Почему в Усть-Каменогорске два вокзала

топ 100 блогов chasogor30.10.2023

Станция Защита

Турксиб в наших краях был построен в основном к 1931 году, а линия на Лениногорск от Барнаула ещё строилась. В сам город Усть-Каменогорск не сразу проложили дорогу, хотя южнее была ветка-узкоколейка от станции Усть-Каменогорск до Зыряновска, построенная ещё во времена освоения Зыряновских рудников.

На схеме советского периода видно, что основная дорога Турксиба шла от Рубцовска на юг через Чарск, а от Локтя отходила ветка на восток — в сторону Рудного Алтая: Усть-Каменогорска, Лениногорска, Зыряновска.

схема железных дорог Восточного Казахстана
схема железных дорог Восточного Казахстана

Наконец, лениногорская ветка соединилась с зыряновской, которую переложили на стандартную ширину, и в этом месте была построена станция Защита по имени посёлка, сохранившегося со времён Российской Империи. Вокзал Защита был построен в 1950-х годах.

станция Защита до реконструкции
станция Защита до реконструкции
карта Усть-Каменогорска с железными дорогами и вокзалами
карта Усть-Каменогорска с железными дорогами и вокзалами
Откуда у посёлка такое необычное название – Защита? В XVIII – XIX вв. при строительстве и укреплении Иртышской военной линии Сибирского казачьего Войска активно применялись так называемые тогда маяки и защиты. Защита чаще всего представляла собой укреплённое земляным валом или лесом четырёхугольное сооружение, в котором находился запас продовольствия, фуража и боеприпасов. В защитах располагался небольшой гарнизон, который постоянно нёс караульную службу на вверенной территории. С течением времени, когда край был замирен, укрепление превратилось в маленький посёлок с  названием Защита.А в качестве маяков использовался природный рельеф. Таким маяком в окрестностях посёлка Защита являлась гора Орёл, с которой были видны места, откуда мог появиться неприятель. Источник.

На горе Орёл я так и не побывала, раньше было некогда заниматься походами по городу. Хотя теплилась мечта – взойти на Орёл. Полистала интернет: есть такие любители взбираться туда, что не так уж и сложно: высота над уровнем моря 400 метров, а если идти от посёлка Опытное поле – вообще чуть-чуть подняться, и вот скалистая вершина. Судя по фотографиям и отзывам побывавших там, место изрядно замусорено, и камни исписаны обсценной лексикой.

Нашла несколько видов, сделанных велосипедистом. Вершина Орла — каменистая.

панорама с горы Орёл
панорама с горы Орёл

Вид с горы на город, Иртыш и те самые Монастыри вдалеке, которые я сфотографировала вблизи, подъезжая к городу на поезде.

Всю жизнь я уезжала в дальние страны со станции Защита и возвращалась домой сюда же. Это был главный вокзал города с автобусным и трамвайным сообщением. Здесь даже имелась комната с койками для ночлега, так как главный поезд – Москва-Лениногорск прибывал в час ночи, и не все пассажиры успевали на дежурный автобус.

чемодан, вокзал, сессия
чемодан, вокзал, сессия
таким был вокзал Защита и перрон в 1975 году
таким был вокзал Защита и перрон в 1975 году

Ука-вокзал

Только один поезд – Алма-Ата-Зыряновск шёл дальше Защиты на станцию Усть-Каменогорск, которую в народе называли всегда и сейчас называют Ука-вокзал. Поезд шёл в основном по территории Казахстана, но на севере заворачивал через станцию Локоть на ветку от Барнаула, чтобы попасть на Защиту и в Усть-Каменогорск. Другой дороги не было, и эта была одноколейной и весьма извилистой, в соответствии с рельефом местности.

Когда мы с мамой жили уже не на проспекте, а в городе, то я из командировок из Алма-Аты приезжала на Ука-вокзал с ящиком апорта, мы тут жили недалеко от этого вокзала.

Ука-вокзал – конечная остановка нескольких городских автобусов и трамваев. И совсем неприметное здание вокзала, на котором никто обычно не задерживается, ибо его статус всегда был пригородным, местным.

вид со стороны перрона: даже не написано название станции
вид со стороны перрона: даже не написано название станции

Но сейчас, когда построили новую ветку КТЖ от Чарска до Усть-Каменогорска, поезд из Алма-Аты стал ходить напрямую, по территории Казахстана. И сначала он останавливается на Ука-вокзале, а потом идёт на Защиту, но большинство пассажиров выходит, естественно, в городе.

И вот кажется мне, что вокзальчик-то уже не соответствует новому пассажиропотоку. Здесь ведь ещё и автовокзал! Требуется реконструкция не только здания, но и всей площади. И нигде на здании не написано, что это вокзал и что это Усть-Каменогорск. Над входом написано «автовокзал».

остановка у вокзала
остановка у вокзала

Ука-вокзал всё тот же: разбитые бордюры, асфальту тридцать лет как минимум. Народ вывалил из вагонов, все разбегаются по своим маршруткам. Куча автобусов, на табличках платформ обозначены направления, среди которых увидела и нужный мне Большой Нарым. Но я рано обрадовалась, об этом расскажу позже.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Скорее всего, что  первый " тосканский " вкус , который ощущает рот туриста в любом общепите Тосканы, определяют кростини с  куриной печенкой. Поэтому я выбрала фото с подобным моментом, чтобы рассказать о мероприятии, на котором можно было попробовать&n ...
Если вы регулярно следите за публикациями в блогах, то ощущение, будто яблочную компанию кто-то специально сливает проплаченными публикациями. Естественно это не так. Конкурентам даже платить не надо, правду все и так пишут. А она не очень приятная. Даже я, будучи истинным фанатом эппл, тр ...
В пятницу с утра голландские триколоры приспущены над правительственными зданиями в Гааге и Амстердаме, над муниципалитетами и провинциальными советами, над многими жилыми домами. Накануне вечером премьер-министр Марк Рютте, срочно вернувшийся из Брюсселя, объявил национальный траур. За ч ...
Настоящий мужчина… - любит тещу с силой прямо пропорциональной квадрату расстояния до нее; - об армии вспоминает с теплотой, но только после пятой рюмки и исключительно о втором годе службы; - имитацию оргазма считает уголовным преступлением, попадающим под статью ...
Хороший знакомый-коллекционер ЭЛТ прислал историческую фотографию вида на основной корпус Московского электролампового завода (что на Электрозаводской улице) во время наводнения 1931 года. Я так понимаю, что реки Яуза и Москва были причиной столь тотальных наводнений в то время. Но потом ...