Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись

топ 100 блогов 5koleso09.09.2023

Советский лидер Иосиф Сталин любил американские лимузины Packard. Именно автомобили этой престижной марки были основными в Гараже Особого Назначения и обслуживали высших руководителей СССР с 1930‑х до начала 1950‑х годов, пока московский завод ни сделал аналогичный, очень похожий на Packard бронированный ЗИС-115.

На этом история отношения Сталина и автомобилей, собственно, и заканчивается. Однако с именем генерального секретаря связаны и несколько совсем других автомобилей. В том числе, даже легкомысленных кабриолетов, причем, иномарок — из Чехословакии.

ЗАГАДКА 87

Сохранились кинокадры, запечатлевшие окончательную сбоку, погрузку в самолет и выгрузку в Москве авангардного заднемоторного чехословацкого седана Tatra 87. Машину сделали специально для Сталина в августе 1945 года, когда Чехословакия не была, кстати, еще социалистической.

Tatra 87 — подарок Сталину. Август 1945 г.
Tatra 87 — подарок Сталину. Август 1945 г.

История этого автомобиля туманна от начала до конца. Рэм Всеволодович Меркулов — сын тогдашнего министра госбезопасности СССР рассказывал, что эта Tatra появилась в Союзе по инициативе дочери вождя Светланы Аллилуевой. В 1945‑м аналогичная машина с двигателем воздушного охлаждения V8, рабочим объемом 3 л и мощностью 75 л. с. только не черная, а серая и привезенная из Германии с пробегом меньше 100 км, появилась в семье Меркулова, и ездил на ней сын министра. Ездил и катал Светлану Аллилуеву, с которой дружил еще со школы.

Tatra 87 Рэма Меркулова — точно такая же, как машина, подаренная Сталину.
Tatra 87 Рэма Меркулова — точно такая же, как машина, подаренная Сталину.

Машина якобы так понравилась дочери вождя, что она намекнула, что хотела бы иметь такую же. Так, по этой версии, и появилась подарочная черная Tatra 87 — точно такая же, как у Меркулова — с довоенным еще дизайном. К слову, вскоре автомобиль подвергли рестайлингу.

Рэм Меркулов рассказывал также, что Сталин этим был очень недоволен, и Светлана вскоре отказалась от машины. Дальнейшая судьба этого автомобиля доподлинно неизвестна. По слухам, ее отдали в Политехнический музей. Но дальше след Tatra 87 затерялся.

К ЮБИЛЕЮ

К своему 70‑летию в 1949‑м советский вождь получил множество самых разных подарков: от гигантских помпезных ваз и письменного прибора из малахита до телефона, сделанного в Польше в форме земного шара, с трубкой — молотом и рычагом — серпом. Всего подарков была больше 23 тысяч!

Среди них и три чехословацких автомобиля (а также, кстати, самолет и мотоцикл), которые сначала показали публике на родине — в Чехословакии. К слову, выставка Подарков Сталину в Москве действовала до 1953 года.

Подарки Иосифу Сталину к 70‑летию: Aero Minor II, Skoda 1101 Tudor и Tatra T600 на выставке в Праге.
Подарки Иосифу Сталину к 70‑летию: Aero Minor II, Skoda 1101 Tudor и Tatra T600 на выставке в Праге.

Автомобильные подарки сделали самые крупные заводы страны. Завод Skoda из Млада Болеслава подарил Сталину родстер Skoda 1101 Tudor с 32‑сильным двигателем. Такие родстеры в небольших количествах делали до начала 1950‑х. Но автомобиль для советского вождя, естественно, имел эксклюзивную отделку.

Родстер Skoda 1101 Tudor для «великого учителя народов».
Родстер Skoda 1101 Tudor для «великого учителя народов».

Фирма Tatra из города Копрживнице тоже подарила кабриолет. Но эту машину построили, вообще, в единственном экземпляре. Кабриолет на шасси совсем новой тогда модели Tatra T600 Tatraplan изготовило знаменитое еще с довоенных времен чешское кузовное ателье Sodomka.

Заднемоторная Tatra T600 с кузовом Sodomka.
Заднемоторная Tatra T600 с кузовом Sodomka.

Машина, как кстати и Tatra 87, была заднемоторной. Только здесь стоял 4‑цилиндровый тоже воздушного охлаждения, но оппозитный 2‑литровый двигатель мощностью 52 л. с.

Менее известный пражский завод, строивший, в том числе и самолеты — LET Letecké závody, в 1949‑м уже называющийся Rudý Letov, подарил двухдверный компактный автомобиль Aero Minor II. Машина была серийной, но опять же, со специальной отделкой.

Очень необычный для СССР переднеприводный Aero Minor создали в Чехословакии на основе концепции немецких малолитражек DKW. Двигатель жидкостного охлаждения — двухцилиндровый рабочим объемом 0,65 л развивал 20 л. с.

Сталин, разумеется, не только не ездил на чешских подарках и не садился в них. С большой долей вероятности, вождь машины даже и не видел. Но советская пресса о них писала довольно подробно.

ПОВОРОТЫ ИСТОРИИ

Удивительно, но два их трех сталинских юбилейных автомобилей сохранились! В 1955‑м чехословацкие подарки передали в московский Политехнический музей, а затем по документам — Городскому отделу здравоохранения Москвы. Двухдверную малолитражку еще можно представить «санитаркой», но пижонские кабриолеты — с большим трудом. Следы родстера Skoda 1101 Tudor, в итоге, затерялись.

Зато заднемоторный кабриолет Tatra T600 с кузовом Sodomka, сделанный в единственном экземпляре, похоже, все-таки, не поступил на госслужбу, а остался в запасниках московского Политехнического музея. Именно благодаря этому, уже в конце 1970‑х автомобиль вернули на завод в Копрживнице. На родине его отреставрировали и поставили на почетное место в заводском музее.

Эксклюзивный кабриолет Tatra сохранился и отреставрирован.
Эксклюзивный кабриолет Tatra сохранился и отреставрирован.

Причудливей судьба малолитражки Aero Minor. Со временем машина перешла в частные руки и, как многие отслужившие свой срок ретро-автомобили, гнила в огороде. Пока чудом не попала в руки Ильи Сорокина — поклонника ретро-автомобилей и организатора хорошо известных в Москве и Питере выставок — Олдтаймер-галерея.

Переднеприводный Aero Minor II после реставрации в Москве.
Переднеприводный Aero Minor II после реставрации в Москве.

При полной разборке машины на внутренней полости правого переднего крыла обнаружили чудом сохранившееся наклеенное на металл послание чешских рабочих советскому вождю: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Так, что сомнений в происхождении этого Aero Minor не осталось.

После тщательной, высокопрофессиональной реставрации этот автомобиль передан хранение в Политехнический музей. Так, что его судьба, как и редчайшего сталинского кабриолета Tatra, оказалась счастливой.

Что еще почитать:

Шик социализма: как за «железным занавесом» строили машины для красивой жизни

Какую зарплату платили на заводах в СССР

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я разучилась осознаваться в реальности, что уж говорить про сны. Осознаться во сне - значит понять, что ты спишь. Осознаться в реальности - понять, что ты живешь. Ведь жизнь всего одна, и не стоит тратить ее на печаль, раздражение, злость и прочие ...
Готов к обсуждению практически всех вопросов касательно этого направления- анонсы новинок, ответ на ваши вопросы, рассмотрение интересных идей, прочтения новостей и просто общения. Приглашаю всех интересующихся к себе в журнал !!! ...
Напомню, что журнал Тайм в ежегодной номинации "Человек года" определяет самого яркого человека, который "сделал год". В этом году там номинировались Путин и Си, ну и фигуры им подобные. Однако демократия победила, и мы имеем Тейлор Свифт в качестве самой яркой персоны года... Я не ...
«Здесь собрались лучшие геноциды страны!» - заявил Янукович. После краткой ...
Герцог и герцогиня Кембриджские вручили награду Pride of Britain от имени нации в знак признания самоотверженного труда сотрудников NHS в их борьбе с коронавирусом. Герцогиня Кэтрин и принц Уильям встретились с шестью представителями NHS, чтобы обсудить их работу во время пандемии и ...