Подробнее про убогость наших школ
fritzmorgen — 31.05.2012Наши школы гораздо хуже наших дорог. Так как по нашим дорогам — пусть и далёким от идеала — можно при наличии хорошего автомобиля и коллекции пробочных аудиокниг перемещаться даже с комфортом. А вот учиться в наших школах я не пожелаю даже последнему белоленточнику. Хотя бы по той простой причине, что словом «учиться» называть творящееся в наших школах непотребство может назвать только наивный или лицемерный человек.
Вчера я уже писал про нашего нового министра образования, которого в течение почти часа мучала вопросами Тина Канделаки:
http://tikandelaki.livejournal.com/304440.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/496439.html
http://www.youtube.com/watch?v=pY1tH7CdXhE
Как я и ожидал, в комментариях к моей статье про министра мне немедленно начали пересказывать затхлые школьные мифы про полезность жёсткого графика для детского организма и святых мучениц с указками в руках.
Что же. Давненько я не брал в руки шахмат. Пожалуй, пришло самое время ответить на заданные мне школовопросы оптом, в виде привычного уже для меня F.A.Q. Собственно, вот и он:
В.: Отсутствие спецшкол — зло! Это прямой путь к одичанию. У меня сын закончил спецшколу. И две дочери учатся в спецшколе. И, если Бог даст, будут еще дети — только спецшкола! Какая альтернатива спецшколам?
О.: Отсуствие каннибализма — зло! Это прямой путь к дистрофии. У меня сын ест человеческое мясо. И две дочери едят человеческое мясо. И, если Б-г даст, будут ещё дети — только каннибализм. Какая альтернатива каннибализму?
Знаете, коллега, проблема не в спецшколах. Я ничего не имею против усиленного изучения математики или языков. Проблема не в спецшколах, проблема в вас. Так как вы никакой альтернативы спецшколам не видите.
Сейчас спецшколы являются составной частью образовательной пирамиды угнетения — когда чернь учится заведомо убогих школах, а одарённые дети, отталкиваясь ногами от голов своих быдлоклассников, прыгают наверх — в спецшколы.
Эта пирамида должна быть разрушена. Быдло тоже имеет право на нормальное образование, обычные школы не должны превращаться в отстойники для дебилов, откуда, как в сепараторе, забирают всех нормальных детей и всех нормальных педагогов.
Если же спецшколы будут существовать не в ущерб школам обычным — ровно ничего против них я иметь не буду. Проблема, однако, повторюсь в том, что вы так привыкли к этой аморальной ситуации, что в принципе не видите никаких альтернатив. Типа того же хоумскулинга, чтобы не перебирать сейчас долго все воможные варианты.
В.: Вы считаете, что физматшколы не нужны и что все школы должны быть равны?
О.: Первое. Физматшколы паразитируют на обычных школах, забирая из них лучших учеников, лучших учителей и лучших организаторов учебного процесса. Взамен физматшколы предоставляют таланливым детям немного более комфортные условия обучения.
Выгодная ли это сделка для талантливых детей?
Однозначно, да. Они получают возможность получить относительно хорошее образование за счёт черни и получить хорошие стартовые условия.
Выгодная ли это сделка для общества?
Нет, не думаю. Во-первых, подобная человеческая селекция граничит с подлостью. Во-вторых, фильтр такого рода — один процент детей учим, а девяносто девять процентов идёт в шлак — банально неэффективен. Учить нужно всех, итоговый уровень выпускников будет тогда гораздо выше. Подробнее я писал об этом вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/432724.html
Второе. По поводу «хочу ли я сделать школы равными». Б-г свидетель, нет ничего более далёкого от моих планов, чем уравниловка. Пусть расцветает тысяча цветов. Пусть у каждого директора школы будет максимально возможная свобода в организации учёбы. Чем более разными будут школы, тем быстрее будет развиваться образовательная наука, и тем легче будет каждому ребёнку найти именно ту школу, в которой ему будет максимально комфортно.
В.: Считаете ли вы, что школы должны быть платными?
О.: Открываем статью 43 Конституции РФ. Читаем:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Бесплатное среднее образование у нас таки гарантировано Конституцией. Поэтому — я считаю — любой ребёнок должен иметь возможность бесплатное образование получить. Министр очередной раз заявил во время интервью: школы останутся бесплатными, бюджетные вузы также никто не будет закрывать. Обсуждать утки про «скоро школа будет стоить 10 тысяч рублей в месяц» смысла не вижу — это очевиднейшая оппозиционная ложь.
Что же касается платных школ, я их только приветствую. С тем только важным дополнением, что качество образования не определяется чистотой формы швейцара у входа и стоимостью мраморных унитазов в преподавательском сортире.
Дороговизна образования — это миф, причиной которого является путаница между образованием и заведением связей.
Изучить предмет на высоком уровне и стать хорошим профессионалом можно очень и очень дёшево, были бы у студента мозги и желание учиться. А вот провести пятнадцать лет в компании детей депутатов и олигархов, чтобы выйти из института с полной записной книжкой полезных связей — да, это стоит дорого. Вот только стоит ли называть блатные школы и институты такого рода «элитными» — большой вопрос.
В.: Как вы можете хвалить кровавый режим и ругать образование?
О.: Ещё одно свидетельство убогости нашей системы образования — чёрнобелая картина мира, которая намертво запечатлевается в головах большинства выпускников школы. Есть только чёрное и белое, сомнений и полутонов быть не может…
Да, Россия под предводительством Путина добилась за последние 12 лет огромного прогресса. Да, в стосорокамиллионной России по-прежнему масса проблем, некоторые из этих проблем весьма серьёзны.
Вы видите в этих двух утверждениях противоречие? Если да, у меня плохие новости для вас.
В.: Путин в одной из своих предвыборных статей обещал всеобщее высшее образование.
О.: Меньше верьте коммунистам. Не обещал он этого.
В.: Почему так много психически нездоровых людей пытаются идти в образование, чтобы передать свою ущербность детям?
На это есть три причины. Во-первых, школа даёт учителям власть издеваться над детьми и вымещать на них свои неудачи. Во-вторых, устроиться на работу школьным надзирателем проще простого, туда берут даже тех, кто к нормальной работе не способен. В-третьих, нормальных людей школа отторгает, в педгадюшниках нормально приживаются только люди с серьёзными отклонениями в психике.
В.: С нетерпением жду, когда уже наша школа отмучается, и мы ее похороним.
О.: Думаю, что резкие шаги тут не нужны. Прежде всего потому, что школа не существует в вакууме — на пытку скукой детей приводят не бесчеловечные фашисты, а сами родители. Пока же сами родители не уяснят всё безумие современной школы, разрушать её никакого смысла нет.
Я считаю, что сначала у нас должны массово появиться альтернативные, нормальные школы. И только тогда — когда обычный родитель сможет наглядно увидеть разницу — можно будет уже планировать аккуратное усыпление традиционных школотюрем.
В.: В старших классах нужно профилировать, углубляя программу по этим самым профильным предметам. Только остальные урезать не стоит, как сейчас делают.
О.: А жить ребёнку когда? После института? Так он к этому времени способность жить и радоваться жизни уже потеряет начисто…
Пытки убивают людей. И многочасовая пытка скукой — а именно её вы предлагаете применять к несчастным детям, заставляя их «учиться» ещё больше — убивает ничуть не менее надёжно, чем пытка дыбой.
Нет, я понимаю, когда отрываешь мухе крылышки — не больно. Это ведь не тебе отрывают крылышки. Но всё же заставлять детей учиться по шестьдесят часов в неделю — это нереальный садизм.
В.: Одна из важных проблема общества — забыли, что «все профессии важны».
С экрана ТВ важны только девки-все-могу, банкиры, воры, менты и продюсеры. Воруй, получай связи, унижай. Тчк. И четко внушается, что остальные — быдло и недочеловеки.
Кто захочет воспитать и вырастить из ребенка «просто хорошего рабочего»? Недочеловека-токаря? Или быдло-инженера?
О.: Два наблюдения. Первое — интеллигенция и хипстота активно возмущается русским быдлом, которое смеет не поддерживать их болотные протесты.
Второе — сантехник, который участвует сейчас в проходящем у меня в квартире ремонте, получает примерно 10 тысяч рублей за день работы. При этом ремонт у меня далеко не элитный. Работы достаточно простые, типа разводки труб или утопления стояков в стенах.
В.: С появлением кино театр не умер. Почему же должны умереть бумажные книги?
О.: Потому что денег у государства небесконечно, равно как и здоровья у детей. Содержание бумажной библиотеки — это дорого. Смысла тратить эти деньги именно на бумажную библиотеку, а не на спортзал, например, я не вижу.
Нет, я понимаю, у нас в Петербурге — по слухам — есть медицинская клиника, где в холле сидит живая девушка и играет на настоящей арфе. Но я по таким местам не хожу. Денег жалко.
В.: Мне повезло со школой, меня выучили на отлично, а вы — неудачник, которого обижали в школе.
О.: О вкусе устриц может рассуждать только тот, кто их пробовал. Если вы десять лет ели мёрзлую картошку, вам повезло больше, чем несчастным, которые жрали суп из ваших картофельных очисток. Но это ещё не значит, что мёрзлая картошка — качественная еда.
Должны быть какие-то иные критерии оценки качества школы чем детское «иногда с нами дополнительно занимались бесплатно» и «иногда у нас проводили семинары, как у больших».
Банальное сравнение успехов выпускников самых продвинутых традиционных школ с успехами обычных хоумскулеров показывает, что того скромного уровня знаний, который даёт современная школа, вполне можно достичь и не увеча детскую психику ежедневной многочасовой задополировкой парт.
И, да, стокгольмский синдром никто не отменял:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стокгольмский_синдром
В.: Я училась в лицее с углубленными языками, при учете отбора все преподаватели были профессорами из иняза, плюс стажировка зарубежом и обмен студентами, плюс инностранные преподаватели. Разве мое выскоклассаное обучением я не обязанна школе? Своими силами я бы вряд ли такое подняла.
О.: Спасибо за великолепную иллюстрацию к статье об уровне образования в спецшколах.
В.: По-вашему, няня — это адекватная замена школы, где ребенок фактически учится общаться с ему подобными?
О.: Во-первых, если уж вы именно так ставите вопрос, не няня, а гувернёр. Во-вторых, в школе никто не учит общаться с себе подобными. В школе учат пресмыкаться, вписываться в коллектив, травить тех, кто не вписывается, покорно заниматься никому не нужной ерундой, и, вообще, не высовываться.
Полезные это навыки для взрослой жизни?
Не думаю. Но если бы мне были нужны тупые, покорные и безвольные болванчики, я бы такое развитие социальных скиллов однозначно одобрил бы.
В.: Возможно, что школа и не должна быть чересчур современной. Возможно, что ее главная цель — это консервативно передавать накопленный опыт и знания. Чтобы потом человеку было от чего оттолкнуться. Да и связь поколений опять же.
О.: Связь поколений — это важно. Вот только цена вопроса безумно велика. Одиннадцать лет жизни, плюс испорченное здоровье, плюс испорченная психика. Плюс выплеснутое в унитаз время наиболее плодотворного обучения.
Стоит ли платить эту цену за «связь поколений»?
Я считаю, это крайне невыгодная сделка для ребёнка. Эти одиннадцать лет куда как разумнее потратить на настоящее обучение, а не на заслушивание косноязычного пересказа очередного убогого учебника.
В.: В физматшколах выровнен только нижний порог обучения. Верхний — нет. Ибо за счёт различных спецкурсов ты сам выбираешь что тебе хочется изучать (помимо базовых вещей, которые, с моей точки зрения, образованному человеку стыдно не знать).
О.: После того как ребёнок съел обязательные пять килограмм брюквы, он уже не будет смотреть на печень с жареной картошкой. Не влезет.
Так и после выполнения перегруженной обязательной программы спецшколы, нормальный ребёнок ни на какие спецкурсы без отвращения не пойдёт. Ненормальные дети, конечно пойдут… вот только расплачиваться за это они будут своим здоровьем.
Что касается «образованному человеку стыдно не знать» — не знать не стыдно. Стыдно быть лохом, который ведётся на слово «стыдно» и тратит своё время на ненужные ему вещи только потому, что кто-то его этим «стыдно» походя поддел.
В.: В физматшколах за счёт более высоких нагрузок людей сразу приучают к тому, что либо ты всё понимаешь и делаешь быстро, либо нет, и тогда результат можно достичь только вкалыванием (что в целом соответствует ситуации в мире, как мне оно видится).
О.: Судя по этому комментарию, в физматшколы набирают дебилов, которым надо этот мутный тезис из трёх строчек вдалбливать в голову годами, при помощи высоких нагрузок…
Меня всегда забавляют попытки выпускников физматшкол уйти из области статистики в область схоластики.
Если ваши любимые школы так полезны — ну так сделайте хотя бы разок нормальное исследование полезности ваших элитных казематов. Чтобы учитывался входящий уровень детей, чтобы учитывался более высокий уровень педагогов, чтобы замерялось здоровье на входе и на выходе, чтобы учитывались нагрузки, и так далее.
А разговоры в пользу бедных про «высокие нагрузки учат понимать быстро» оставьте для вечеринок выпускников — там никто в полезности потраченных лет сомневаться не рискнёт.
В.: Классно-урочная система нужна в первую очередь чтоб приучить людей работать по графику. Когда человек 11 лет подряд ходил к 9 утра, ему проще будет так же потом ходить на работу к началу смены. Всё таки не всем быть фрилансерами.
О.: А давайте на выпускном балу школьникам ноги в коленях ломать. Им будет проще тогда потом сидеть на своём рабочем месте восемь часов, никуда не отлучаясь. Всё таки не всем быть спортсменами.
В.: Лет семь назад я бы про такие слова про учителей двинул в челюсть.
О.: Довольно типично для выпускника школы. Учитель всегда прав — если ты в этом сомневаешься, тебя накажут.
Нет, я согласен, авторитет учителя должен быть высоким: у лузеров дети учиться физически не могут, на уровне рефлексов. Но всё же делать из детей зомби, которые на любое возражение способны оперировать только ударами в челюсть и апелляцией к авторитету учителя — это совсем не то, чего я жду от нормальной школы.
В.: Не понимаю, что за современная тенденция, гнать на учителей? Большинство из них адекватные умные люди с адским терпением и любовью к детям. Я своих школьных учителей вспоминаю с большой благодарностью.
Попробуйте побыть в школе хотя бы полчаса, от шума и воплей на перемене закладывает уши. Мне детей поубивать хочется, не то что учить. Треть из них моральные уроды и просто дебилы.
О.: Манипулировать детьми и бить на жалость к себе учителя умеют замечательно, этого у них не отнять. Вот только учитель может хоть повеситься на перилах — дети от этого не станут ни на унцию образованнее. Качество образования не измеряется страданиями педсостава.
Если слесарь в течение трёх часов меняет колесо легкового автомобиля, ежеминутно жалуясь на грязь, холод и на больную спину — это не значит, что он святой. Это всего лишь значит, что он плохой слесарь, и что ему следует сменить работу.
В.: Советская система образования была лучшей в мире. Не надо изобретать велосипед.
О.: Советская система образования работала как гигантский сепаратор. Один процент детей получал сносное по мировым меркам техническое образование. Девяносто девять процентов детей не умеют даже складывать простые дроби.
Сомневаетесь — встаньте на выходе из любого метро и поспрашивайте людей 40+ лет на эту тему.
Подведу итог
Вопроса «что же вы предлагаете взамен классно-урочной системы» я не увидел. Тем не менее, пожалуй, мне таки стоит в ближайшем будущем посвятить отдельный пост разбору очевиднейших недостатков современной школьной системы и не менее очевидных способов устранения этих недостатков.
Пока же я рекомендую любопытным заглянуть в мои статьи по тэгу «Образование» — там я освещаю школьную тему весьма и весьма подробно:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Образование
|
</> |