Подготовка офицеров ЦАХАЛа - как это происходит. Все, что вы хотели знать, но

топ 100 блогов grimnir7424.01.2022
Выходцам из СССР/стран СНГ привычна советская система подготовки офицеров: офицерское звание (лейтенант) присваивается выпускникам военных офицерских училищ (военных ВУЗов) или же выпускникам гражданских вузов после окончания военной кафедры или военного факультета. Т.е. весь офицерский состав начинает службу (кадровую или в резерве) после 4-5 лет учёбы и имеет диплом о высшем образовании. Далее в процессе службы и карьерного роста офицеры направляются на учёбу в военную академию (по видам ВС или родам войск), а далее – в военную академию ГШ. Подготовка офицеров АОИ совершенно иная и об этом речь пойдёт в этой статье.

Подготовка офицеров ЦАХАЛа - как это происходит. Все, что вы хотели знать, но
Церемония окончания Офицерской школы АОИ БААД-1, 2010 г.


Предтечей АОИ была подпольная организация «Хагана», в её составе был собственный довольно короткий курс подготовки офицеров, известный как «курс командиров взводов». Переход от подполья к регулярной армии происходил в условиях Войны за Независимость 1947-1949 гг., когда в кротчайший срок была создана огромная (относительно населения страны) армия. Замечу лишь, что на конец 1948 г. еврейское население страны достигло 806 тысяч человек, в АОИ же на конец года числилось 108 тысяч человек. В январе 1949 г. закончилась последняя крупная боевая операция этой войны («Хорев» 22.12.48-07.01.49), после чего ещё до официального окончания войны (20.07.49) в армии начались сокращения. Так, из 12 бригад СВ (имевших поточную нумерацию от 1 до 12) оставили только три: 1-ю, 5-ю и 7-ю, прочие перевели в резерв. Подобная ситуация сохранялась в АОИ до войны 1967 г. включительно, разве что 202-я (далее 35-я) парашютно-десантная бригада сменила 5-ю в качестве регулярной плюс появилось немало отдельных регулярных батальонов и новых резервных бригад.

Соответственно, соотношение регулярных частей и резерва на 1949 г. стало 1:3, да и далее подобное сохранялось, по-сути до наших дней включительно. Т.е. офицеры, отслужив в регулярной армии, демобилизовывались и пополняли резерв, и лишь около четверти-трети оставались в армии для длительной службы. В подобных условиях направлять всех офицеров даже на 2-х летнюю учёбу (что достаточно для получения 1-й академической степени в режиме учёбы в 3 семестра в год) было расточительством средств, а с учётом по-сути постоянных боевых действий было попросту невозможно с точки зрения наличия кадров в подразделениях. Напомню, что кроме официальных войн 1947-1949, 1967, 1967-1970, 1973, 1982 и 2006 гг. – это постоянные приграничные стычки, «малая война на истощение» 1973-1974 гг., боевые действия в Южном Ливане в 1982-2000 гг., Первая (1987-1993) и Вторая (2000-2005) интифады, крупные операции в Секторе Газа (2008-2009, 2012, 2014) и множество операций поменьше на всех ТВД.

Как следствие, была выработана смешанная система подготовки офицеров: тем, кому высшее образование действительно необходимо для исполнения служебных обязанностей, – получают это образование в рамках Академического резерва или возвращаются на службу после демобилизации и окончания ВУЗов на гражданке или же попросту используются гражданские специалисты, как в виде гражданских работников АОИ, так и через фирмы-подрядчики. Прочие же будущие офицеры начинают службу рядовыми солдатами (исключение – лётный курс и курс морских офицеров, где подготовка, включая академическую учёбу, ведётся с момента призыва) и выходят на полугодовой офицерский курс примерно через год или более после начала службы.

Для боевых частей на офицерский курс выходят после прохождения следующих этапов службы:

  • Путь подготовки бойца (до 14 месяцев), включающий КМБ, курс продвинутой тренировки (или параллельные ему курсы в брт войсках и артиллерии) и службу в учебных ротах/батареях («Плугат Маслюль», «Солелат Маслюль»);


  • Курс младших командиров (примерно 3 месяца), т.е. курс командиров отделений, курс командиров танков, курс командиров орудий и т.п. и далее некоторый срок службы в этой должности;


  • Офицерский курс (6 месяцев)




Для небоевых специальностей этапы обычно следующие:

  • КМБ и начальный период службы;


  • Отбор на офицерский курс, далее нередко проводится короткая (месяц) подготовка для солдат не боевых частей («hахана ле-Кцуна»);


  • Офицерский курс (6 месяцев) – общая организация такая же, как для боевых офицеров.




Для разных специальностей бывают вариации этой схемы. Например, технические офицеры ВВС редко выходят на офицерский курс в период срочной службы (хотя и такое бывает), обычная ситуация – выход уже на сверхсрочной, нередко в звании прапорщик (РАСАР и выше).

Может возникнуть вопрос: а почему же уже на этапе выхода на офицерский курс не разбить всех кандидатов на две группы: те кто не готов служить в армии долго (готов лишь подписать год сверхсрочной за прохождение офицерского курса) и те, кто мечтает о полноценной военной карьере? Т.е. первых направлять на короткий курс, а вторых – в военные училища, возможно уже на этапе призыва.

Ответ следующий: несмотря на все войны и массовую службы в армии (во многих семьях служили все, не только деды, отец и братья, но бабушки, мать и сёстры), Израиль в целом является глубоко гражданским обществом, без серьёзной государственной военной пропаганды. В школах нет предмета НВП (начальная военная подготовка), есть правда ГАДНА («Гдудей Ноар» – «Молодёжные батальоны»), но её деятельность обычно сводится к коротким курсам (иногда – 5 дней за всю школьную учёбу). Есть всего лишь несколько школ, которые можно сравнить с советскими/российскими суворовскими и нахимовскими училищами. Как следствие о военной карьере с детства мечтают немногие. А те кто мечтает – не факт, что подходят по своим качествам, особенно для офицеров боевых частей. И наоборот – известны случаи, что те, кто делал в АОИ блестящую карьеру, совершенно не думал о ней даже в период срочной службы, а иногда и демобилизовывался из армии и затем возвращавшийся (иногда по несколько раз).

Поэтому был выбран путь постепенного развития офицеров. По мере службы – выход на те или иные курсы и на академическую учёбу. Кроме того, с годами были созданы специальные программы «Тальпийот» (с 1979, число участников постепенно доводится до 60 в год) и «Хавацалот» (2004 г., число участников постепенно доведено до 54 в год), а в 1999 г. для перспективных боевых офицеров после должности заместитель командира роты/батареи был организован Колледж тактического командования. Сейчас уже 54% комбатов и около половины командиров регулярных бригад – выпускники этого колледжа. К тому же, академическое образование внедрено (с 2002 и 2005 гг. соответственно) в Лётный курс («Курс Таис») и Курс морских офицеров («Курс Ховлим»).

В рамках карьерного роста офицер получает получает отпуск для получения 1-й академической степени (обычно в звании майор, если он не получил эту степень ранее), проходит обучение в Командно-штабном колледже (ПУМ, аналог военной академии; срок обучения 4 или 8 месяцев, т.н. «короткая» и «длинная» программы) и Колледже национальной безопасности (МАБАЛь, аналог академии ГШ; учёба в звании полковник, в преддверии продвижения в бригадные генералы). В некоторых случаях вместо ПУМ или МАБАЛь – учёба в параллельных заведениях за границей, обычно в США или Великобритании. В рамках учёбы в МАБАЛь курсант получает 2-ю академическую степень, бывают случаи что 2-я степень уже имеется, тогда эта учёба даёт вторую 2-ю степень.

Известный израильский историк Ури Мильштейн, в конце 80-х гг. преподававший в МАБАЛь, сообщал (книга «Криса у-Ликха», 3-е издание, 1999 г., стр. 84), что на середину 1989 г. в АОИ из 20 генерал-майоров только 3 закончили МАБАЛь и 13 – ПУМ, а из 87 бригадных генералов – 27 закончили МАБАЛь и 39 ПУМ. Однако, сейчас ситуация в корне изменилась, практически все генералы закончили эти заведения (или прошли параллельную учёбу за границей).

Кроме того, есть специальные командные курсы длительностью примерно по 2 месяца каждый: Курс командиров рот и батальонов («Курс Мем-Пеим – МАГАДим») и Курс командиров бригад и дивизий («Курс МАХАТим вэ-Угдонерим»). Теоретически каждый курс можно пройти дважды: первый перед получением должности командира роты и далее перед получением должности командира батальона, второй – соответственно бригады и дивизии. На практике обычно этого не происходит. Кроме того, выпускники Колледжа тактического командования освобождены от курса командиров рот (его программа и так изучается в рамках колледжа), а выпускники длинного ПУМ – от курса комбатов. Хотя описанные курсы предназначены для боевых офицеров СВ, их проходят и некоторые офицеры ВВС и ВМС и даже офицеры не боевых частей (обычно офицеры Службы вооружений или Службы снабжения).

Итог

  • В АОИ 4 программы, где получают академическое образование в рамках срочной службы: «Тальпийот», «Хавацалот», Лётный курс и Курс морских офицеров;


  • Основной источник специалистов с высшим образованием – Академический резерв;


  • Около трети командиров рот до своего назначения проходят 2-х летнюю учёбу в Колледже тактического командования; прочие получают 1-ю степень в преддверии звания подполковник;


  • ПУМ – аналог военной академии;


  • МАБАЛь – аналог академии ГШ, даёт 2-ю степень.




Для боевых офицеров СВ имеем следующую картину, возраст и срок службы указаны на момент вступления в должность:

  • Командир взвода (20-22 года) имеет за плечами как минимум 2 года боевой службы, в т.ч. курс младших командиров и полугодовой офицерский курс;


  • Командир роты или батареи (около 25 лет) закончил Колледж тактического командования (и тогда имеет и 1-ю степень) или курс командиров рот;


  • Командир батальона или дивизиона (30-32 года) имеет 12 и более лет службы, 1-ю степень и является выпускником ПУМ или курса комбатов;


  • Командир бригады или полка (37-40 лет) имеет 20 и более лет службы, 1-ю и иногда 2-ю степень, является выпускником ПУМ и курса комбригов;


  • Командир дивизии (44-45 лет) имеет 25 и более лет службы, 1-ю и 2-ю степени, выпускник МАБАЛь и курса комдивов.



Ссылки:

  1. Офицерский курс АОИ, статья Википедии.

  2. Подготовка офицеров АОИ, обсуждение на waronline.

  3. Первая степень на Курсе морских офицеров, globes, 05.08.04.
  4. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/795137.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опрос: теории заговора после покушения на Дональда Трампа После покушения на Дональда Трампа во время митинга в соцсетях появилось множество конспирологических теорий, касательно заказчиков преступления. Новости Mail решили узнать мнение читателей по поводу популярных версий ...
здесь ...
Юлия Навальная, кажется, не планирует носить мужу передачки на зону, ибо 10 февраля она улетела в Германию, где у четы осталось много незавершенных дел. Главред журнала World ...
Центральное морское конструкторское бюро ОСК «Алмаз» разработало концептуальный проект арктического круизного лайнера «Кунашир». Фото из соцсетей. Интересен дизайн лайнера. ...
Вроде бы американские сериалы уже давно не просто толерантны (в хорошем смысле), но и толерастее некуда (в плохом). Поэтому подвоха никак не ожидаешь. Вот и в данном сериале 911. Одинокая звезда в команде пожарных и парамедиков имеются гей, транс, совершивший переход, азиат, арабка и ...