Под сенью Дракона - 6. (любопытные факты, часть 29-я).
ogbors — 29.02.2024 В прошлый раз мы с вами остановились на том, что в первой половине 1930-х годов, японцы оккупировали северо-восточную часть Китая и создали на этих землях подконтрольное им государственное образование Маньчжурия (в советской историографии "Маньчжоу-Го"), во главе с императором Айсиньгёро Пуи (более известен в истории под именем Пу И): https://ogbors.livejournal.com/1549500.htmlЯпония, в лице еë высшего офицерского состава, не собиралась останавливаться на достигнутом.
В чисто японском стиле, была организована провокация в Шанхае.
18 января 1932 года, пятеро буддийских монахов-японцев были избиты возле одной из фабрик. После этого фабрика была сожжена - руками китайцев, но по наущению японских агентов. В столкновениях с толпой погиб китайский полицейский.
В городе произошёл всплеск антияпонских настроений. Жители Шанхая вышли на демонстрацию с призывами к бойкоту японских товаров.
В течение следующей недели ситуация продолжала ухудшаться. К 27 января у побережья Шанхая сконцентрировались около 30 кораблей флота Японии, на которых были размещены 40 самолётов и 7000 пехотинцев. Японское правительство предъявило властям Шанхая ультиматум, требуя осуждения и пресечения демонстраций, а также возмещения материального ущерба. Вечером 28 января 1932 года, администрация города согласилась выполнить эти требования. Однако около полуночи самолёты с авианосцев начали бомбить Шанхай.
Три тысячи японских солдат высадились на побережье и стали продвигаться к заданным целям - в частности к железнодорожным станциям.
Однако здесь китайцы оказали ожесточëнное сопротивление - и японцы отступили.
Шанхай входил в сферу интересов западных стран. Поэтому США, Великобритания и Франция попытались склонить Японию к прекращению боевых действий - однако японцы продолжили переброску в Шанхай своих подразделений.
30 января правитель Китая Чан Кайши, перенёс столицу из Нанкина (расположенного недалеко от Шанхая) в Лоян.
12 февраля по инициативе западных государств было объявлено дневное перемирие для помощи пострадавшим гражданским жителям - а Япония тем временем предъявила китайцам новый ультиматум, требуя отвести войска на 20 километров от границы иностранных концессий.
Китайцы ответили резким отказом (надо отметить что вообще в Шанхае они вели себя с совершенно несвойственной им твëрдостью).
Японцы увеличили силы вторжения до 90 000 человек - и начались ожесточëнные бои.
Чан Кайши тоже ввëл в бой новые подразделения.
Японцы с 20 февраля приступили к бомбëжкам жилых кварталов. В городе заполыхали пожары.
К берегам Шанхая прибывали всë новые и новые корабли из Японии. 29 февраля 11-я японская дивизия высадилась в тылу у оборонявшихся китайцев - которые пошли в отчаянную атаку, но не смогли сбросить врага в море.
2 марта 1932 года, китайское командование отдало приказ об отступлении - и на следующий день китайские войска ушли за пределы города.
4 марта Лига Наций (прообраз нынешней ООН) приняла резолюцию, требующую прекращения огня.
6 марта Китай в одностороннем порядке прекратил боевые действия.
14 марта представители Лиги прибыли в Шанхай, чтобы заставить японцев сделать то же самое.
Перестрелки в городе и окрестностях продолжались до 5 мая, когда был подписан Шанхайский мирный договор.
Шанхай был объявлен демилитаризованной зоной, Китаю запрещалось держать гарнизоны также в соседних городах Сучжоу и Куньшань. Япония получила право разместить в городе ограниченный воинский контингент.
29 апреля 1932 года, в шанхайском парке Хункоу, высшие представители японской армии праздновали, отмечая День рождения императора и заодно свою победу.
В числе прочих, там присутствовал командующий японской экспедиционной армией Ёсинори Сиракава - потомственный самурай, фотографию которого вы видите ниже.
Этим обстоятельством воспользовался корейский националист и террорист Юн Бон Гиль - сумевший заложить бомбу в нужном месте.
В результате взрыва этой бомбы, Ёсинори Сиракава получил смертельные ранения, от которых умер через неделю, 26 мая.
Посмертно он был награждён Орденом Восходящего солнца 1-го класса с Орденом Цветов паволвнии, Орденом Золотого коршуна 2-го класса, а также удостоен дворянского титула "дансяку" ("барона") в соответствии с системой аристократических рангов "кадзоку". Его останки были разделены: часть захоронена на его родине в Мацуяме, а часть — на токийском кладбище Аояма.
Между тем, находящаяся в Маньчжурии Квантунская армия, начала готовить новую наступательную операцию на границе Маньчжурии с Китаем - которая получила кодовое название "Нэкка".
Тут нужно вспомнить о том, что в 1901 году, после разгрома "восстания Боксёров", Япония получила право на размещение небольшого своего гарнизона из двухсот человек в Шаньхайгуане - это крепость расположенная в том месте, где Великая Китайская стена выходит к Жёлтому морю.
И вот, в ночь на 1 января 1933 года, японский гарнизон устроил "инцидент" с ружейной стрельбой и взрывами гранат - разумеется обвинив в нападении китайцев.
После этого командование Квантунской армии предъявило ультиматум расположенному по-соседству 626-му полку Северо-Восточной армии Китая - с требованием убраться от Стены.
После отказа, японская 8-я дивизия атаковала китайцев при поддержке четырёх бронепоездов, десяти танков и 2-го Императорского флота.
К 3 января китайцы потеряли половину полка - и отступили.
Теперь на очереди была пограничная (на том момент) с Маньчжурией провинция Жэхэ, которую японцы объявили исторической частью Маньчжурии.
Поначалу японское командование просто попыталось перекупить губернатора провинции. Но как ни странно, тот отказался.
Тогда начальник японского Генштаба попросил императора Японии санкционировать полноценное военное вторжение.
Следует отметить что император Сёва (в историографии известен как Хирохито - ниже вы видите его фотографию) был человеком не особо-то воинственным и пытался временами проявлять осторожность.
Однако при всëм показном уважении японцев к императору, он вовсе не был единоличным и безоговорочным хозяином страны.
В том числе и поэтому, после окончания Второй Мировой войны, американцы не стали привлекать его к суду и вешать в числе других военных преступников.
Надеясь что военная операция приведёт к окончанию маньчжурской эпопеи и к установлению прочного мира с Китаем на японских условиях, Сëва утвердил представленный ему план - публично заявив, что его армия не пойдёт дальше Великой Китайской стены.
Вторжение в провинцию Жэхэ началось 23 февраля 1933 года.
Уже 4 марта японская кавалерия и танки заняли столицу провинции, город Чэндэ.
11 марта японская пехота заняла значительный участок Великой Китайской стены.
Вооружение японской армии (и уж тем более союзных ей маньчжурских подразделений) было далеко не самым современным для своего времени. А по численности японцы с маньчжурами практически всегда уступали китайцам.
Однако вооружение китайских солдат в тех краях - было вообще почти смехотворным. Как правило это были мечи "дао", пистолеты и гранаты.
Ниже на фото вы видите бравых китайских вояк, на полном серьëзе размахивающих своими мечами - в 1933 году. Наверное самим себе они казались очень грозными и воинственными. Японцы непременно должны были испугаться...
Меч "дао", во всей своей красе.
Китайские солдаты марширующие по Великой Китайской стене (они использовали еë в качестве дороги).
Увы, японцы почему-то не спешили пугаться.
20 мая, под огнëм японских орудий и пулемëтов, китайцы отступили с последних удерживаемых ими участков Великой Китайской стены.
22 мая 1933 года, начались мирные переговоры между китайцами и японцами в городке Тангу (позже вошëл в состав города Тяньцзинь).
Японские требования были суровыми: создание 100-километровой демилитаризованной зоны южнее Великой Китайской стены от Пекина до Тяньцзиня, причём Стена должна остаться под контролем Японии. Гоминьдановским войскам не разрешалось появляться в этой зоне. Японские самолёты-разведчики получили право пролетать над ней для проверки соблюдения китайцами условий договора. Следить за порядком на этой территории должен был вооружённый лёгким стрелковым оружием "Корпус сохранения мира в демилитаризованной зоне" - специальное полицейское подразделение.
Два секретных пункта договора гласили:
1) В Корпус не могут вступать бывшие солдаты антияпонских формирований.
2) Вопросы, которые не может решить Корпус, должны решаться переговорами сторон.
Выбора у китайского правительства не было - не столько из-за военного поражения, сколько из-за того что в тылу, используя момент ослабления власти, резко активизировались коммунисты и прочие радикалы.
Официально Китай так и не признал независимость Маньчжурии, но по-факту смирился с еë утратой - равно как и с утратой провинции Жэхэ, которую японцы присоединили к Маньчжурии.
Таким образом операция "Нэкка", завершилась полным успехом для Японии
Общее руководство этой операцией, осуществлял Нобуёси Муто (на фото ниже) родившийся в семье самураев княжества Сага. В молодости, в звании капитана, этот человек дважды направлялся для работы в России, в качестве военного атташе (во Владивостоке и в Одессе). Он очень хорошо говорил по-русски, что весьма пригодилось позже, во время русско-японской войны.
По возвращении на родину (уже в звании полковника) получил пост в императорской гвардии.
В 1915—1916 годах Нобуёси Муто работал в Генеральном штабе.
А с 1917 года - в разведке.
Он возглавлял "Харбинское специальное агентство", действовавшее в Иркутске и Омске.
В 1919 году этот человек был начальником Японской военной миссии в Омске при Российском правительстве адмирала Александра Васильевича Колчака.
В 1921 году был командиром дивизии расквартированной на Дальнем Востоке.
Позже Нобуёси Муто активно участвовал в создании Маньчжурии, стал главнокомандующим армии этой новоявленной страны, одновременно занимая посты командующего Квантунской армией и губернатора Квантунской области.
В начале 1933 года Нобуёси Муто был произведён в маршалы - а в июле того же года умер от желтухи.
Посмертно ему был присвоен ранг дансяку (барон). Он получил Орден Золотого коршуна 1-й степени и Орден Восходящего солнца 1-й степени.
Между тем, Лига Наций направила в Маньчжурию специальную комиссию, для изучения обстоятельств "Маньчжурского инцидента" (о нëм подробно рассказано в предыдущей части), который привëл к вторжению японских войск в Маньчжурию.
Эти люди в течение двух месяцев занимались расследованием и сбором материалов.
Ниже на фото - комиссия на месте подрыва железной дороги.
Комиссию возглавлял Виктор Бульвер-Литтон из Великобритании (полное имя: Виктор Александер Джордж Роберт Булвер-Литтон, 2-й граф Литтон). Этот человек был сыном вице-короля Индии Роберта Булвер-Литтона, 1-го графа Литтонского. Он получил образование в Итонском колледже, и в Кембриджском Тринити-колледже. В 1902 году женился на Памеле Чичеле-Плауден, — в которую когда-то был влюблëн Уинстон Черчилль.
А в 1905 году Бульвер-Литтон стал президентом Эдинбургского клуба сэра Вальтера Скотта.
Помимо Литтона, в Комиссию Лиги Наций входили представители США (генерал Фрэнк Росс МакКой), Германии (доктор Хайнрих Шнее), Италии (граф Альдрованди-Марескотти) и Франции (генерал Анри Клодель).
Группа встретилась с представителями правительств Китая и Японии, а затем провела весной 1932 года шесть недель в Маньчжурии.
Ниже на фото - прибытие "Комиссии Литтона" в Шанхай. Литтон стоит в центре.
В итоговом заключении Комиссии было зафиксировано, что все японские действия были спланированной агрессией, а Маньчжурия признавалась территорией Китая.
Японское заявление о том, что Китай является дезорганизованным государством, не было признано весомым аргументом.
В докладе отмечалось, что Маньчжурия как государство создана по воле самой Японии, но без воли народа проживающего на данной территории.
Япония признавалась нарушительницей международных договоров и Устава Лиги наций.
В заключение комиссия предлагала различные варианты соглашений. Так, проблему Маньчжурии предлагалось интернационализировать, решать этот вопрос в рамках доктрины "открытых дверей", при этом учитывая интересы Японии, СССР и Китая.
Официальное оглашение "Отчёта Литтона" было назначено на 2 октября 1932 года.
После оглашения Отчёта на заседании Генеральной Ассамблеи Лиги Наций, когда общее мнение стало склоняться к объявлению Японии агрессором - японская делегация, возглавляемая послом Ёсукэ Мацуока, покинула её заседания.
27 марта 1933 года, Япония официально заявила о выходе из Лиги Наций.
Таким образом, японцы демонстративно хлопнули дверью и развязали себе руки для дальнейшей экспансии.
Во всяком случае так им казалось тогда.
На самом-то деле, Япония сделала шаг в пропасть. Но в ту пору сыны Микадо, в большинстве своëм, этого не осознавали...
Теперь посмотрите на фото ниже. Это Москва, угол улиц Воздвиженки и Моховой. В этом здании до 1938 года располагался Исполнительный комитет Коммунистического интернационала (ИККИ) — орган управления Коминтерна.
Вот как раз по рекомендации этой конторы (а рекомендации Коминтерна были равносильны приказу) 7 ноября 1931 года, в уезде Жуйцзинь провинции Цзянси, состоялся 1-й Всекитайский съезд Советов.
На этом съезде был избран Центральный исполком (ЦК).
11 сентября 1931 года, решением ЦК была официально учреждена Китайская Советская Республика и Временное Советское Правительство - на территории подконтрольной коммунистам.
Сразу же были приняты проекты Конституции Китайской Советской республики, земельного закона, закона о труде, об экономической политике, о строительстве Китайской Красной армии, о советском строительстве и другие.
Главой Временного Советского правительства (Совета народных комиссаров) был избран-назначен Мао Цзэдун.
Реввоенсовет республики (министерство обороны) возглавил Чжу Дэ.
Ниже на фотографиях - флаг и герб Китайской Советской республики.
Групповое фото руководителей Китайской Советской республики - включая Мао Цзэдуна и Чжу Дэ.
Военный парад в честь создания Китайской Советской республики. 1931 год.
Разумеется данная республика была провозглашена в горно-лесной глухомани, до которой просто не доходили руки у центрального правительства.
Но это была китайская глухомань - население которой составляло не менее пяти миллионов жителей (в первую очередь крестьян).
Гимном Китайской Советской республики стал "Интернационал", а девозом: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Ниже - банкноты Китайской Советской республики.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ВНИМАНИЕ!
Имеющие желание и возможность поддержать автора, могут перевести необременительную для них сумму на карту Сбера: 2202 2062 0209 1471
Или на телефон: +7 964 583-93-50
|
</> |