Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

топ 100 блогов rajon_pride14.11.2024 Приветствую вас, дорогие друзья!

Давненько тут не было больших обзоров подъездных путей, а тем паче подмосковных подъездных путей. И сегодня хотелось бы это исправить и начать рассказ о предпринятой нами с коллегой randomshchik прогулке годичной давности по подъездным путям подмосковной станции Балашиха, что находится на тупиковом ответвлении от Горьковского направления Московской железной дороги. Тут сразу хочется уточнить, что речь в двух частях повествования пойдёт о подъездных путях именно самой станции Балашиха, а не её парка (бывшей станции) Горенки, куда мы решили доехать как-нибудь в другой раз. Заодно с подъездными путями осмотрим и некоторые другие интересные объекты поблизости. И сегодня у нас часть первая. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начинаем гулять.

1. Балашиха — конечная тупиковая железнодорожная станция двухпутного ответвления Реутово — Балашиха Горьковского направления МЖД в городе Балашихе Московской области. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является промежуточной, по объёму работы отнесена к 3 классу.

Однопутное на тот момент ответвление от станции Реутово до Балашихи проложили в 1912 году, через полвека после сооружения железной дороги из Москвы в Нижний Новгород. В 1935 году ветка была электрифицирована. Долгое время станция была единственной на ветке после Реутово. Дорога обслуживала, прежде всего, Балашихинскую мануфактуру, расположенную в нескольких сотнях метров от станции. В 1970-х — 1990-х годах на платформе был типовой кирпичный зал ожидания. В 2003 году на станции Балашиха был построен новый железнодорожный вокзал.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я


2. В настоящее время станция обслуживает научно-производственное объединение «Криогенмаш», АО «Линде Газ Рус», а также базу материально-технического снабжения (МТС), специализирующуюся на поставках металлопроката. С конца 1990-х годов ведутся разговоры о продлении пассажирской железнодорожной линии за станцию Балашиха до микрорайона Авиаторов, путём реконструкции имеющихся подъездных железнодорожных путей грузового назначения (на базу МТС), и строительства транспортно-пересадочного узла с организацией станции Звёздная.

В 2021 году здание старого вокзала и прежние платформы были снесены. После короткого промежутка времени с временными (деревянными) платформами и временным павильоном, были возведены и открыты новое здание вокзала, турникетные павильоны, бетонная платформа с навесами, а также надземный пешеходный переход, связывающий ул. Советская и ул. Зелёная.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

3. Самым большим идиотизмом при запуске МЦД-4 было невключение данного ответвления в зону МЦД, хотя формально та же станция Железнодорожная, где зона МЦД есть, находится с некоторых пор в черте той же Балашихи. В итоге, чтобы доехать до станции Балашиха с наименьшими финансовыми потерями, мы были вынуждены выйти на Реутово, спуститься по лестнице, провалидировать на выход наши Тройки, затем купить бумажные билеты от Реутово до Балашихи, затем вновь пройти турникеты, подняться по лестнице и ждать следующую электричку. И в обратном направлении аналогично.

Как пишут, 21 февраля 2024 года на встрече с местными жителями мэр города Балашиха Сергей Юров сообщил, что работа над включением станции Балашиха в тарифную зону МЦД 4 ведётся. Но воз и ныне там.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

4. Ну, а мы спрыгиваем с платформы и нас встречает красивая северная горловина станции, откуда и отходят два основных сохранившихся подъездных пути.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

5. Здесь же расположена небольшая погрузочная площадка с двумя тупиковыми путями. Нечто вроде местного грузового двора.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

6. Взгляд назад.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

7.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

8. Горловина.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

9. Стрелочки.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

10. Вид обратно.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

11.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

12. Конец контактной подвески. Дальше начинается царство тепловозов.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

13. Ещё один взгляд назад к станции.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

14. Здесь начинаются подъездные пути. Один из них следует прямо в микрорайон Авиаторов, где находится база МТС, другой (тот, что справа) уходит на юго-восток к предприятиям «Криогенмаш» и АО «Линде Газ Рус», расположенных в черте Восточной промзоны города.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

15. Накат на пути слабый, но он регулярно действует.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

16. Вид в сторону микрорайона Авиаторов. Туда мы отправимся во второй части обзора.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

17. А пока разворачиваемся на 180 градусов и двигаемся в сторону Советской улицы
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

18. Слева можно увидеть здание, где ранее располагался склад готовой продукции Балашихинской хлопкопрядильной фабрики.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

19. Взгляд назад.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

20. Здесь ранее располагалось глухое пересечение под 90 градусов с ныне несуществующим подъездным путём, который шёл от грузового двора к складу готовой продукции бывшей фабрики.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

21. На другой стороне Советской улицы располагается основная территория бывшей Балашихинской хлопкопрядильной фабрики (БХПФ) с красивой дореволюционной промышленной архитектурой. Туда мы ещё заглянем в конце данного выпуска.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

22. А пока двигаемся дальше по подъездному пути.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

23. После переезда начинается довольно-таки живописный участок ветки с красивой кривой в начале.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

24. Даже в ноябре это место смотрелось эффектно.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

25. Надо будет ещё летом там поснимать.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

26. Взгляд назад.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

27. Ещё парочку видов живописного участка. На ширик.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

28. И на телевик.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

29. Дореволюционное здание бывшей казармы Балашихинской хлопкопрядильной фабрики, в котором затем располагалось ГУП Московской области «Мособлкнига». Сейчас там квартирует контора под названием «Упаковикус», которая занимается производством различных упаковочных материалов.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

30. Впереди мост через Пехорку.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

31.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

32. Вид на север в сторону плотины, которая отделяет запруду на реке от её основного течения. На запруду мы ещё посмотрим.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

33. И на юг в сторону пруда. Довольно живописное место.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

34. А мы двигаемся дальше. За забором справа размещается гаражно-строительный кооператив с жизнеутверждающим (нет) названием «Майдан».
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

35. Подходим к путепроводу улицы Терешковой, которая названа, как вы, наверное, догадались в честь Валентины Терешковой.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

36. Здесь имеется стрелка. Видимо, когда-то тут располагался улавливающий тупик.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

37. Далее вплоть до ворот предприятия ветка идёт через такой вот живописный сосновый бор.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

38. Вид с путепровода улицы Терешковой. Красота!
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

39. И другие окрестные красоты.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

40. Мы очень надеялись, что из ворот покажется хотя бы один из двух действующих ветеранов ЧМЭ2-211 или ЧМЭ2-442, эксплуатируемых на предприятии «Криогенмаш», но нам не повезло. Видимо, по субботам там вообще не бывает движения. А посмотреть как выглядят эти красавцы можно по ссылке на фото коллеги Александра.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

41. «Криогенмаш» — российская компания, производитель оборудования разделения воздуха, по снабжению техническими газами и решениям для переработке попутного, природного газа и СПГ. На оборудовании, изготовленном «Криогенмашем», выпускается около 70% годового объёма производства технических газов в России.

У истоков создания НПО «Криогенмаш» стоял академик Петр Леонидович Капица, заложивший основы криогенной техники СССР. Будучи первым начальником Главкислорода, П. Капица принимал деятельное участие в реализации постановления СНК СССР, принятого в мае 1945 года, в соответствии с которым были созданы научный центр ВНИИКИМАШ, проектный институт Гипрокислород и начато строительство Балашихинского машиностроительного завода (БМЗ). Выпуск продукции (газогенераторов и кислородных резервуаров-танков) начался в 1949 году.

«Криогенмаш» принимал участие во множестве масштабных государственных программах и проектах. В 1972 году было образовано НПО «Криогенмаш». Организация занялась разработкой и крупносерийным выпуском кислородных установок для чёрной металлургии годовой суммарной производительностью около 18 млрд кубометров.

В 1978 году была создана система криогенного обеспечения «Токамак 7» для первого в мире термоядерного реактора со сверхпроводящей магнитной системой тороидального поля. Началась разработка других энергетических сверхпроводящих систем, в частности магнитогидродинамических генераторов. В 1980—1982 годах была создана воздухоразделительная установка производительностью 70 тыс. м³ кислорода в час — крупнейшая в мире на тот момент. Большая работа проводилась в сотрудичестве с космической отраслью: разработка и создание имитаторов космоса, включая крупнейшего в Европе имитатора объёмом 10 тыс. м³.

В 1988 году — завершены работы по созданию производств жидких криопродуктов и криогенных заправочных систем на глубоко переохлаждённых компонентах для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В 1993 году предприятие прошло акционирование, появилось Акционерное общество криогенного машиностроения. В 2005 году началось внедрения SAP и ERP, выкуплено ОАО «Гипрокислород».

В дальнейшем «Криогенмаш» вышел на рынок технических газов, принял участие в запусках ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане, а в 2014 году — в разработке и запуске ракеты «Ангара» в Плесецке. Тогда же «Криогенмаша» присоединился к проекту термоядерного реактора ИТЭР.

Более подробно о компании можно прочесть на её официальном сайте.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

42. Перед въездными воротами располагается ручная стрелка.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

43. А на территории, куда, к сожалению, не попасть, имеется обширное путевое развитие. Правый путь, пройдя через территорию «Криогенмаша», уходит на территорию АО «Линде Газ Рус». Linde Group — участник глобального рынка строительства промышленных заводов, производства промышленных, пищевых, медицинских и специальных газов.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

44. Подождали для очистки совести полчасика, вдруг всё же прозвучит гудок тепловоза, но ничто не нарушило звенящей тишины. Поэтому развернулись на 180 градусов и направились обратно в город, поглазеть на бывшую фабрику, а затем осмотреть второй подъездной путь на север.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

45.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

46. Вход на территорию бывшей фабрики свободный, поэтому можно спокойно осмотреть архитектурные излишества, которые были так присущи древней доПИКовской цивилизации наших предков.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

47. В 1830 году по инициативе князя Ивана Николаевича Трубецкого, владельца окрестных земель, возле плотины реки Пехорки была открыта деревянная фабрика, занимающаяся изготовлением сукна. Эта дата считается датой основания всего города. В 1831 г. на прошедшей выставке мануфактурных изделий были представлены первые образцы сукна с Балашихинской фабрики.

В 1844 г. князь Иван Николаевич Трубецкой умер, а его сын Николай Иванович Трубецкой решил продать фабрику. Покупателем стал купец П. Т. Молошников. В 1846 г. происходит перепрофилирование фабрики на изготовление хлопчатобумажных материалов, инициированное совладельцем, купцом П. Т. Молошниковым, совместно с вдовой Трубецкого. В 1847 г. деревянная фабрика сгорела, но на полученную страховку П. Т. Молошников отстроил кирпичное пятиэтажное здание, а на месте сгоревшего деревянного здания фабрики был построен трёхэтажный корпус для суконного производства.

На месте бывшего сельца Блошино возникает современный пятиэтажный цех, где с 1850 г. начинает осуществляться основное производство. Фабрика обзаводится европейским оборудованием, для обслуживания которого прибывает специалист Майкл Лунн, в дальнейшем вставший во главе производства на 45 лет.

В 1874 г. фабрику решили преобразовать в товарищество. Владелец предприятия П. П. Молошников пригласил для участия в деле И. И. Карзинкина, П. Г. Шелапутина, управляющего фабрикой М. С. Лунна и совладельца Зеленовской фабрики М. Д. Щеглова. С самого основания товарищества Павел Григорьевич Шелапутин руководил всеми делами производства, наращивая его и развивая. Если в 1875 г. капитал фабрики составлял 600 тысяч рублей и на ней работали 905 рабочих, то уже через 11 лет на ней было занято 2 тысячи 687 работников, что позволило довести сумму годового производства до 3 миллионов рублей.

При Балашихинской фабрике Шелапутин построил дома для рабочих, больницу, потратил более 60 000 рублей на постройку дома призрения престарелых рабочих на 120 мест. Фабричный посёлок по тем временам был достаточно велик. Здесь, помимо кирпичных рабочих казарм, располагались школа, больница, рабочее училище (прообраз нынешних ПТУ), богадельня имени П. Г. Шелапутина. К 1898 году посёлок при Балашихинской хлопкопрядильной фабрике насчитывал 9 каменных, кирпичных, 4-, 5-этажных казарм-общежитий. Казармы обогревались центральным паровым отоплением, которое поступало от котельной. Она в свою очередь отапливалась торфом, свозимым из деревни Чёрной и с Бисерова озера.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

48. Водонапорная башня фабрики. Раньше в центре круглой дыры были установлены часы.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

49. Здание бывшего прядильного и трепального цехов. Построено в 1875 г. по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума. Обратите внимание на балкончики. Их там много сохранилось аутентичных, что не может не радовать.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

50. В 70-е годы XIX-го века в больнице при фабрике было 25 лечебных коек. Примерно тог­да же напротив неё строят 2-этажные жилые дома для врачей и среднего медицинского персонала. В 1900-1904 годах к зданию пристраивают ещё один корпус. В нём размещают поликлинику и родильное отделение. Таким образом, количество коек увеличи­лось до сорока. В то же время в больнице работал всего один врач - Николай Иванович Девяткин. Но ему часто помогали студенты-медики из Москвы. Один из них - Д. Н. Атабеков - впоследствии стал профессором гинекологии в МОНИКИ.

Основные производственные сооружения и посёлок при фабрике построены по проекту упомянутого выше архитектора А. Г. Вейденбаума. Фабрика в XIX веке стала одним из самых значительных в Московской губернии по величине производства предприятием за счёт использования заграничного опыта и самых лучших на тот момент машин и грамотной организации труда.

В начале 1900-х годов фабрика испытывала экономический подъём, производство равнялось почти 5 миллионам рублей. В 1915 году на фабрике функционировало 180 тысяч веретен. Но уже в 1918 году из этого числа осталось лишь 40 тысяч веретен. Тогда же произошла национализация, по итогам которой первым красным директором стал Н. П. Четвериков. На производстве был открыт военный кружок, впоследствии преобразованный в отряд Красной гвардии при фабрике.

В 1926 году было закончено строительство электростанции, что позволило пустить электричество в дома сотрудников и фабричные помещения. В 1930-х годах произошёл новый экономический виток производства. В середине 1950-х годов фабрика ежегодно производила около 10 тысяч тонн пряжи. В 1958 году была осуществлена модернизация, ознаменовавшаяся полной механизацией наиболее энергозатратных процессов и поставкой современного оборудования.

Ну, а в первой половине 2000-х годов, как это водится, производство было свёрнуто, фабрика закрыта, оборудование расхищено. В настоящее время помещения фабрики сдаются в аренду под коммерческие нужды. В 2021 году на исторической территории Балашихинской хлопкопрядильной мануфактуры, признанной объектом культурного наследия федерального значения, реализуется проект реконструкции с целью создания современного арт-квартала «Фабрика». Здесь начал работу музей. А благоустройство сквера у фабрики станет частью реализации программы «Формирование современной комфортной городской среды». Во всяком случае, так заявлено.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

51. Но, как можно видеть, с реконструкцией и формированием современного арт-квартала дело пока что движется не очень.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

52.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

53. Но часть зданий (как на заднем плане) всё же были реконструированы.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

54. Хотя, как по мне, всё и без того выглядит довольно атмосферно. Жаль лишь, что производства тут больше нет. Впрочем, если бы было, то погулять по территории было бы сложнее.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

55. Один из корпусов со стороны Советской улицы.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

56. Здесь мы видим уже знакомые нам красивые балкончики.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

57. Вид на территорию со стороны улицы Андрея Крупешина. Пока что арт-пространство выглядит как-то так.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

58. Здание котельной 1953 года и сохранившаяся часть исторической ограды.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

59. Бывший крутильно-перемоточный цех, 1900 г., архитектор А. Г. Вейденбаум.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

60. Вид на комплекс с другой стороны улицы, которая пролегает по плотине.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

61. Упомянутая выше запруда на Пехорке.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

62.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

63. В небольшом сквере напротив установлен памятник с фамилиями погибших в Великую Отечественную войну работников фабрики и высокая стела, в основание которой заложено послание потомкам в 2045 год.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

64. Угол Советской улицы и улицы Андрея Крупешина и ещё один вид на бывшую фабрику.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

65. И напоследок медленно восстанавливаемый с 2015 г. заброшенный дом, принадлежавший некогда упоминавшемуся выше управляющему Балашинской мануфактуры Майклу Лунну.

В 1850 г. из Англии выписывается 50-сильный паровой двигатель фирмы «Пратт» с воздушным охлаждением. Для монтажа нового оборудования в том же году в Балашиху приехал мастер Майкл Лунн. Его профессионализм настолько понравился хозяевам фабрики, что они предложили гостю с берегов Туманного Альбиона возглавить фирму. Контракт был рассчитан на 20 лет, и только в год Лунн зарабатывал 6 тысяч рублей. Англичанин условиями был доволен, как довольны были и наниматели. Лунн возглавлял фабрику на протяжении 45 лет, до момента своей кончины в Балашихе 9 марта 1895 года. Похоронен на старом кладбище в селе Никольское-Трубецкое (в настоящее время — одноимённый квартал в черте города Балашиха), там же похоронены его жена и один из сыновей (всего в семье было девять детей). Оставшиеся в живых потомки Лунна бежали из России в 1918 году, за исключением его дочери Дженни, которая вышла замуж за русского инженера Потапова и осталась в стране.

Могила эта в дальнейшем не раз была объектом посягательств со стороны всевозможного вида кладоискателей. Сразу после революции неизвестные украли золотые буквы с памятника, да и потом предпринимались попытки раскопок могил, так как по фабрике долго ходили слухи, что бежавшие в 1918 г. потомки Лунна не увезли с собой все сокровища, а закопали их в могилах предков.
Подъездные пути станции Балашиха. Часть 1-я

И на этом первую часть я, пожалуй, закончу, а продолжение про подъездной путь в микрорайон Авиаторов к базе МТС читайте уже в следующем выпуске. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S. И не забывайте, что у меня есть телеграм-канал, где я публикую не только ссылки на ЖЖ, но и другие моменты из жизни, запечатлённые на камеру или телефон: https://t.me/rajon_pride

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жириновский: за убийством Буданова могут стоять оппозиционные лондонские эмигранты Лидер ЛДПР Владимир Жириновский за день до митинга «День русского народа», организованного его партией,.... ...
Сегодня в Свердловской области случилось любопытнейшее событие - депутаты законодательного собрания отменили прямые выборы мэра Екатеринбурга и решили, что теперь градоначальника будут выбирать не жители города, а депутаты городской думы. По существу это переход от прямой демократии к ...
Так проходит неделя: понедеееееельник.... втооооорник.... средааааааа.... четвеееееерг.... пятницасубботавоскресенье. Про футбол ни слова. С добрым утром уважаемые. ...
13:41:19 DSC_9703 Taken on April 9, 2017 Nikon Df ,50.0 mm f/1.8 ƒ/1.8 50.0 mm 1/60 220 Marylebone High Street, Westminster, England London, ...
Больше года я «креативлю» с ребятами над одним дорогим мне проектом, который недавно, уже не в тестовой версии, выпущен «в люди». Те, кто читает меня с самого начала, наверное, помнят, как в качестве эксперимента просила их пройти один из тестов ...