Почему я думаю, что Навальный – агент Кремля?
kotsubinsky — 24.01.2021Материал под заголовком «А был ли
мальчик? Почему Навальный - проект Кремля, а не угроза
Путину» был опубликован в украинском журнале
«Фокус» 23 января 20201 года — https://focus.ua/opinions/472593-a-byl-li-malchik-pochemu-navalnyy-proekt-kremlya-a-ne-ugroza-putinu?fbclid=IwAR2iczHmEWBL1gtAa73yiv79r2D34YKazEeFLp9GpujjtJPx2GRRqqQi5tI
Скажу сразу – писать про Алексея Навального смысла нет. Просто потому что люди, глаза которым не застилают невидимые очки с самообманными светофильтрами, и так всё видят и понимают – притом с первых же всполохов «навальнинского чуда», которое накатило на российскую полит. поляну более 10 лет назад. Те, же у кого эти фильтры институционально вживлены, так и будут повторять, подобно мужу-рогоносцу из известного анекдота, восклицающему в ответ на рассказ о том, как его жена, после веселого пьяного вечера, скрылась из глаз частного детектива с неким мужчиной в спальне: «Ах!.. Опять эта проклятая неизвестность!..»
Просто иногда косвенных доказательств – более чем достаточно, чтобы не сомневаться в истинности того или иного предположения. Например, если до тебя люди прыгали с 12-го этажа и разбивались насмерть, есть серьезные основания предположить, что и тебя постигнет та же участь, если ты соберешься проверить релевантность данной гипотезы. И, соответственно, если кто-то говорит, что регулярно прыгает с 12 этажа, и ему «хоть бы хны», то, скорее всего, он говорит неправду. И ни с какого 12 этажа не прыгает. Даже если – подобно иллюзионисту Дэвиду Копперфильду – демонстрирует «наглядно» эти свои «смертельные трюки» с неизменно счастливым исходом.
Смысла писать про Навального нет ещё и потому, что написано о нём уже много, давно и достаточно. Лично я начиная с 2012 года, опубликовал с десяток пространных аналитических материалов. И что? А ничего. Кто изначально думал так же, как и я, те и сейчас так думают. Кто изначально входил с нарративом Навального в глубокий резонанс, те и сейчас входят. Единицы «со временем прозревших» – не в счёт.
И пишу я о нём лишь потому, что меня попросили друзья-журналисты из Украины, к которым я очень хорошо отношусь.
И отвечаю им коротко, по пунктам и, т.с., голословно, потому что плодить кубометры самоповторов, повторяю, смысла не вижу.
Сразу оговорюсь, что всё нижеследующее – это моё мнение, а не истина в последней инстанции. Так что можно считать, что каждый пункт начинается с сакраментального: «Как мне представляется». Итак.
1. Почему Навального нельзя считать оппозиционером?
Потому что он не выдвигал до сих пор (особенно в условиях массовой уличной активности, когда это имело хоть какой-то смысл) ключевого для оппозиионера требования – смены власти. Власть в России исторически одна: самодержавный правитель. То есть, начиная с 2000 года, это Путин. Не «партия жуликов и воров», а именно Путин. Нет лозунга «Путина в отставку!» – нет и оппозиционности. Поскольку этого лозунга в путинской России никогда и не было, в ней не было никогда и реальной оппозиции. Лозунг Навального «Он нам не царь!» – это симулякр, а не лозунг. «Путин – вор!» – это тоже просто кричалка-ругалка, а не призыв к действию. Поорали – разошлись. Как уже бывало много раз. И даже сегодня, обзывая Путина «жабой на трубе», разоблачая его 100-миллиардный дворец и призывая народ выходить под омоновские дубинки на улицы (при этом вновь, как множество раз до того, находясь не рядом с демонстрантами, а под очередным административным задержанием), Навальный ни о какой отставке Путина не заикается. А даже если сегодня, когда на улицы выйдут, притом далеко не 120-200 тыс. человек, и потребуют отставки президента, то просто угодят под дубинки м очередное «Болотное дело». И общество вновь затихнет на долгое время, усвоив очередной полицейский мастер-класс.
2. Почему Навального нельзя считать борцом с коррупцией?
Потому что борьба с коррупцией – это не просто болтовня про «жуликов и воров», пусть даже с фактами в руках. Это борьба с системой, её порождающей.
Если же на протяжении более 10 лет только рассказывать обществу о том, с какими нарушениями закона оно живёт и процветает, но при этом ни разу не предложить ни единого способа демонтажа коррумпированной политической системы, кроме УГ – «умного голосования» на заведомо фейковых выборах, если на протяжении этих же 10 с лишним лет «ни одно животное при съемках фильма не пострадало», т.е. ни одно расследование не закончилось уголовным делом или хотя бы громкой отставкой – значит, это была не борьба с коррупцией. Это было реалити-шоу под видом реальности, смысл которого – лишь в том, чтобы развлечь народ и отвлечь его от мыслей о реальной, а не диванно-виртуальной борьбы за политическую свободу и прозрачность всей системы власти и бизнеса.
3. Почему то, что делает Навальный по факту укрепляет путинский режим, а не ослабляет его?
Потому что под видом реального конфликта с властью Навальный предлагает конфликт замещённый: по форме и по целям. По целям: борьба с коррупцией вместо борьбы с президентско-самодержавным государственным устройством. По форме – «УГ», разоблачения без последствий и дурацкие митинговые кричалки вместо требования отставки самодержавного правителя и проведения после этого свободных выборов на всех уровнях.
Азы конфликтологии гласят: замещенные, то есть мнимые конфликты не разрушают, а укрепляют систему. Например, многие семьи не разводятся только потому, что периодически ссорятся и выражают друг другу враждебность. Покричали – и снова совет да любовь. Не потому что муж и жена глупые или грубые. А потому что так устроен человек. Накопилась негативная энергия – нужна разрядка. Авторитарное общество тоже так устроено. Накопилась протестная энергия против сволочной власти – нужно либо анекдоты потравить, либо над Камеди-клабом поржать, Семёна Слепакова с Дмитрием Быковым послушать. На худой конец, пострелять слюной в монитор, глядя на то, как сатрапы в очередной раз вяжут «несгибаемого Лёху», наконец, выйти на площадь и посотрясать воздух. А потом – успокоиться еще на пару лет. И так до следующего слива. А Путин тем временем меняет уже третий десяток лет правления. И ещё столько же отмотает!
4. Почему Навального нельзя считать героическим одиночкой?
Потому что у Навального всегда был и есть ресурс. Даже на самых ранних этапах это были десятки тысяч долларов – что признавал, в частности, передававший Навальному эти средства ещё один мутный (как мне представляется!) персонаж большой путинско-сурковской интермедии, «независимый политтехнолог» Станислав Белковский. Потом Навального и его структуры стали практически открыто финансировать российские либо «околороссийские» олигархи (как это происходит со всеми институционально укорененными информационно-оппозиционными структурами путинской России).
Что приключается с теми олигархами, которые пытаются финансировать оппозицию «без спроса» – наглядно показала история с Михаилом Ходорковским, оттарабанившим на зоне за «злостное непослушание» 10 лет.
Равным образом наглядно история демонстрирует, что бывает с теми, кто кажется Кремлю действительно опасным или, как минимум, неугодным политическим активистом. Эти люди либо покидают этот мир при различного рода загадочных (вариант – вполне очевидных) обстоятельствах, либо садятся на долгие сроки, а потом навсегда исчезают с горизонта – за границу (как тот же Ходорковский), в политическое небытие (как Сергей Удальцов) или же на тот свет (как Сергей Мохнаткин). Третьего не дано.
А точнее, третье дано только одному оппозиционеру – Алексею Навальному, которого ни штык не берет, ни тюрьма! И которого чуть ли не любовно пестует сам же Кремль. Ещё в 2010 году, когда Навальный выступил со своим первым «вытащенным из рукава» сенсационным 4-миллиардным разоблачением «Транснефти», президент РФ стоически произнес: «Нужно проверить, если миноритарий чем-то недоволен. Хотя заинтересованность миноритария понятна – его интересует увеличение дивидендов. Но проверить нужно. Пусть прокуратура проверит, другие проверяющие органы». «Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!», – как сказал бы по этому случаю Даниил Хармс. Вот какие высокие отношения, оказывается, в России у Кремля с оппозицией! А вы что думали?
Дальше – больше. Навальный – один из организаторов митингов и шествия на Болотной. Многие в итоге этих беспорядков сели на несколько лет в тюрьму. Многие – но не организатор Навальный.
Затем, в июле 2013 года, после продолжительного судебного реалити-шоу, Навальный получил 5 лет колонии, и уже на следующий день – по жалобе прокуратуры! – был отпущен под подписку о невыезде для… участия в кампании по выборам московского мэра. Как видите, нет предела размеру огурцов в наших магазинах, где сама грозная прокуратура борется за право осужденных оппозиционеров (правда, одного только) беспрепятственно участвовать в политической жизни! Сам Навальный в интервью заявил, что его выпустили по приказу Путина.
Потом реальный срок превратился в условный. Потом было еще несколько условных сроков и множество нарушений условий их отбывания. Была организация оппозиционных митингов. Были сенсационные видеоразоблачения навальнинского «Фонда борьбы с коррупцией».
И не было ни одной замены условного срока настоящим. И не было ни одного покушения, не кажущегося – при ближайшем рассмотрении – частью всё того же спектакля.
Была запущенная какими-то хулиганами в глаз зелёнка, после чего Навальный лично, по его словам, позвонил в Кремль и, будучи условно осуждённым, отправился в Швейцарию и Испанию на лечение.
Была поездка условно осужденного с семьёй в США и многое другое, с чем, прямо скажем, редко сталкиваются российские зеки, особенно политические.
Одним словом, вряд ли стоит ещё что-то припоминать, чтобы понять очевидное: Навальный – часть, притом весьма драгоценная, той самой системы, с которой делает вид, что решительно борется, по факту бессрочно (как было показано выше) продлевая ей жизнь.
5. Почему нелепо думать, что Кремль не расправляется с Навальным, потому что боится его?
Как минимум, потому что смешно думать, что не испугавшийся поссориться со всем Западом из-за Крыма Кремль устрашится санкций из-за посадки оппозиционера-одиночки.
А еще потому, что всякий раз, когда начинало казаться, что звезда Навального закатываться, интерес общественности к нему моментально схлопывался.
После вынесения ему реального приговора в 2013 году на улицы Москвы вышли, притом довольно разрозненно и вяло, не более 10 тысяч человек.
Когда разнеслась информация, что Навального отравили, на улицы вышло по всей России всего несколько одиночных пикетчиков, что удивило наблюдателей на Западе, но мало удивило людей в России, привыкшей доверять только самодержцам – тем, кто способен «сам себя держать», то есть держаться «божественным провидением», неважно, правитель это или оппозиционер – царь Борис или Лжедмитрий.
Так что «страх перед Навальным» – сказка, которую сам же Кремль регулярно подпитывает, сперва раскручивая, что есть сил, навальнинский пиар, а затем делая вид, что испугался неминуемого гнева народного, если что случится с «главным российским оппозиционером».
6. Зачем Навальный Кремлю?
Во-первых, как уже было сказано выше, Навальный для Кремля и Лубянки – это «свой парень», пасущий оппозицию (эдакий О’Брайен из «1984») и регулярно сливающий протест в безопасный для Кремля улично-сетевой коллектор – как это, без сомнения, произойдет и на этот раз, по случаю «дворцового» разоблачения Самого – в итоге чего общество просто через какое-то время смирится с тем, что у Путина есть то, что и положено иметь самодержцу, и ничего с этим не поделаешь! (Как оно смирилось в свое время с «инфой», слитой всё тем же Белковским о том, что у Путина – якобы активов на $40 млрд.).
Во-вторых, Навальный, вполне возможно, рассматривается, как реальный преемник Путина в том случае, если окажется, что нынешний президент РФ (о, ужас!) не вечен.
В этом случае неизбежны будут свободные выборы, ибо фейковые можно проводить только в условиях уже сидящего на троне самодержца. А на свободных послепутинских выборах будет иметь шанс победить только сертифицированный «Антипутин». Поэтому очень важно, чтобы Лубянка заблаговременно озаботилась его производством и прокачиваением.
Как я понимаю, она этим озаботилась ещё в 2000 году, когда «протагонист» этого грандиозного спектакля стал президентом РФ, а «антагонист» вступил в партию «Яблоко» и начал простраивать свою шумную и уникально удачливую оппозиционную карьеру»...
Даниил Коцюбинский