Подайте граждане поэту
matsea — 06.03.2025
Сидела вчерась на университетском совете. После вводной части, председатель сказала — ну а теперь поговорим о слоне в комнате. 20 лимонов дефицита в бюджете ожидается на будущий год. Как одна копеечка.
Складывается этот дефицит из различных мудрых мер нашего брагословенного нового правительства — долгих ему лет.
Во первых, уже известные всем научные гранты. На каждую сотню, данную правительством на фундаментальные исследования, универ получал 54 бакса. Типа, 100 баксов прямые расходы лабе — плюс 54 непрямые универу — 154 всего. В этом нет ничего чрезмерного. Новому исследователю, еще до того как он что-то получит от правительства, универ оборудует лабу и дает здоровый стартап. У кого-то потом наука взлетит, у кого-то не взлетит. У взлетевших граждан надо лабу поддерживать в рабочем состоянии — там одна только вентиляция с электричеством серьезных стоят денег. Ну и под лабы отводятся целые здания — надо чтобы крыши не текли — и все прочее тоже. В строительство универ тоже вкладывается, хотя бы частично. Успешный исследователь получает зарплату от универа, а учебная нагрузка у него очень маленькая. Плюс сложное и дорогое оборудование надо поддерживать — там много пользователей, помещение, сервис. Если у успешной лабы получился перерыв в грантах — поскольку конкуренция здоровая — им надо дать немножко денег, чтобы пережить тяжелые времена — иначе они растеряют квалифицированный персонал, который весь сидит на грантах. Еще небольшой процента универ отдает лабам, чтобы они могли сами накопить чуток на черный день. Федеральные гранты такого не позволяют — там все надо сделать и потратить в оговоренные сроки. Плюс, кто-то должен следить, чтобы у народа все вирусы не разбежались. Чтобы яды в раковину студенты не вылили. Чтобы мыши не сдохли.
Ну, и денег на это все больше нет. Причем это, как выяснилось, не единственное место, где деньги обрезали по самые яйца. Оказывается, были еще всякие налоговые льготы на проценты с пожертвований и всякие льготные возможности эти пожертвования куда-то вкладывать — это все срезали тоже. Плюс к тому, обрежут также и дотации от штата — поскольку в бюджете штата наше мудрое правительство устроило свои отдельные проблемы. В общем, заживем.
И чего теперь. В краткосрочной перспективе — ничего такого уж особенного не сделаешь. Ну, у универа будет накапливаться долг — поскольку расходы сходу и резко сократить невозможно. Наберут побольше студентов, немного подымут плату за обучение — это все кошачьи слезы. Деньги лабам в дополнение к грантам или в промежутках между грантами конечно же давать перестанут — еще чуть-чуть котик наплачет. Новых людей на работу станут брать меньше, и их квалификация снизится. Будут пытаться брать молодых инструкторов по временным контрактам и нагружать их классами. В науку нанимать будут очень мало — эти ниши останутся только в индустрии.
Что получится лет через семь — если оставить как есть. Наука из универов уйдет. Исследования останутся в индустрии — но там они только прикладные. Так что фундаментальная наука сделает стране ручкой. Качество обучения сильно снизится. Студентов будет больше, преподаватели будут гораздо сильнее загружены, у студентов будет очень мало лабораторной практики. Это значит, что и в индустрии все исследования сильно подорожают — поскольку своих специалистов им придется учить самостоятельно — т.е. в первый год работы от новых молодых сотрудников практически не будет толку. Медицинские исследовательские центры загнутся по той де причине. При этом обучение в универах будут дороже, а стипендий будет меньше.
В общем, некоторый эгейн уже просматривается. Собственно, США стали лидером в науке и технологиях не так и давно. После Второй мировой. 80 лет для истории не срок. До этого были всякие разные очень полезные поделки — но каких-то серьезных исследований в Америке не было. Лидировали бритты, французы и немцы. Кой-чего также имелось в Италии и Швейцарии. В годину европейских бед Штаты собрали у себя под крылом всех сбежавших из Европы физиков — делать бомбу. После войны понаехали новые физики — делать новые бомбы — поскольку СССРы никто не отменил. Когда же наконец отменили СССРы и началось разоружение, львиная доля денег с физики приехала биологам. Потом мы влезли в Ирак -и в науке денег стало несколько меньше — но коровку не зарезали, хотя она немного и отощала. Потом пришел Обама, и сказал, что нефиг возиться с кузнечиками — а надо лечить рак. Ученые в принципе соглашались — хотя им было немного жаль своих кузнечиков — но они честно пошли разбираться с раком, эпилепсией, слепотой и многими другими неприятностями — и у них кое-что неплохо получилось. И кому это все мешало...
Да, так я про эгейн. Некоторые думают, что наше эгейн — это 50е — туда наш паровоз вперед летит. Вообще-то нет. Тогда была выигранная война, крепкий союз с Европой, достаточно открытые двери — и всплеск науки и технологий. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция... 30е перед качалом войны? Или проскакиваем в 20е? Что там у нас такое было? Такое очень грейт? Великая депрессия — не? Мы же просили грейт эгейн? Как там в старом советском анекдоте — «Пьяную драку с мордобоем заказывали? — Нет! — Не волнует, уплочено.»
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Тропа вдоль (бывшей) немецко-немецкой границы
Заветам предков верны!
Лучшие упражнения от усталости глаз
Облепиха
За что Нобелевку по литературе присудили венгерскому еврею «с дикой фамилией
Покров Пресвятой Богородицы
Осень в Бад-Кройцнахе.
Из-за листика выглядывает котик от satoimo521

