Подруга из Софии


В 18-м году я поехала в Москву, а моя подруга – в Софию. Вернее, не сразу туда. В Болгарию она приземлилась гораздо позже, в последние полтора года, а вначале покидало ее по Европе. Но, говорит, в Софии лучше всех, самая спокойная и комфортная жизнь. Можно заработать и даже накопить на завалящую недвигу.
Подруга не оформляла себе никаких беженских пособий, работала на трех работах (сейчас на двух), сама снимала жильё, сама везде за себя платила. Языки стран пребывания не учила – трудилась всегда в таких местах, где все знали русский.
В последнее время ей повезло. С третьей работы ушла, потому что нашла одну, которая компенсирует две. Нанялась горничной в богатую итальянскую семью. За жилье платить не нужно, живет у хозяев в 4-х этажном доме в отдельной комнате; итальянская донна – бывшая соотечественница из-под Полтавы, так что опять нет нужды учить язык. Муж – настоящий итальянец из Италии, а дети... наверное, из кочевого племени. Бегают по дому ордой, жирными руками хватаются за двери, зеркала и занавески, оставляют за собой горы мусора и скомканной одежды – есть же горничная, она уберет.
Хозяйка строгая. Носки, трусы, майки и остальное белье должно быть перестирано, переглажено (и носки тоже) рассортировано и сложено строго по образцу, а белья этого - горы! На каждого члена семьи припасен мешок. Кроме того, на горничной уход за двумя пушистыми собаками – их надо вымыть, высушить, вычесать, одеть-раздеть для прогулки, ну и прочее по мелочи на всех четырех этажах.
После этой работы, когда все переделает, моя подруга отправляется на вторую работу. Там, правда, только на полставки – производство котлет. Эта работа официальная, она нужна для того, чтобы иметь право оставаться в стране, т.е. под нее продлевают визу.
Задумала она в Софии справить день рождения. Жили бедно - хватит! Не мелочась, заказала в ресторане столик на 6 человек гостей. Она очень хлебосольная и щедрая, и если угощает, то угощает. Всегда удивлялась ее способности в любой точке света находить себе друзей-приятелей. За полтора года в новой стране обрести целый коллектив, с которым можно посидеть в ресторане! Так вот ее впечатления от гулянки:
«Болгары... Сидят за своими столиками, на всех бутылка вина и какие-то сухарики в тарелочке. Эту бутылку они весь вечер тянут, вторую не заказывают. Музыку не заказывают. А у нас – стол ломится! На нем живого места нет, каждый кусочек уставлен блюдами. Мы что, сюда голодать пришли? Слава Богу, зарабатываем! Для нас поют, нам играют. «Цыганочку», потом «Раскудрявый (клен зеленый, лист резной)», «К сожалению, день рожденья» – они здесь все наши песни знают. Не сухарики едим – а мясо, рыбу, заливное, шашлык! Торты, мороженое. Салаты нам несите, сыры, все что есть! Так всего вышло много, что в конце пришлось с собой забирать и еще болгарам за столики посылали угощение. Пусть видят, как украинцы гуляют»!
В нашей юности, когда заходила речь о том, кто кем себя считает, подруга всегда уточняла: «я белоруска». Она еще так выговаривала: «бялоруска». И это была правда – вся ее семья оттуда, по-моему, даже родилась она в Минске или где-то поблизости. Это было совершенно не важно для общения, но она подчеркивала.
А сейчас вижу, берет ее гордость за страну и за себя, как представительницу этой страны. В этот раз не стала уточнять, кто она, – и так ясно. Спрашивали у меня в комментариях, как у людей на У. смена сознания происходит, не глобально по стране, а именно в семье, в классе, в поселке. Скажу честно – не знаю. Я думаю, и они не знают. Но с каждым это происходит невидимо и неумолимо.
|
</> |