Подтолкнуть - не значит "пнуть"

топ 100 блогов bibkniga3126.10.2021 Подтолкнуть - не значит пнуть "Что ты любишь читать? Какие книги нравятся?" - так, или почти так происходит наше знакомство с новыми читателями. Кто-то из ребят отвечает сразу, кто-то - стеснительно прячется за спину родителей, а кому-то нужно развёрнуто объяснить - какие бывают книги, для чего вообще они нужны, и стоит ли ограничивать себя только школьной программой по литературе. Да и в каждом возрасте своя специфика восприятия, это нужно чётко понимать, чтобы не ткнуть пальцем в небо, предложив, например, книгу Верна тому, что хочет читать Роулинг (но мы иногда идём на такие эксперименты :). А вы знали, что каждый из нас проходит чёткие  читательские этапы в детско-подростковом возрасте?

Не беря совсем уж нежный возраст (круг чтения ограничен тем, что дают родители), мы начнём с ребят 7-9 лет, когда их художественное восприятие базируется на впечатлительности, эмоциональности, живом воображении. С 10 лет уже начинается возраст познания, устанавливается связь между повествованием в книге и собственной жизнью, своим внутренним миром. В 12-13 - школьники проявляют интерес к произведениям о героических моментах истории, нужна активность, быстрая смена впечатлений, желательно - в фантастических мирах. Именно в таком возрасте и наблюдается противоречивость восприятия: интеллект растёт, новое быстро усваивается, но теряется способность самостоятельного проникновения в глубину художественного замысла, хочется быстро развлечься, не принимая во внимание тот факт, что чтение - тоже труд.

Если в этот непростой период "между ангелом и бесом", мягко указать читателю, что за любым поступком литературного героя стоит мотив, а любое событие имеет смысл, то уже в 14-15 лет формируется желание взять в руки историю, где есть и нравственность, и философия, и взаимоотношения людей; ведь к моменту сильного гормонального всплеска подросткового организма, уже есть очень большая потребность в самопознании и самоопределении, в поисках своего места в жизни. Вот тут и начинается самое сложное: как, не упуская из виду эти этапы развития, попытаться сориентировать читателей в большом выборе литературы, не давать им спрятаться за валом прочитанных легковесных книг только развлекательного характера.

Так должно быть в идеале :). И это то, чем сейчас пытаемся заниматься и мы, современные библиотекари. Отвечу и на ваш невысказанный вопрос - "зачем нам вообще это знать, это же чисто библиотечная специфика?". Нет, друзья, если вы - родители, то уже являетесь потенциальными руководителями детского чтения. Это не значит, что вы должны железной рукой насаждать свои приоритеты; это значит, что вместе с вашим ребёнком вы будете идти от книги, до изучения и познания самой жизни. И мы вместе обязательно должны дразнить детскую фантазию, зажигать воображение, помогать освоиться в нашем непростом времени.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Похоже появляется новая версия трагедии в небе Египта. Вот что сообщают из Шарм-эль-Шейха: Это какой то “сюр”. Вернулась знакомая с египетского отдыха. Точнее эвакуировали ее раньше срока. Но речь не об этом. А об обстановке на курорте. Позвонила она мне, поделилась впечатлениями, а ...
Президент Латвии Эгил Левитс на днях заявил*, что русскому языку в Латвии, как «советскому наследию», необходимо положить конец, иначе «вернувшиеся из-за границы наши соотечественники, не выучившие русский язык, будут вытеснены с рынка труда». Тут президент Латвии слегка ошибся. ...
Возникло с чего то вдруг у меня впечатление, что этот апостол Иоанн Богослов с угловой накладки на Евангелие XIX в. из какого-то небогатого храма зачем-то сидит верхом на крыше и вдумчиво играет на книге прям как на гуслях. ...
...
Мы были где-то на краю России, в в пыльной гостинице Новоорска, когда нас стало накрывать. Помню, я промямлил что-то типа: "чую, меня сейчас распидарасит, как британский суд Алана Тьюринга" и неожиданно, со всех сторон, номер заполонили красные комиссары с шашками. Чей-то голос завопил: "о ...