Подтолкнуть - не значит "пнуть"
bibkniga31 — 26.10.2021 "Что ты любишь читать? Какие книги нравятся?" - так, или почти так происходит наше знакомство с новыми читателями. Кто-то из ребят отвечает сразу, кто-то - стеснительно прячется за спину родителей, а кому-то нужно развёрнуто объяснить - какие бывают книги, для чего вообще они нужны, и стоит ли ограничивать себя только школьной программой по литературе. Да и в каждом возрасте своя специфика восприятия, это нужно чётко понимать, чтобы не ткнуть пальцем в небо, предложив, например, книгу Верна тому, что хочет читать Роулинг (но мы иногда идём на такие эксперименты :). А вы знали, что каждый из нас проходит чёткие читательские этапы в детско-подростковом возрасте?Не беря совсем уж нежный возраст (круг чтения ограничен тем, что дают родители), мы начнём с ребят 7-9 лет, когда их художественное восприятие базируется на впечатлительности, эмоциональности, живом воображении. С 10 лет уже начинается возраст познания, устанавливается связь между повествованием в книге и собственной жизнью, своим внутренним миром. В 12-13 - школьники проявляют интерес к произведениям о героических моментах истории, нужна активность, быстрая смена впечатлений, желательно - в фантастических мирах. Именно в таком возрасте и наблюдается противоречивость восприятия: интеллект растёт, новое быстро усваивается, но теряется способность самостоятельного проникновения в глубину художественного замысла, хочется быстро развлечься, не принимая во внимание тот факт, что чтение - тоже труд.
Если в этот непростой период "между ангелом и бесом", мягко указать читателю, что за любым поступком литературного героя стоит мотив, а любое событие имеет смысл, то уже в 14-15 лет формируется желание взять в руки историю, где есть и нравственность, и философия, и взаимоотношения людей; ведь к моменту сильного гормонального всплеска подросткового организма, уже есть очень большая потребность в самопознании и самоопределении, в поисках своего места в жизни. Вот тут и начинается самое сложное: как, не упуская из виду эти этапы развития, попытаться сориентировать читателей в большом выборе литературы, не давать им спрятаться за валом прочитанных легковесных книг только развлекательного характера.
Так должно быть в идеале :). И это то, чем сейчас пытаемся заниматься и мы, современные библиотекари. Отвечу и на ваш невысказанный вопрос - "зачем нам вообще это знать, это же чисто библиотечная специфика?". Нет, друзья, если вы - родители, то уже являетесь потенциальными руководителями детского чтения. Это не значит, что вы должны железной рукой насаждать свои приоритеты; это значит, что вместе с вашим ребёнком вы будете идти от книги, до изучения и познания самой жизни. И мы вместе обязательно должны дразнить детскую фантазию, зажигать воображение, помогать освоиться в нашем непростом времени.
|
</> |