Подскажите, что говорит теория (о деградации производительных сил и
kolybanov — 11.01.2022Это я к марксистам. Если обращаться не к марксистам, то можно что-то услышать про цивилизованные и нецивилизованные народы, про то что есть нации работящие и ленивые, культурные и некультурные, умные и тупые, свособные к созданию государства и неспособные и прочую не имеющую к науке чушь и пургу. Ещё можно услышать про богоизбранные нации и небогоизбранные (интересно, Бог знает что какие-то нации богоизбранные, а какие-то нет?Или по эллина и иудея Апостол Павел не говорил?). То есть в системе любой экономики и любого хозяйства пока какой-то научностью обладает классическая политэкономия и классические марксизм и ленинизм (естественно жду вменяемых, а не сорвавшихся как с цепи опровергателей)
Это я про что? Про Казахстан (и постсоветское пространство). Именно такие мысли приходят при наблюдении за беспределом который там происходит. Собственно мы же как привыкли и как учили. Развиваются производительные силы (базис) очень медленно накапливается производсьвенный потенциал (от палки копалки к сохе с лошадью, потом к плугу, потом к трактору и соответственно от молотка к топору, от топора к рубанку, от рубанка к станку, от станка к автоматической линии и станкам с ЧПУ и т.д.) Каждому этапу развития производительных сил соответствуют свои производственные отношения которые определяют общественно экономическую формацию (сейчас модно ещё говорить о технологическом укладе, так как при этом вроде как уходят от экономической формации и социальной компоненты).
Что в этой системе был СССР (со всеми республиками естественно)? Это третий и четвёртый технологический уклад, переходная к коммунистической (кто-то считает уже коммунистическая в первой социалистической фазе) ОЭФ. Если вспомнить, что были в наличии и товарно денежные отношения и ограниченный рынок, междкнародная торговля и высокотехнологическоое производство, то можно это представить как высокоразвитый планово-мобилизационный госкап + социальное государство. То есть система чрезвычайно сложная и развитая. Полная и законченная параллельная технологическая пирамида со всеми технологиями которые были (сейчас не принципиально, что какие-то технологии отставали от западных, а какие-то обгоняли). Система обеспечивала всё более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и немыслимое ни при каких других общественных системах его самореализацию и развитие. Надо отметить, что система была максимально адаптирована к существующим географо-климатическим условиям евразийского пространства (как сказал бы Л.Н. Гумилёв максимально вписана в ландшафт и природную среду). Как мы сейчас наблюдаем, может быть вписана вообще единственным возможным способом обеспечивающим развитие и расширенное воспроизводство людей.
А что произошло? Произошло (экономически) вот что. Был открыт внутренний рынок, намеренно и искусственно нарушено товарно денежное обращение, намеренно сломаны установившиеся отношения собственности (из преимущественно государственной переведены в преимущественно в лично-частную), сломан планово-мобилизационный характер экономики (собственно здесь это единственная экономика, которая была возможна, всё остальное называется хрематистика - деятельность ради получения маржи). И разорвано единое экономическое пространство страны, что привело к резкому схлопыванию рынков (сбыта, сырья, рабочей силы) и разрыву хозяйственных связей предприятий. Огромное количество производительных сил просто физически прекратило своё существование. (Сами предприятия их оборудование, здания и сооружения, сами работники пошедшие торговать трусами и сигаретами или элементарно спившиеся и оказавшиеся на кладбище). Почему-то считалось, что искусственным образом невозможно не то что повернуть развитие производственной системы вспять, но даже и существенно задержать его. Но вот тем не менее то что мы наблюдаем очень похоже на обратный развитию тренд.
Поскольку производительные силы не просто деградированы, а в какой-то степени были уничтожены это должно было как-то отразиться и на производственных отношениях. Естественно при упрощении хозяйственной системы примитивизируются и производственный отношения. Говорить о том, что мы переходим на предыдущую стадию и ОЭФ конечно нельзя, так как острова капитализма и общемировой рынок не дают такого права, но что появились элементы квазифеодализма в виде вассалитета и даже аналогов крепостного права (что ипотека в наших условиях, как не крепостное право?) и рабства (просто прямые примеры рабства показывает ТВ) это очевидно.
Здесь интересно проследить как раз республики Средней Азии. Который день идёт просто вал заявлений, что казахский народ кочевники, он малограмотный и малокультурный, это чуть ли не вообще родоплеменной строй. Что казахи не способны к сколь-нибудь квалифицированному инженерному труду и т.д. Это всё бред сивой кобылы. Надоь понимать где живёт мамонт и кем он работал. Аналогичные процессы происходили у него на глазах. Так вот эти процессы деградации обусловлены не тем что есть какие-то способные и неспособные народы, а тем что эьти народы поставлены в соответствующие условия. Те же казахи к их великой чести оказались способны к самоорганизации и 10 лен назад провели просто не имеющую аналогов по организованности, упорству и длительности забастовку нефтяников в Жанаозене. Но если в обществе становятся не нужны навыки квалифицированного рабочего и инженера, то и исчезнут квалифицированные рабочие и инженеры. Если не нужна сложная структура управления и высокоорганизованная культурная надстройка, то всё и опустится на уровень вассалитета, МУРКИ и звучащего отовсюду шансона. Тем более что казахи сделали рывок в 4 технологический уклад действительно от родоплеменного строя. Одно или 2 поколения провели в очень культурной и технологической среде и вот во многом она стала не нужна. Естественно вернуться обратно не сложно. При этом не надо думать, что у кочевых народов нет культуры. Не просто так Гумилёв всю жизнь изучал эти народы, чтобы показать, что у них не просто культура, а даже вполне высокоорганизованная культура, которая при соответствующих условиях прорастает просто в лучшие мировые образцы. Например в Казахстане благодаря Советской власти есть не просто литература, а довольно сильная литература и поэзия (вспомните Сулейменова), театр, опера и балет, кинематограф и живопись, и скульптура. Но всё это естественно может погибнуть с дальнейшей деградацией. Что достаточно печально, эти же процессы, чуть в более медленном темпе идут и в России.
Но поскольку мы видели, что искусственно можно повернуть развитие вспять (хотя бы на коротком историческом отрезке, но люди которые в него попали глубоко это на себе ощущают), и мы видели на примере дедов и отцов, что можно форсировать развитие (индустриализация, коллективизация (чтобы вспоминали не только голод, посмотрите фильм ЗЕМЛЯ Довженко и как крестьяне радуются трактору), и культурная революция). То как вы понимаете выбор всегда остаётся за нами, всегда...
|
</> |