Почему всё же отказались от ношения доспехов?

топ 100 блогов karabai9626.12.2023
Почему всё же отказались от ношения доспехов?

Проблема отказа от массового ношения защитного снаряжения в Новое Время часто упрощается до формулы "огнестрельное оружие побеждает стальную броню". Но археологические и документальные данные говорят нам, что это не совсем так, а точнее, совсем не так просто.

Несомненно, введение в массовый военный обиход длинноствольного огнестрельного оружия (традиционно именуемого в историографии мушкетом) сыграло не малую роль в эволюции доспехов - с 1520 по 1540 годы радикально изменилась форма нагрудника кирасы, утратившего гордую округлую грудь в пользу острого "брюшка". Эта мера отразилась и на силуэте гражданского костюма, тоже получившего из короткого и силуэта с высокой талией слегка оттянутый к паху дублет. Связывается эта модификация с желанием во-первых, создать больше острых углов на нагруднике и тем самым повысить возможность соскальзывания снаряда с тела (напомню, что для защиты от стрел и холодного оружия нагрудник уже в XIV веке сделали выпуклым на уровне грудной клетки), а во-вторых, чтобы увеличить площадь основной пластины кирасы, тем самым повышая ее общую возможность распределять ударную нагрузку.

Под влиянием вызова, брошенного огнестрельным оружием, изменилось и внутренне содержание доспеха. Если в XV веке закалка пластин была важным и дорогостоящим элементом в производстве доспеха, то в XVI и особенно XVII веках каленые пластины становятся редкостью (см. Alan Williams The Knight and the Blast Furnace: A History of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages & the Early Modern Period. 2003). Вместо закалки и жесткости начинает цениться вязкость стали, позволяющая гасить энергию пуль за счет деформации. Конечно же, при этом растет толщина и масса нагрудника, в некоторых случаях доходящая до 4 мм на центральном ребре. Это конечно сказывается и на выносливости и на комфорте при ношении доспехов.
Но немаловажно здесь и то, что технологии XVI века, особенно его второй половины, позволили сделать доспехостроение поистине массовым. Арсеналы большинства крупных европейских городов на 70-80% состоят именно из доспехов, сделанных после 1540х годов. Например в одном только австрийском Граце выставлено несколько тысяч единиц защитного вооружения эпохи раннего нового времени.

Уже одно это должно заставить нас усомниться в идее отказа от доспехов по причине появление массового огнестрельного оружия - ведь оно вполне ощутимо выступило на полях сражений уже в первой половине XVI века. И будь доспехи настолько бесполезны, к XVII веку они бы исчезли как явление, но пока что мы видим обратную картину. Несомненно, они несколько изменились, подстроившись под новые условия, но не спешили уходить с полей сражений.
Но изменилась сама война. Если в прошлые века наиболее выразительным и заметным действующим лицом битвы был тяжелый всадник, рыцарь - элитный воин, с детства воспитываемый для боя верхом, знающий множество сложных приемов обращения с конем и копьем, возможно и неплохой фехтовальщик (хотя этот навык получали отдельно и за немалые деньги), то на смену ему в Новом Времени приходит кавалерист, встроенный в систему, в которой каждый род войск выполняет свои задачи по требованию командира.

Разница здесь кроется в следующем: война средних веков была подчинена задаче развернуть рыцарскую конницу для удара по противнику. Если этот удар проходил успешно, то битва превращалась в погоню и добивание врага (например на Донском побоище). Если нет, требовалось отступление и новая попытка удара, либо, в худшей ситуации - рыцарская конница несла потери, несовместимые с продолжением атаки (например как в бите при Куртрэ и многих сражения Столетней войны). Для решения этой задачи пехота и стрелки были нужны только в качестве прикрытия маневра и охраны обозов и лагерей, то война Нового Времени, опираясь на окрепшую экономику городов, наемные армии и желание повысить управляемость на поле боя, ввела совсем иные правила игры.

Дисциплина, которую несли за собой наемные пешие войска еще со времен войны Швейцарской Конфедерации за независимость от Священной Римской Империи показала в том числе и то, что массовому солдату просто не нужно носить тот же объем доспехов, какой нужен рыцарю-индивидуалисту, который может оказаться в гуще врагов, да и взять их в действительно массовом понимании было не от куда - сталь была и оставалась очень дорогим удовольствием на протяжении всех Средних веков. Пехотинец силен не своим доспехом, а тем, как хорошо он держит строй и слушается команды. От стрелы его конечно защитит шлем и простой нагрудник, а все прочие проблемы решаются длиной его пики, а не крепостью брони. Когда же речь заходит о стрелках, их безопасность вообще полностью лежит на правильности маневра и своевременности залпа. Стрелок в XVI и особенно XVII веках должен находится вне досягаемости холодного оружия противника, в этом его сила и успех на поле боя.

Поэтому, когда речь заходит об армиях нового времени, мы можем наблюдать скорее не отказ от доспехов как неэффективного элемента снаряжения, а смену тактического акцента, при котором колонна/баталья/терция пикинеров при поддержке стрелков может получить преимущество перед тяжелой кавалерией, а тяжелой кавалерии приходится адаптироваться под новые условия, осваивая навыки стрельбы (так появляется рейтар), фланговых атак строя пехоты (так появляется кирасир) и противодействия новым родам кавалерии, для чего в армиях остается наиболее близкая к старому рыцарству форма тяжелого кавалериста - "копейщик". Все они при этом продолжают носить доспехи, те самые, о которых мы говорили ранее. Но не являясь основной силой армий, просто отходят на второй план на поле боя, а значит ее экономические потребности сводятся к минимально необходимым, то есть обеспечению оружием, конем и главным элементом доспеха - кирасой и шлемом. Остальное оставалось на откуп самому военному. Конец XVII века приносит нам и постепенный отказ от пики как оружия сдерживания кавалерии, а вместе с этим и отказ от последних признаков бронирования пехоты - весь вся она становится стрелковой и она же - ударной. (Тухачевский М.Н. Избранные произведения. 1964. стр. 169).

И конечно, напрашивается вопрос: ведь если пехота стала основной ударной силой армий и на нее теперь было обращено внимание и полевой артиллерии, и дула мушкетов, и новомодные штыки-багинеты, неужели доспехи не могли ввести снова? И тут мы упираемся уже в экономический фактор - многократно возросшая массовость армий и необходимость долгих переходов и маневров на поле боя просто не оставляют места кирасам и шлемам - металлургия большинства стран была уже настроена на массовое производство мушкетов и пушек, но никак не доспехов. Стоит помнить и то, что потери от мушкетного огня в XVII и XVIII веках были относительно невелики, встречаются цифры от 3 до 5% боевых потерь при залпе со дистанции ближе 100/

Солдаты же XVIII века, при попытках нарядить их в доспехи, сбрасывали их быстрее, чем успевали дойти до поля боя. Ведь это не богатые наемники прошлого, которые могли себе позволить ехать на собственных лошадях и везти доспехи в личных обозах. Экономика нового времени нагрузила солдата всем необходимым до краев ранца и отправила маршировать десяток-другой миль за световой день. И любая кираса тут была бы только отягчающим фактором, при этом статистика ранений, которые солдат мог наблюдать вживую на примере своих товарищей, вероятно подсказывала ему, что попадания в область, защищенную кирасой, слишком редки, чтобы тратить силы на ношение брони...

Рискнем подвести итог:

отказ от доспехов из-за введения огнестрельного оружия это неправильная трактовка развития военного дела Нового Времени;
стальные доспехи продолжали использоваться и достаточно успешно даже в XIX веке, но оставались на вооружении редких кавалерийских частей, которым могли действительно пригодиться на поле боя (вспомним кирасир при Ватерлоо и знаменитую фразу "стреляйте по лошадям, у всадников кирасы!");
стреляющая пехота, став основой армий, просто не имела потребности в доспехах, а моменту, когда она становится еще и ударной ее частью, произвести нужное количество доспехов становится невозможно и не выгодно. Для целей прорыва и штурма начинают выделять особые отдельные отряды гренадер и гвардии, готовых идти на подобный риск.
Итак, упрощая вышесказанное можно действительно выразить этот этап в эволюции военного дела через формулу "приход огнестрельного оружия привел к отказу от массового ношения доспехов", но важно понимать, что взаимосвязь между этими явлениям кроется совсем не в силе свинца, пробивающего толстые стальные пластины, а в экономике войны, которая противопоставила дорогим латам элитных всадников массовые плотные построения и столь же плотный огонь мушкетов.

На илл-иях: 1) Кираса, прошедшая проверку из пистолета. нач. XVII века
2) Общие принципы эволюции профиля европейских кирас с 1420 по 1620 годы. 3) Арсенал Граца. Большая часть доспехов относится к рубежу XVI и XVII веков. 4) Испанская терция отражает атаку голландской кавалерии. Нач. XVII века. Кисти Питера Мёленера

Автор: Вадим Сеничев

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фото: Iran Human Rights 21.09.2011, Иран | Вот так вчера рано утром в пригороде Тегерана вешали 17-летнего Алирезу Молласолтани. Вешали, как обычно в Иране, изуверски — на стреле подъемного крана, чтобы человек умер не сразу, а еще помучился. По версии ...
Достичь просветления и познать дзен в шуме невозможно. А где взять тишины на этой шумной планете, в обители ураганов и шоуменов? Я люблю тишину, но в городе тишина приходит исключительно с глухотой. Этой весной я практически оглохла на одно ухо. Если левое заткнуть, правое роли не ...
                      …. устроил дружище katmoor В последнее время много уже говорили о том, что укры поворачивают оглобли. Правда, вот что возможно, сама аудитория состоит не ...
В культуре чиму, носители которой входили в состав империи Чимор, процветавшей на северном перуанском побережье в XIV-XV вв., как и во многих других древних американских культурах очень любили котегов. Их вышивали на ковриках , делали кубки из дерева , изготавливали фигурные сосуды , ...
Единственное, что раньше помогало мне в жизни не застрять в амплуа героя... Или нет, не так. Героем я быть никогда не хотела, однако ж имела к этому склонность:  шашку наголо, на коня вскочить, и понеслась в неравный бой за справедливость! - это мне всегда казалось легче, чем тихо сид ...