Подготовка офицеров ЦАХАЛа - как это происходит. Все, что вы хотели знать, но
grimnir74 — 24.01.2022Церемония окончания Офицерской школы АОИ БААД-1, 2010 г.
Соответственно, соотношение регулярных частей и резерва на 1949 г. стало 1:3, да и далее подобное сохранялось, по-сути до наших дней включительно. Т.е. офицеры, отслужив в регулярной армии, демобилизовывались и пополняли резерв, и лишь около четверти-трети оставались в армии для длительной службы. В подобных условиях направлять всех офицеров даже на 2-х летнюю учёбу (что достаточно для получения 1-й академической степени в режиме учёбы в 3 семестра в год) было расточительством средств, а с учётом по-сути постоянных боевых действий было попросту невозможно с точки зрения наличия кадров в подразделениях. Напомню, что кроме официальных войн 1947-1949, 1967, 1967-1970, 1973, 1982 и 2006 гг. – это постоянные приграничные стычки, «малая война на истощение» 1973-1974 гг., боевые действия в Южном Ливане в 1982-2000 гг., Первая (1987-1993) и Вторая (2000-2005) интифады, крупные операции в Секторе Газа (2008-2009, 2012, 2014) и множество операций поменьше на всех ТВД.
Как следствие, была выработана смешанная система подготовки офицеров: тем, кому высшее образование действительно необходимо для исполнения служебных обязанностей, – получают это образование в рамках Академического резерва или возвращаются на службу после демобилизации и окончания ВУЗов на гражданке или же попросту используются гражданские специалисты, как в виде гражданских работников АОИ, так и через фирмы-подрядчики. Прочие же будущие офицеры начинают службу рядовыми солдатами (исключение – лётный курс и курс морских офицеров, где подготовка, включая академическую учёбу, ведётся с момента призыва) и выходят на полугодовой офицерский курс примерно через год или более после начала службы.
Для боевых частей на офицерский курс выходят после прохождения следующих этапов службы:
- Путь подготовки бойца (до 14 месяцев), включающий КМБ, курс продвинутой тренировки (или параллельные ему курсы в брт войсках и артиллерии) и службу в учебных ротах/батареях («Плугат Маслюль», «Солелат Маслюль»);
- Курс младших командиров (примерно 3 месяца), т.е. курс командиров отделений, курс командиров танков, курс командиров орудий и т.п. и далее некоторый срок службы в этой должности;
- Офицерский курс (6 месяцев)
Для небоевых специальностей этапы обычно следующие:
- КМБ и начальный период службы;
- Отбор на офицерский курс, далее нередко проводится короткая (месяц) подготовка для солдат не боевых частей («hахана ле-Кцуна»);
- Офицерский курс (6 месяцев) – общая организация такая же, как для боевых офицеров.
Для разных специальностей бывают вариации этой схемы. Например, технические офицеры ВВС редко выходят на офицерский курс в период срочной службы (хотя и такое бывает), обычная ситуация – выход уже на сверхсрочной, нередко в звании прапорщик (РАСАР и выше).
Может возникнуть вопрос: а почему же уже на этапе выхода на офицерский курс не разбить всех кандидатов на две группы: те кто не готов служить в армии долго (готов лишь подписать год сверхсрочной за прохождение офицерского курса) и те, кто мечтает о полноценной военной карьере? Т.е. первых направлять на короткий курс, а вторых – в военные училища, возможно уже на этапе призыва.
Ответ следующий: несмотря на все войны и массовую службы в армии (во многих семьях служили все, не только деды, отец и братья, но бабушки, мать и сёстры), Израиль в целом является глубоко гражданским обществом, без серьёзной государственной военной пропаганды. В школах нет предмета НВП (начальная военная подготовка), есть правда ГАДНА («Гдудей Ноар» – «Молодёжные батальоны»), но её деятельность обычно сводится к коротким курсам (иногда – 5 дней за всю школьную учёбу). Есть всего лишь несколько школ, которые можно сравнить с советскими/российскими суворовскими и нахимовскими училищами. Как следствие о военной карьере с детства мечтают немногие. А те кто мечтает – не факт, что подходят по своим качествам, особенно для офицеров боевых частей. И наоборот – известны случаи, что те, кто делал в АОИ блестящую карьеру, совершенно не думал о ней даже в период срочной службы, а иногда и демобилизовывался из армии и затем возвращавшийся (иногда по несколько раз).
Поэтому был выбран путь постепенного развития офицеров. По мере службы – выход на те или иные курсы и на академическую учёбу. Кроме того, с годами были созданы специальные программы «Тальпийот» (с 1979, число участников постепенно доводится до 60 в год) и «Хавацалот» (2004 г., число участников постепенно доведено до 54 в год), а в 1999 г. для перспективных боевых офицеров после должности заместитель командира роты/батареи был организован Колледж тактического командования. Сейчас уже 54% комбатов и около половины командиров регулярных бригад – выпускники этого колледжа. К тому же, академическое образование внедрено (с 2002 и 2005 гг. соответственно) в Лётный курс («Курс Таис») и Курс морских офицеров («Курс Ховлим»).
В рамках карьерного роста офицер получает получает отпуск для получения 1-й академической степени (обычно в звании майор, если он не получил эту степень ранее), проходит обучение в Командно-штабном колледже (ПУМ, аналог военной академии; срок обучения 4 или 8 месяцев, т.н. «короткая» и «длинная» программы) и Колледже национальной безопасности (МАБАЛь, аналог академии ГШ; учёба в звании полковник, в преддверии продвижения в бригадные генералы). В некоторых случаях вместо ПУМ или МАБАЛь – учёба в параллельных заведениях за границей, обычно в США или Великобритании. В рамках учёбы в МАБАЛь курсант получает 2-ю академическую степень, бывают случаи что 2-я степень уже имеется, тогда эта учёба даёт вторую 2-ю степень.
Известный израильский историк Ури Мильштейн, в конце 80-х гг. преподававший в МАБАЛь, сообщал (книга «Криса у-Ликха», 3-е издание, 1999 г., стр. 84), что на середину 1989 г. в АОИ из 20 генерал-майоров только 3 закончили МАБАЛь и 13 – ПУМ, а из 87 бригадных генералов – 27 закончили МАБАЛь и 39 ПУМ. Однако, сейчас ситуация в корне изменилась, практически все генералы закончили эти заведения (или прошли параллельную учёбу за границей).
Кроме того, есть специальные командные курсы длительностью примерно по 2 месяца каждый: Курс командиров рот и батальонов («Курс Мем-Пеим – МАГАДим») и Курс командиров бригад и дивизий («Курс МАХАТим вэ-Угдонерим»). Теоретически каждый курс можно пройти дважды: первый перед получением должности командира роты и далее перед получением должности командира батальона, второй – соответственно бригады и дивизии. На практике обычно этого не происходит. Кроме того, выпускники Колледжа тактического командования освобождены от курса командиров рот (его программа и так изучается в рамках колледжа), а выпускники длинного ПУМ – от курса комбатов. Хотя описанные курсы предназначены для боевых офицеров СВ, их проходят и некоторые офицеры ВВС и ВМС и даже офицеры не боевых частей (обычно офицеры Службы вооружений или Службы снабжения).
Итог
- В АОИ 4 программы, где получают академическое образование в рамках срочной службы: «Тальпийот», «Хавацалот», Лётный курс и Курс морских офицеров;
- Основной источник специалистов с высшим образованием – Академический резерв;
- Около трети командиров рот до своего назначения проходят 2-х летнюю учёбу в Колледже тактического командования; прочие получают 1-ю степень в преддверии звания подполковник;
- ПУМ – аналог военной академии;
- МАБАЛь – аналог академии ГШ, даёт 2-ю степень.
Для боевых офицеров СВ имеем следующую картину, возраст и срок службы указаны на момент вступления в должность:
- Командир взвода (20-22 года) имеет за плечами как минимум 2 года боевой службы, в т.ч. курс младших командиров и полугодовой офицерский курс;
- Командир роты или батареи (около 25 лет) закончил Колледж тактического командования (и тогда имеет и 1-ю степень) или курс командиров рот;
- Командир батальона или дивизиона (30-32 года) имеет 12 и более лет службы, 1-ю степень и является выпускником ПУМ или курса комбатов;
- Командир бригады или полка (37-40 лет) имеет 20 и более лет службы, 1-ю и иногда 2-ю степень, является выпускником ПУМ и курса комбригов;
- Командир дивизии (44-45 лет) имеет 25 и более лет службы, 1-ю и 2-ю степени, выпускник МАБАЛь и курса комдивов.
|
</> |