Я посмотрела трейлер. Он отталкивающий. Не те типажи, исторические
личности с трудом узнаются. Все какое-то чужое, фарсовое...
Фильм полностью теперь уже посмотреть не смогу. Запретили, отозвали
лицензию... Нет, не огорчена. После трейлера особого желания не
возникло. Хотелось только найти объяснение, что такое я уловила в
трех минутах "нарезки", если, не глядя, согласилась с Михалковым,
Бортко и Минкультом...
"Если говорить об исторических реалиях, фильм от них
очень далек. Самая большая историческая неправда – арест Берии
сразу же после похорон Сталина. Иосиф Виссарионович умер в марте, а
Лаврентия Павловича арестовали в конце июня. События, конечно,
развивались вообще не так, как показано, их серьезно замиксовали,
сжав несколько месяцев до нескольких дней. За это время Берия успел
объявить амнистию, выпустить заключенных, нормализовать ситуацию в
стране. Когда умер Сталин, лежал снег, а у них почему-то
лето.
Что касается правды характеров — и да, и нет. У
создателей «Смерти Сталина» явно были неплохие консультанты.
Некоторые типические стороны поведения героев схвачены очень
хорошо. Вечно колеблющийся Маленков в исполнении Джеффри
Тэмбора, очень живой Хрущев, которого сыграл Стив Бушеми, но
мелкости, подчеркнутой в фильме, у него, конечно, не было. Молотов
Майкла Палина — вообще не похож! Не был он сломленной личностью,
как и его жена Полина — та была очень сильной женщиной. Что
касается Булганина (Пол Чахиди), его темперамент вообще не
представлен, он здесь клоунская фигура. Дермот Кроули хорошо
схватил характер Кагановича: жестокий, резкий, волевой. Слабость
и запойность Василия Сталина удались актеру Руперту Френду, но его
поведение гротескное, как, впрочем, и у всех остальных. В одной
из сцен у них совсем комичные шапки и папахи — не знаю, специально
ли их так обрядили, но в реальности никто так не одевался. А
внешне, на мой взгляд, никто из актеров вообще не похож на свои
исторические прототипы.
Есть в фильме и откровенная ложь: показные убийства
постовых, горничных, охранников направо и налево. Такого не могло
происходить, это очень западный взгляд на историю. Все-таки
неугодных людей сначала арестовывали, пытали, потом приговаривали,
убить так цинично и откровенно было невозможно.
На мой взгляд, фильм балансирует на гране гротеска и
«клюквы». Персонажи — автоматы, а не живые люди. Для режиссера
они — безликая толпа, но это литературный прием из антиутопии, а не
реальность. Конечно, это не исторический фильм, он не имеет права
на это претендовать. Это фантазия на тему тех событий.
Сценаристам я благодарен за одно: они не стали включать
многочисленные конспирологические версии убийства, а рассказали
общепринятую версию.
В «Смерти Сталина» есть один кусочек настоящего кино: когда
снята толпа, идущая по мосту к дому Союзов, это буквально минута. И
после выстрелов снова начинается антиутопия в стиле Голливуда.
Очевидно, что Ианнуччи (режиссер - Н.Ш.) совсем не понимает
русских, здесь все слишком линейно. Понятно, что это гротеск, но в
данной теме он неуместен. Может, если бы съемки велись среди
декораций, было бы проще это воспринимать — здесь же мы видим
реальную Красную площадь, Колонный Зал и Мавзолей.
Я не отрицаю, что этот фильм – произведение искусства, он
интересен с эстетической стороны. Я точно буду про него еще
вспоминать, но одобрить его, как достоверную иллюстрацию к одному
из самых критических моментов нашей истории, я не могу. Наша
история — это наша любовь, а с любовью так обращаться
нельзя.
Я признаю право режиссера снимать подобное кино, но
выступаю против того, чтобы предлагать картину нашему зрителю, на
которого эта яркая, сочная игра может произвести впечатление и
отложиться как нечто реальное. Я как преподаватель сталкиваюсь
с результатами подобного: мои студенты часто уверены, что увиденный
ими облегченный поп-культурой вариант — это правда.
Изучение нашей истории требует длительного времени, после
которого невозможно подобное принять. Я не пожалел, что посмотрел
фильм — это любопытно. Но тех, кто им оскорбится, я тоже пойму —
они имеют на это моральное право." (Источник.)