Марк Шагал в музее Тиссена-Борнемисы
natali_ya — 04.06.2022 Об одной картине Марка Шагала в этом музее я уже писала:.
Кликнув на фото, можно перейти к тому посту.
Теперь покажу ещё три, находящиеся в этом музее.
Сельская мадонна.
Сельская Мадонна (1938-42) писалась в трагические годы войны. В это время Шагал создал серию работ на христианские сюжеты, воплотив в них тему Холокоста. Спасаясь от нацистского преследования через Бельгию и Голландию во Францию, Шагал создаёт свою Мадонну. Завершена она будет в Америке, где художник получит прибежище.
Над городом-планетой Витебск (а другого города просто и быть не может!) монументально возвышается Мадонна с младенцем, она же невеста. Ангелы и певчие парят вокруг неё, а корова играет на скрипке. Сам художник, изображённый вверх ногами (в "перевёрнутом" мире Шагала совершенно обыденное дело!) целует свою возлюбленную.
Один из шагаловских петухов. Эта картина 1929 года.
Картина "Петух", представляющая один из тех волшебных образов, что присутствуют в зрелой живописи Шагала, была написана им во Франции, куда художник навсегда уехал из послереволюционной России. В начале новой французской жизни он работал над иллюстрациями к "Мертвым душам" Николая Гоголя и "Басням" Лафонтена. Поиски образного языка, которые вел тогда Шагал, отразились и в данном холсте: в нем соединились фантасмагорическое настроение гоголевской поэмы и мотив басен Лафонтена "Петух и Лиса" и "Петух и жемчужина".
В образном строе полотна сошлись русская сказочность с французским остроумием. На большом петухе с ярким оперением сидит верхом, обняв его и задумчиво глядя на зрителя, девушка. Юмористически поданная тема любви находит отклик в парочке, милующейся в лодке.
Обнаженный.
С 1911 по 1914 Марк Шагал жил в Париже, приехав туда со своим учителем Львом Бакстом и окунувшись во французскую художественную жизнь. Его тогдашние работы показывают, насколько органично творчество мастера из России вписалось в европейское искусство, частью которого, впрочем, была тогда русская живопись.
В Париже с успехом проходили гастроли «Русского балета» Сергея Дягилева, в оформлении привозимых им спектаклей принимал участие Бакст. Считается, что гуашь "Обнаженный" навеяна образом Вацлава Нижинского, выдающегося танцовщика дягилевской труппы, с которым Шагал познакомился еще в Санкт-Петербурге.
В данной работе видно влияние кубизма и фовизма, но более всего она близка к картинам русских авангардистов — Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, также работавших с Дягилевым. Плавные линии сочетаются здесь с изломанными, цвета спорят друг с другом, но мастер, подобно названным художникам, даже будучи увлеченным формальными задачами, не отступал от фигуративной живописи. Тело изображенного человека выражает внутреннюю экспрессию, наполняющую образ жизненными силами.
|
</> |