Почему в современной России не желают возродить Комитет народного контроля
Сообщество "Русские мы" — 26.11.2011
Разговоры о боьбе с коррупцией достигли такой страсти, что политики готовы публично порвать друг друга. Дебаты на" Россия1" Жириновского и Хинштейна превратились в банальную перепалку типа, у кого в партии больше воров и убийц.
Власть придумывает и оглашает все новые и новые способы борьбы с нерадивыми и продажными чиновниками, один другого изощреннее, но по каким-то причинам они не эффективны на практике.
Вспомним СССР. Я не помню отдельного закона о госслужащих в то время, их деятельность в основном регламенировалась УК и должностными инстукциями, а также Постановлениями Совмина СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС(профсоюзы). Существовала неотвратимость наказания. Так проштрафившийся чиновник подлежал партийной оценке, на него заводилось персональное дело. Как первое предупреждение выносилось партийное взыскание, причем публично и заносилось в карточку. Чиновника не увольняли, его воспитывали, постоянно тыкая этим выговором и угрожая исключением из рядов КПСС. Сегодня правонарушителей от "ЕР" , например, просто выгоняют и он трудоустраивается сам или просто возвращается в свой бизнес. Это слабое наказание, по сравнению с общественным порицанием и публикацией в СМИ. Советский чиновник вместе с партбилетом, как правило, лишался и свободы, о трудоустройстве на какое-нибудь значимое место и говорить не приходится. Приведу пример. В 1986 году инструктор Ленингрдского горкома КПСС приобрел в комиссионном магазине в отделе некондиционных товаров телевизор "Радуга" со скидкой. Этот телеприемник был специально испорчен на заводе, но не очень сильно, и продан этому инструктору по звонку. Починить его было, учитывая не серьезность дефекта, просто. Кто-то стукнул в горком и в течении 4-х часов мужика выперли из Смольного даже не дав переобуть сменку. Никто его потом на работу не смел взять, так и пропал где-то в младших научных сотрудниках.
Сегодня не следует выдумывать "большое", "малое" правительство, комиссий, комитетов, отделов, групп, палат и т.д., плодящих бюрократов и горы бесполезных бумаг. Нужно восстановить прекрасную и авторитетную организацию "Народный контороль". Напомню, что существовал комитет народного контроля СССР, областные, городские, районные комитеты. В Ленинграде штат комитета насчитывал всего 12 человек. Всеи проверки проводились внештатными инспекторами с привлечением правоохранительных органов и экспертов. Этого комитета чиновники и хозяйственники боялись пуще огня. НК имел право наказывать штрафом в размере 3 окладов, который не подлежал отмене никаким судом, ходотайствовать перед вышестоящей организацией об увольнении виноватого, а также пердавал дела в парткомиссию партконтроля для вынесения наказания членам партии. Никакой идеологии. Сухие цифры ущера и все. Нарушил чиновник должностную инструкцию и будь любезен получи. А если в вертикали не было проверок, то получат и вышестоящии начальники. Граждане охотно писали в эту инстанцию и получали ответ о принятых мерах. Это забыли. Круговой поруки там не было, ибо проверку делали люди, никак не зависимые от проверянмых. 12 человек в страхе держали город. Вот так. Разумеется они были не в состоянии охватить множество дел, но еще живы те, кому крепко попало за нарушения при строительстве пивзавода "Балтика", пуске завода "ПарнасМ", деятельности Октябрьской железной дороги, строительстве дамбы, торга "Леновощ" и многих других. Отчего бы это не возродить? Институт народного контроля с привлечением граждан для проверок и вынесения решения достаточно эффективное средство и самое что ни на есть демократичное образование.