Почему в современной России так мало великих людей?

Сейчас в социальных сетях очень много рассуждений на предмет того, почему нигде на горизонте нет никаких выдающихся фигур с полководческими дарованиями.
Одни говорят об «отрицательном отборе», другие о том, что в мирное время им взяться неоткуда…
На самом деле вопрос прост. Я расскажу о нем на исторических примерах. В древней Римской республике был такой политический деятель Гай Юлий Цезарь. Политик он был заметный. Но один из множества. Славу ему принесла галльская война. После завоевания Галлии он вернулся в Рим и через некоторое время стал диктатором.

Французской республикой в конце XVIII века правила директория. И как и в Римской республике правительство вовремя не «задвинуло» перспективного военачальника Наполеона Бонапарта.
А парень оказался способным: сначала он громил врагов на европейском континенте, потом в Египте. Вернулся в ореоле славы и скоро стал императором.

И подобных примеров не счесть…
Каждый талантливый полководец непременно был властолюбив, тщеславен и имел множество иных недостатков.
Это подсказывало всем правителям, что если видишь перспективного, умного офицера с амбициями, то задвинь его подальше, туда куда Макар телят не гонял. Пусть в борьбе за быт истратит годы, силы и тихо сопьется, не наломав дров.
Это подсказывало, что во главе такого острого инструмента как армия, нужно ставить человека глупого, безвольного и предсказуемого. Например, Николай II страстотерпец не стал мудрить и поставил военным министром, а потом командующим Маньчжурской армией в русско-японской войне. А.Н. Куропаткина. Тот благополучно проиграл всё, что мог, вернулся битым и самодержавию ничем не угрожал.
Царь оценил и во время первой мировой войны назначил Куропаткина командовать Северным фронтом. С тем же результатом.

То есть, схема работает просто: правитель боится и ставит во главе армии безвольного угодника и лизоблюда. Тот, понимая, что никакими талантами не обладает, боится своих заместителей и ставит на эти должности людей ещё бездарней себя. Заместители ищут себе в помощники ещё более бездарных и так формируется офицерский корпус армии.
Всякой армии. Вне зависимости от того красная она, белая, немецкая или русская.
Есть, правда, и другие примеры. Александр I терпеть не мог полководца М.И. Кутузова. Но когда Великая общеевропейская армия стала подходить к Смоленску, опального Кутузова вернули в войска. И войну закончили в Париже.

Другой пример маршал Г.К Жуков. Изначально было видно, что великий полководец имеет дрянную натуру. Но Сталин сделал его заместителем Верховного главнокомандующего. Жуков надежды оправдал и войну закончил в поверженном Берлине. И, зная, что делал Жуков после войны, а особенно после смерти Сталина, нет никакого сомнения, что он попытался бы повторить опыт Цезаря и Наполеона, будь у него для этого возможность.

Впрочем, это касается не только военного дела. Есть очень талантливые, но неудобные артисты, писатели, ученые. Можно, конечно, сказать: «Других писателей у меня для вас нет!» и дать работать неудобным, но талантливым. Но это риск!
А можно за разговорами о стабильности и величии страны тридцать лет показывать Аллу Пугачеву. Её дочку. Её мужей. Всех, по очереди. Новых любовниц бывших её мужей. Родственников своих мужей и родственников мужей дочери…

Можно создать великое кино о войне, которое никто смотреть не будет. И объявить создателя этого кино великим. И посадить его регулярно вещать на ТВ…
Предсказуемо, безопасно, удобно. Но выдающихся полководцев не будет, киношедевров не будет, внятной идеологии не будет. Да и плевать: нам ведь нужны не великие потрясения, а Великая Россия! Так ведь?
