Подводная лодка-музей С-56
engineering_ru — 21.04.2018Одним из символов Владивостока с 1975 года является подводная
лодка С-56.
В отличие от «Красного Вымпела», ей пришлось навеки расстаться с
родной стихией и встречать посетителей на берегу. Правда - совсем
недалеко от побережья. Говорят, что стоянку «Красного Вымпела»
можно видеть через её перископ.
С-56 - единственный корабль, сохранившийся из серии IX - бис (всего
построена 41 субмарина). Помимо славного боевого пути в составе
двух флотов советского ВМФ с ней связаны три весьма интересных
факта.
Заложенная в 1936-м в Ленинграде, лодка затем была по железной
дороге перевезена на Дальний Восток, где вновь собрана и спущена на
воду в 1939-м, а в состав Тихоокеанского флота вошла в 1941-м.
Однако в связи с обострением к осени 1942-го обстановки на
Арктическом театре военных действий командованием было принято
решение о переброске части подводных лодок с Тихого океана на базы
Кольского полуострова. Переход вдоль арктического побережья
показался слишком рискованным из-за надвигавшейся зимы, потому
шести лодкам (Л-15, Л-16, С-51, С-54, С-55 и С-56) в
обстановке строгой секретности предстояло совершить уникальный
переход через три океана по маршруту Владивосток
– Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор
– Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал)
– Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик
– Полярное. Во время этого перехода Л-16 при загадочных
обстоятельствах была торпедирована на подходе к Панамскому каналу.
Остальные же лодки в марте 1943-го достигли Полярного. Таким
образом, для С-56 (и других лодок - участников перехода) путь от
верфи к месту своей основной службы стал, пожалуй, одним из самых
протяженных.
А в 1954 году лодка возвратилась на Тихий океан, на этот раз Северным Морским путём. И стала первой советской подводной лодкой, совершившей кругосветное плавание.
Наконец, 9 мая 1975 года С-56 была установлена на вечную стоянку на
Корабельной набережной Владивостока, став первой в СССР
мемориальной подводной лодкой.
К сожалению, при переоборудовании лодки в музей было принято, на
мой взгляд, крайне неудачное решение - сохранить внутреннее
оборудование только первых трёх отсеков ( I отсек — торпедный,
жилое помещение для рядового состава; II отсек —
аккумуляторный, каюта командира, жилые помещения офицерского
состава; III отсек — центральный пост, боевая рубка).
Оборудование остальных отсеков было демонтировано, в отсеках
с IV по VI (IV отсек — аккумуляторный, жилые помещения
старшин; V отсек — дизельный; VI отсек — электромоторный)
размещена историческая экспозиция, а доступ в VII отсек
(торпедный, жилое помещение для рядового состава) закрыт. Было бы
гораздо интереснее всё же максимально сохранить оборудование, а
экспозицию можно было вполне разместить и в отдельном помещении.
Но - что сделано, то сделано...
Григорий Иванович Щедрин, один из самых известных советских
подводников Великой Отечественной войны, в будущем - вице-адмирал,
командовал С-56 с ноября 1940 по март 1946. Под его командованием
лодка отличилась в битве за Арктику, и именно на ней Григорий
Иванович получил звание Героя Советского Союза.
Вход в лодку через шестой отсек. Вот эта дверь, явно не
оригинальная, ведёт в седьмой. Похоже, что сейчас там размещается
какое-то подсобное помещение.
Так выглядит сейчас шестой отсек, в котором когда-то размещались
электромоторы.
А вот здесь, в пятом - дизеля. Впрочем, переборки, как видите,
сняты, потому границы отсеков человеку, который не знаком с
конструкциией досканально, можно определить лишь примерно.
По всей видимости, четвёртый, аккумуляторный. В нём завершается
историческая экспозиция.
И мы, наконец, видим оригинальную переборку. С люком, ведущим в
центральный пост.
Боевая рубка тоже недоступна. Оригинальный трап снят, а перед
новодельным люком красуется вот такая надпись. Предупреждающая о
том, что любопытствовать излишне.
Собственно, центральный пост. Отсюда осуществляется управление
кораблём. На фото выше - вид в сторону кормы.
А на этой - вид в сторону носа.
Перископ. И современная табличка пожарной безопасности.
Машинный телеграф, которым выдаются команды на управление
двигательной установкой (две рукоятки сверху).
В центре - указатель положения руля поворота.
Вентили продувки балластных цистерн.
Глубиномеры.
Этими штурвалами осуществляется управление рулями глубины -
носовыми (левый) и кормовыми (правый).
Положение рулей контролируется по указателю.
Переборка между третим и вторым отсеками. У подводников считается
плохой приметой наступать на комингс люка - преодолевать его нужно
одним шагом, не касаясь поверхности. Примета эта имеет обоснование
- если постоянно наступать на комингс, то его поверхность
постепенно будет изнашиваться, то есть люк будет прилегать
неплотно. Что может оказаться критическим в аварийной ситуации,
если люк придётся задраить при поступлении у один из отсеков
воды.
Второй отсек - кают-компания, каюта командира, жилые помещения
офицерского состава. Интересно - с какого момента в ней висит
портрет Вождя? Подозреваю, что не с момента открытия музея, и,
скорее всего (хотя и не уверен), его тут не было в 90-е. Но сегодня
исторический облик помещения восстановлен!
Каюта командира.
Люк в первый отсек.
Первый отсек - торпедный. Здесь же находятся жилые помещения
рядового состава.
Сразу вспоминается Юрий Иосифович:
«.. Где на сигарах атомных торпед
Ребята спят, поют, едят варенье».
Это, конечно, написано уже о лодках другой эпохи. Но и на С-56
матросы жили и спали практически в обнимку с торпедами.
На С-56 было четыре носовых (и два кормовых) торпедных аппарата. На
каждый был положен двойной боезапас. Но благодаря продуманному
размещению торпед, даже их полная загрузка не ухудшала бытовых
условий экипажа.
В первом отсеке экскурсия заканчивается.
Итого:
1. Как я уже говорил, концепцию музея считаю не самой удачной -
однако нужно отдать должное тем, кто в 1975 году не только сохранил
легендарную субмарину, но и впервые в СССР дал возможность побывать
на борту подводного корабля гражданским посетителям. Правда, такая
возможность, учитывая удалённость и закрытость Владивостока, была
доступна очень немногим.
2. Рекомендовал бы чаще бывать на музейных (а при возможности - и
не только музейных) подводных лодках не только морским инженерам,
но и всем тем, кто занимается созданием пилотируемой космической
техники. Во-первых - обращать внимание на решения в области
компоновки и обеспечения обитаемости. Во-вторых - самим побывать в
условиях ограниченного пространства. Чтобы лучше понять потребности
тех, кто будет эксплуатировать будущие космические корабли и
напланетные базы.
|
</> |