗАКОНЧИЛ СВОИ ДНИ АВТОР, СДЕЛАВШИЙ КАРЬЕРУ НА ПРИЗЫВАХ К ЖЕНЩИНАМ РАЗДЕТЬСЯ), Арцыбашев проходил в критике по тому же разряду «порнографов», «ниспровергателей общественных мнений», «воспевателей сверхчеловека».

Арцыбашев был посложнее своего эпигона Каменского. Он искренне (на первых порах) искал смысл жизни и не найдя его решился на самоубийство. Один из свидетелей юношеского максимализма Арцыбашева вспоминал, что «покушение произошло на почве тяжелой семейной драмы, положение стрелявшегося тяжелое, почти безнадежное, в рану вошло и белье, опасаются заражения крови...». 

Нельзя сказать, чтобы ничего не предвещало. Уже первый рассказ шестнадцатилетнего юноши, опубликованный в газетке «Южный край», повествовал о суициде. 

Что касается «тяжелой семейной драмы» сам Арцыбашев будет впоследствии (может и рисуясь) рассказывать как его, напоив обманом до невменоза, обвенчали с нелюбимой женщиной. После брачной ночи он ее покинул и больше никогда не видал, хотя она родила ему сына. 

Оклемавшись, парень уехал учиться в харьковскую школу рисования, где пробыл всего сезон. Как и провинциала Каменского, его манили питерские набережные.

СУДЬБА ГЛУХОГО ЭРОТОМАНА

Первый, пока еще робкий успех, пришел к Арцыбашеву с повестью «Смерть Ланде» (1904), но вообще он со своей суицидальной проблематикой да интересу к проблеме пола пришелся не ко двору. Его первый и главный роман «Санин» написан в 1902, но прозвучал только пять лет спустя, после поражения революции и наступившей реакции. Прозвучал на фоне растущей паники среди молодежи и все увеличивающейся статистики самоубийств. Когда «Санина» переиздали в начале 1990-ых годов, выяснилось, что это проза, прежде всего, скучная, выморочная, головная, но в 1907 она попала в нерв эпохи. Арцыбашев создал тип героя, который возвещает необходимость удовлетворять свои потребности и это после того, как на протяжении века русский интеллигент только и слышал, что об общественном долге, покаянии перед народом и радости принять смерть в борьбе за светлые идеалы свободы. Арцыбашев поставил во главу угла личное наслаждение солнцем, весной, половой любовью, попутно развенчивая такие понятия как религия, нравственность, социология и все такое, все такое.

Удивительно, - проза Арцыбашева понравилась ладно бы Блоку (этот мог восхищаться и явным шлаком, усматривая поэзию даже там, где она не ночевала), она понравилась такому взыскательному гурману, как Лев Толстой. Атлант занес в дневник: «... у Арцыбашева работает - и самобытно - мысль, чего нет ни у Горького, ни у Андреева... Простой талант без содержания у Куприна; у Арцыбашева и талант, и содержание». 

Впрочем, отзыв Толстого появился, когда Синод инициировал против Арцыбашева дело по обвинению в порнографии и кощунстве. Писателю грозило отлучение от церкви. Толстой не мог не воспринимать его как соратника.

Популярности «Санина» способствовала конфискация второго издания, он приобрел еще и сладость запретного плода. 

Что Арцыбашев точно чувствовал так это необходимость подогревать интерес к литературе методами не литературными. Он постоянно искал повод попасть на первые страницы газет, учиняя скандалы в ресторанах, вызывая на дуэль критика Чуковского за статью о «Санине» метко названной «Геометрический роман». Прозвище «Писатель-хулиган» приклеилось к нему когда в Балаклаве, не получив заранее заказанного места в первом театральном ряду (плохой слух, да), Арцыбашев выбросил в море столик кассирши со всей выручкой и не проданными билетами, после чего уплатил полный сбор и удалился. Объясняя Сергееву-Ценскому свой поступок, Арцыбашев ликовал: «…всего только полтораста рублей стоит, а сколько написали и в скольких газетах! Ни об одном романе моем, даже о «Санине» так дружно не писали!»

СУДЬБА ГЛУХОГО ЭРОТОМАНА

Читатель воспринял философию Арцыбашева всерьез, отождествив автора с Саниным. Меж тем, как не было ничего более далекого от физической силы и половой распущенности, нежели Арцыбашев. 

Писатель Скиталец вспоминал: 

«По внешности это был маленького роста чахоточный молодой человек, которому на почве туберкулеза когда-то была сделана трепанация черепа, наделившая его большим физическим недостатком – неизлечимой глухотой и неприятно звучавшим, несколько гнусавым голосом.

Правда, лицом он был недурен, но лицу своему с холеной, подстриженной бородкой и с подкрученными маленькими усиками, желая хоть отчасти походить на «автора Санина», он старался придавать фатоватый оттенок, что, однако, ему мало удавалось, потому что на самом деле Арцыбашев совсем не был фатом. Ходил всегда в коротенькой студенческой косоворотке, студенческих форменных рейтузах и смазных сапогах, хотя никогда студентом не был, а учился в училище живописи, намереваясь сделаться художником».

После «Санина» Арцыбашев схватился за тему суицида. Роман «У последней черты» так и тянет переименовать в «Клуб самоубийств». Арцыбашев описал семерых суицидников из интеллигенции. Снова вспыхнула полемика, посыпались тиражи, но выхлоп был заметно тише, нежели в случае с «Саниным». 

Литература вообще давала денег меньше, чем драматургия, потому следующий успех Арцыбашев начала искать в театре. Пьесы «Ревность» и «Закон дикаря» снова вывели его в топ писателей. Они ставились по всей России, были экранизированы.

СУДЬБА ГЛУХОГО ЭРОТОМАНА

Революцию 1917 года Арцыбашев не принял. Его перестали издавать, отбрасывая в реликты прошлого.

Как ни странно, у Арцыбашева были шансы на второе дыхание. С НЭПом проблема пола вновь начала русское общество волновать, появились советские «порнографы» и «воспеватели самоубийств» вроде (забытого ныне более прочно, чем Арцыбашев) писателя Сергея Малашкина. Но Арцыбашев к тому времени переместился в Польшу, где занял непримиримую позицию врага СССР. В этом качестве он вполне ожидаемо удостоился похвал до этого саркастично к нему настроенных Гиппиус, Куприна и прочих белоэмигрантов. Симптоматично, однако, что переиздать скандальные свои произведения Арцыбашев не мог не только в СССР, за границей тоже. Интерес к ним был потерян.

Умер писатель в Варшаве. 

Как отреагировали на хулимой им Родине, я уже сказал выше. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
16 июня Евгений Черняк и Святослав Вакарчук встретились со студентами Запорожья, чтобы передать в ВУЗы новую, востребованную литературу. Это совместная акция БФ "Патриот Запорожья" и фонда "Люди майбутнього""Мы только что говорили о ...
Точнее, Мурзик в гостях у Горячки... В общем, кто-то явно у кого-то в гостях. ...
Здесь , - а на вопрос, как я оцениваю выделенную желтеньким характеристику, данную г-ном Стрелковым г-же Поклонской,  могу сказать только, что любая оценка проистекает из понимания, а стало быть, чтобы оценить, необходимо понять. Вот и попробуем... Во-первых. Я  ...
60 процентов за запрещение абортов. Больше 50 уверены, что Боинг был сбит украинцами. Ну, пусть не 60, пусть 40... Пусть не 51 процент, пусть 35. Знаете, эти интернет-голосования... Но неважно, пусть 40 и 35. Но ведь не меньше же. А сколько процентов было бы за запрет або ...
Реалити шоу "Голод" в прямом эфире! ...