Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись

Советский лидер Иосиф Сталин любил американские лимузины Packard. Именно автомобили этой престижной марки были основными в Гараже Особого Назначения и обслуживали высших руководителей СССР с 1930‑х до начала 1950‑х годов, пока московский завод ни сделал аналогичный, очень похожий на Packard бронированный ЗИС-115.
На этом история отношения Сталина и автомобилей, собственно, и заканчивается. Однако с именем генерального секретаря связаны и несколько совсем других автомобилей. В том числе, даже легкомысленных кабриолетов, причем, иномарок — из Чехословакии.
ЗАГАДКА 87
Сохранились кинокадры, запечатлевшие окончательную сбоку, погрузку в самолет и выгрузку в Москве авангардного заднемоторного чехословацкого седана Tatra 87. Машину сделали специально для Сталина в августе 1945 года, когда Чехословакия не была, кстати, еще социалистической.

История этого автомобиля туманна от начала до конца. Рэм Всеволодович Меркулов — сын тогдашнего министра госбезопасности СССР рассказывал, что эта Tatra появилась в Союзе по инициативе дочери вождя Светланы Аллилуевой. В 1945‑м аналогичная машина с двигателем воздушного охлаждения V8, рабочим объемом 3 л и мощностью 75 л. с. только не черная, а серая и привезенная из Германии с пробегом меньше 100 км, появилась в семье Меркулова, и ездил на ней сын министра. Ездил и катал Светлану Аллилуеву, с которой дружил еще со школы.

Машина якобы так понравилась дочери вождя, что она намекнула, что хотела бы иметь такую же. Так, по этой версии, и появилась подарочная черная Tatra 87 — точно такая же, как у Меркулова — с довоенным еще дизайном. К слову, вскоре автомобиль подвергли рестайлингу.
Рэм Меркулов рассказывал также, что Сталин этим был очень недоволен, и Светлана вскоре отказалась от машины. Дальнейшая судьба этого автомобиля доподлинно неизвестна. По слухам, ее отдали в Политехнический музей. Но дальше след Tatra 87 затерялся.
К ЮБИЛЕЮ
К своему 70‑летию в 1949‑м советский вождь получил множество самых разных подарков: от гигантских помпезных ваз и письменного прибора из малахита до телефона, сделанного в Польше в форме земного шара, с трубкой — молотом и рычагом — серпом. Всего подарков была больше 23 тысяч!
Среди них и три чехословацких автомобиля (а также, кстати, самолет и мотоцикл), которые сначала показали публике на родине — в Чехословакии. К слову, выставка Подарков Сталину в Москве действовала до 1953 года.

Автомобильные подарки сделали самые крупные заводы страны. Завод Skoda из Млада Болеслава подарил Сталину родстер Skoda 1101 Tudor с 32‑сильным двигателем. Такие родстеры в небольших количествах делали до начала 1950‑х. Но автомобиль для советского вождя, естественно, имел эксклюзивную отделку.

Фирма Tatra из города Копрживнице тоже подарила кабриолет. Но эту машину построили, вообще, в единственном экземпляре. Кабриолет на шасси совсем новой тогда модели Tatra T600 Tatraplan изготовило знаменитое еще с довоенных времен чешское кузовное ателье Sodomka.

Машина, как кстати и Tatra 87, была заднемоторной. Только здесь стоял 4‑цилиндровый тоже воздушного охлаждения, но оппозитный 2‑литровый двигатель мощностью 52 л. с.
Менее известный пражский завод, строивший, в том числе и самолеты — LET Letecké závody, в 1949‑м уже называющийся Rudý Letov, подарил двухдверный компактный автомобиль Aero Minor II. Машина была серийной, но опять же, со специальной отделкой.
Очень необычный для СССР переднеприводный Aero Minor создали в Чехословакии на основе концепции немецких малолитражек DKW. Двигатель жидкостного охлаждения — двухцилиндровый рабочим объемом 0,65 л развивал 20 л. с.
Сталин, разумеется, не только не ездил на чешских подарках и не садился в них. С большой долей вероятности, вождь машины даже и не видел. Но советская пресса о них писала довольно подробно.
ПОВОРОТЫ ИСТОРИИ
Удивительно, но два их трех сталинских юбилейных автомобилей сохранились! В 1955‑м чехословацкие подарки передали в московский Политехнический музей, а затем по документам — Городскому отделу здравоохранения Москвы. Двухдверную малолитражку еще можно представить «санитаркой», но пижонские кабриолеты — с большим трудом. Следы родстера Skoda 1101 Tudor, в итоге, затерялись.
Зато заднемоторный кабриолет Tatra T600 с кузовом Sodomka, сделанный в единственном экземпляре, похоже, все-таки, не поступил на госслужбу, а остался в запасниках московского Политехнического музея. Именно благодаря этому, уже в конце 1970‑х автомобиль вернули на завод в Копрживнице. На родине его отреставрировали и поставили на почетное место в заводском музее.

Причудливей судьба малолитражки Aero Minor. Со временем машина перешла в частные руки и, как многие отслужившие свой срок ретро-автомобили, гнила в огороде. Пока чудом не попала в руки Ильи Сорокина — поклонника ретро-автомобилей и организатора хорошо известных в Москве и Питере выставок — Олдтаймер-галерея.

При полной разборке машины на внутренней полости правого переднего крыла обнаружили чудом сохранившееся наклеенное на металл послание чешских рабочих советскому вождю: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Так, что сомнений в происхождении этого Aero Minor не осталось.
После тщательной, высокопрофессиональной реставрации этот автомобиль передан хранение в Политехнический музей. Так, что его судьба, как и редчайшего сталинского кабриолета Tatra, оказалась счастливой.
Что еще почитать:
Шик социализма: как за «железным занавесом» строили машины для красивой жизни
Какую зарплату платили на заводах в СССР
Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х
|
</> |