Подготовка офицеров ЦАХАЛа - как это происходит. Все, что вы хотели знать, но

топ 100 блогов grimnir7424.01.2022
Выходцам из СССР/стран СНГ привычна советская система подготовки офицеров: офицерское звание (лейтенант) присваивается выпускникам военных офицерских училищ (военных ВУЗов) или же выпускникам гражданских вузов после окончания военной кафедры или военного факультета. Т.е. весь офицерский состав начинает службу (кадровую или в резерве) после 4-5 лет учёбы и имеет диплом о высшем образовании. Далее в процессе службы и карьерного роста офицеры направляются на учёбу в военную академию (по видам ВС или родам войск), а далее – в военную академию ГШ. Подготовка офицеров АОИ совершенно иная и об этом речь пойдёт в этой статье.

Подготовка офицеров ЦАХАЛа - как это происходит. Все, что вы хотели знать, но
Церемония окончания Офицерской школы АОИ БААД-1, 2010 г.


Предтечей АОИ была подпольная организация «Хагана», в её составе был собственный довольно короткий курс подготовки офицеров, известный как «курс командиров взводов». Переход от подполья к регулярной армии происходил в условиях Войны за Независимость 1947-1949 гг., когда в кротчайший срок была создана огромная (относительно населения страны) армия. Замечу лишь, что на конец 1948 г. еврейское население страны достигло 806 тысяч человек, в АОИ же на конец года числилось 108 тысяч человек. В январе 1949 г. закончилась последняя крупная боевая операция этой войны («Хорев» 22.12.48-07.01.49), после чего ещё до официального окончания войны (20.07.49) в армии начались сокращения. Так, из 12 бригад СВ (имевших поточную нумерацию от 1 до 12) оставили только три: 1-ю, 5-ю и 7-ю, прочие перевели в резерв. Подобная ситуация сохранялась в АОИ до войны 1967 г. включительно, разве что 202-я (далее 35-я) парашютно-десантная бригада сменила 5-ю в качестве регулярной плюс появилось немало отдельных регулярных батальонов и новых резервных бригад.

Соответственно, соотношение регулярных частей и резерва на 1949 г. стало 1:3, да и далее подобное сохранялось, по-сути до наших дней включительно. Т.е. офицеры, отслужив в регулярной армии, демобилизовывались и пополняли резерв, и лишь около четверти-трети оставались в армии для длительной службы. В подобных условиях направлять всех офицеров даже на 2-х летнюю учёбу (что достаточно для получения 1-й академической степени в режиме учёбы в 3 семестра в год) было расточительством средств, а с учётом по-сути постоянных боевых действий было попросту невозможно с точки зрения наличия кадров в подразделениях. Напомню, что кроме официальных войн 1947-1949, 1967, 1967-1970, 1973, 1982 и 2006 гг. – это постоянные приграничные стычки, «малая война на истощение» 1973-1974 гг., боевые действия в Южном Ливане в 1982-2000 гг., Первая (1987-1993) и Вторая (2000-2005) интифады, крупные операции в Секторе Газа (2008-2009, 2012, 2014) и множество операций поменьше на всех ТВД.

Как следствие, была выработана смешанная система подготовки офицеров: тем, кому высшее образование действительно необходимо для исполнения служебных обязанностей, – получают это образование в рамках Академического резерва или возвращаются на службу после демобилизации и окончания ВУЗов на гражданке или же попросту используются гражданские специалисты, как в виде гражданских работников АОИ, так и через фирмы-подрядчики. Прочие же будущие офицеры начинают службу рядовыми солдатами (исключение – лётный курс и курс морских офицеров, где подготовка, включая академическую учёбу, ведётся с момента призыва) и выходят на полугодовой офицерский курс примерно через год или более после начала службы.

Для боевых частей на офицерский курс выходят после прохождения следующих этапов службы:

  • Путь подготовки бойца (до 14 месяцев), включающий КМБ, курс продвинутой тренировки (или параллельные ему курсы в брт войсках и артиллерии) и службу в учебных ротах/батареях («Плугат Маслюль», «Солелат Маслюль»);


  • Курс младших командиров (примерно 3 месяца), т.е. курс командиров отделений, курс командиров танков, курс командиров орудий и т.п. и далее некоторый срок службы в этой должности;


  • Офицерский курс (6 месяцев)




Для небоевых специальностей этапы обычно следующие:

  • КМБ и начальный период службы;


  • Отбор на офицерский курс, далее нередко проводится короткая (месяц) подготовка для солдат не боевых частей («hахана ле-Кцуна»);


  • Офицерский курс (6 месяцев) – общая организация такая же, как для боевых офицеров.




Для разных специальностей бывают вариации этой схемы. Например, технические офицеры ВВС редко выходят на офицерский курс в период срочной службы (хотя и такое бывает), обычная ситуация – выход уже на сверхсрочной, нередко в звании прапорщик (РАСАР и выше).

Может возникнуть вопрос: а почему же уже на этапе выхода на офицерский курс не разбить всех кандидатов на две группы: те кто не готов служить в армии долго (готов лишь подписать год сверхсрочной за прохождение офицерского курса) и те, кто мечтает о полноценной военной карьере? Т.е. первых направлять на короткий курс, а вторых – в военные училища, возможно уже на этапе призыва.

Ответ следующий: несмотря на все войны и массовую службы в армии (во многих семьях служили все, не только деды, отец и братья, но бабушки, мать и сёстры), Израиль в целом является глубоко гражданским обществом, без серьёзной государственной военной пропаганды. В школах нет предмета НВП (начальная военная подготовка), есть правда ГАДНА («Гдудей Ноар» – «Молодёжные батальоны»), но её деятельность обычно сводится к коротким курсам (иногда – 5 дней за всю школьную учёбу). Есть всего лишь несколько школ, которые можно сравнить с советскими/российскими суворовскими и нахимовскими училищами. Как следствие о военной карьере с детства мечтают немногие. А те кто мечтает – не факт, что подходят по своим качествам, особенно для офицеров боевых частей. И наоборот – известны случаи, что те, кто делал в АОИ блестящую карьеру, совершенно не думал о ней даже в период срочной службы, а иногда и демобилизовывался из армии и затем возвращавшийся (иногда по несколько раз).

Поэтому был выбран путь постепенного развития офицеров. По мере службы – выход на те или иные курсы и на академическую учёбу. Кроме того, с годами были созданы специальные программы «Тальпийот» (с 1979, число участников постепенно доводится до 60 в год) и «Хавацалот» (2004 г., число участников постепенно доведено до 54 в год), а в 1999 г. для перспективных боевых офицеров после должности заместитель командира роты/батареи был организован Колледж тактического командования. Сейчас уже 54% комбатов и около половины командиров регулярных бригад – выпускники этого колледжа. К тому же, академическое образование внедрено (с 2002 и 2005 гг. соответственно) в Лётный курс («Курс Таис») и Курс морских офицеров («Курс Ховлим»).

В рамках карьерного роста офицер получает получает отпуск для получения 1-й академической степени (обычно в звании майор, если он не получил эту степень ранее), проходит обучение в Командно-штабном колледже (ПУМ, аналог военной академии; срок обучения 4 или 8 месяцев, т.н. «короткая» и «длинная» программы) и Колледже национальной безопасности (МАБАЛь, аналог академии ГШ; учёба в звании полковник, в преддверии продвижения в бригадные генералы). В некоторых случаях вместо ПУМ или МАБАЛь – учёба в параллельных заведениях за границей, обычно в США или Великобритании. В рамках учёбы в МАБАЛь курсант получает 2-ю академическую степень, бывают случаи что 2-я степень уже имеется, тогда эта учёба даёт вторую 2-ю степень.

Известный израильский историк Ури Мильштейн, в конце 80-х гг. преподававший в МАБАЛь, сообщал (книга «Криса у-Ликха», 3-е издание, 1999 г., стр. 84), что на середину 1989 г. в АОИ из 20 генерал-майоров только 3 закончили МАБАЛь и 13 – ПУМ, а из 87 бригадных генералов – 27 закончили МАБАЛь и 39 ПУМ. Однако, сейчас ситуация в корне изменилась, практически все генералы закончили эти заведения (или прошли параллельную учёбу за границей).

Кроме того, есть специальные командные курсы длительностью примерно по 2 месяца каждый: Курс командиров рот и батальонов («Курс Мем-Пеим – МАГАДим») и Курс командиров бригад и дивизий («Курс МАХАТим вэ-Угдонерим»). Теоретически каждый курс можно пройти дважды: первый перед получением должности командира роты и далее перед получением должности командира батальона, второй – соответственно бригады и дивизии. На практике обычно этого не происходит. Кроме того, выпускники Колледжа тактического командования освобождены от курса командиров рот (его программа и так изучается в рамках колледжа), а выпускники длинного ПУМ – от курса комбатов. Хотя описанные курсы предназначены для боевых офицеров СВ, их проходят и некоторые офицеры ВВС и ВМС и даже офицеры не боевых частей (обычно офицеры Службы вооружений или Службы снабжения).

Итог

  • В АОИ 4 программы, где получают академическое образование в рамках срочной службы: «Тальпийот», «Хавацалот», Лётный курс и Курс морских офицеров;


  • Основной источник специалистов с высшим образованием – Академический резерв;


  • Около трети командиров рот до своего назначения проходят 2-х летнюю учёбу в Колледже тактического командования; прочие получают 1-ю степень в преддверии звания подполковник;


  • ПУМ – аналог военной академии;


  • МАБАЛь – аналог академии ГШ, даёт 2-ю степень.




Для боевых офицеров СВ имеем следующую картину, возраст и срок службы указаны на момент вступления в должность:

  • Командир взвода (20-22 года) имеет за плечами как минимум 2 года боевой службы, в т.ч. курс младших командиров и полугодовой офицерский курс;


  • Командир роты или батареи (около 25 лет) закончил Колледж тактического командования (и тогда имеет и 1-ю степень) или курс командиров рот;


  • Командир батальона или дивизиона (30-32 года) имеет 12 и более лет службы, 1-ю степень и является выпускником ПУМ или курса комбатов;


  • Командир бригады или полка (37-40 лет) имеет 20 и более лет службы, 1-ю и иногда 2-ю степень, является выпускником ПУМ и курса комбригов;


  • Командир дивизии (44-45 лет) имеет 25 и более лет службы, 1-ю и 2-ю степени, выпускник МАБАЛь и курса комдивов.



Ссылки:

  1. Офицерский курс АОИ, статья Википедии.

  2. Подготовка офицеров АОИ, обсуждение на waronline.

  3. Первая степень на Курсе морских офицеров, globes, 05.08.04.
  4. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/795137.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вылетели сегодня в 12-25 из Москвы. Пасмурно, но без дождя. 1. Еще 4 фото. 2. 3. Лететь чуть больше 3 часов. 4. Из аэропорта до дома доехали на такси за 13 минут. 5. Вечером пошли на море. Правда, оказалось, что я такая толстая однако. В купальнике :))) С телефона ...
Ох, не хотелось мне в это лезть, но придется. На эту фотографию куча ссылок и перепостов. Сразу оговорюсь - я не сторонник правящей партии, я вообще не сторонник какой-либо партии. Я вообще абсолютно аполитичный человек. Еще важный пункт - я ...
Вот сколько зарекалась - новости смотреть только политические! Про митинги там, про Любу Соболь, про Украину и Грузию. Про Америку, в конце-концов! Про Кабул - я там никого не ...
Владимир Владимрович Путин. В бытность свою президентом РФ возглавлял политику переселения таджиков в Россию. А также выдачу им гражданства, субсидий и предоставления режима наибольшего благоприятствования во всех государственных органах и СМИ. То, что терористами стали именно таджики, а ...
Александр Лукашенко в эти дни полностью осознал, откуда ветер дует. Наконец-то последовала чёткая, вменяемая, холодно-жёсткая реакция на попытку майдана и развала Белоруссии. Александр Григорьевич отправился наводить порядок в неспокойный город Гродно. " Я боялся ...