Почему «усатый нянь» пропал с экранов: Две жизни Сергея Проханов...
amarok_man — 10.10.2023

Уже почти 30 лет этот актер не снимается в кино, а в конце
1970-х гг. его имя гремело на всю страну, ведь он создал одного из
самых самых узнаваемых и любимых в народе киногероев – обаятельного
Кешу Четвергова в фильме «Усатый нянь». Многие запомнили его также
по фильмам «Молодая жена», «Тайна Снежной Королевы» и «Гений».
Правда, роль, ставшая его визитной карточкой, сыграла с ним злую
шутку. Поэтому на пике популярности Сергей Проханов принял решение
оставить актерскую профессию ради другого дела, которое до сих пор
считает главным в своей жизни…

Сергей Проханов в фильме *Ох уж эта Настя!*, 1971 | Фото:
kino-teatr.ru
В детстве Сергей Проханов мечтал о музыкальной карьере, но
после неудачи на первом же вокальном конкурсе он отказался от этой
мечты. К тому же в это время его увлекли занятия в театральной
студии, и он решил связать свое будущее с актерской профессией. С
первой же попытки ему удалось поступить в Щукинское училище, а
после его окончания он был принят в труппу Театра им. Моссовета.
Еще во время учебы Проханов начал сниматься в кино и вести
развлекательные программы на телевидении. С первых же ролей у него
сформировалось амплуа «своего парня», обаятельного, веселого,
активного и неунывающего. Его звали играть или пионервожатых в
детских фильмах, или молодых рабочих в производственных драмах. К
25 годам он успел сыграть более 10 подобных ролей
Кадр из фильма *Быть человеком*, 1973

Сергей Проханов в фильме *Веселый калейдоскоп*, 1974
Всесоюзная слава пришла к нему после главной роли в фильме
«Усатый нянь», где он сыграл безалаберного хулигана, которого
отправили на работу в детский сад с целью перевоспитания. Режиссер
Владимир Грамматиков долгое время не мог отыскать актера, у
которого получилось бы найти контакт с двадцатью детьми, ведь с
ними ему предстояло общаться и в кадре, и за кадром на протяжении
всего съемочного процесса. К тому же актер должен был уметь играть
на гитаре и петь. И вдруг оказалось, что обаятельных, поющих,
талантливых претендентов достаточно много, но никто из них не мог
справиться с детьми
Сергей Проханов на съемках фильма *Усатый нянь*, 1977
И тут на пробы пришел 25-летний Сергей Проханов. Режиссеру он
сначала показался чересчур самонадеянным, ведь с порога заявил: «Я
знаю, вы ищете героя. Можете больше не искать. Это я!» Как
оказалось, для этой уверенности в себе были все основания. Его
отправили в комнату к малышам и оставили на несколько минут. И ему
удалось то, с чем не смогли справиться все остальные претенденты.
Через 10 минут в комнате воцарилась тишина, а когда режиссер туда
заглянул, он увидел Проханова, который извивался на полу, изображая
молчаливую рыбу, а все дети повторяли за ним его действия. С первых
же минут дети увлеклись игрой с ним и прониклись к нему симпатией.
На съемках происходило то же самое: кадры с малышами выглядели так
достоверно, потому что они вели себя, как в обычной жизни,
воспринимая все происходящее как веселую игру

Дети так поверили Сергею Проханову и так к нему привязались,
что когда в финале фильма его героя Кешу по сценарию забирали в
армию, некоторые из них совершенно искренне расплакались, прощаясь
со своим любимцем. Интересно то, что тогда актер действительно
получил повестку и должен был оправиться на службу.

Доснять фильм к этому моменту не успевали, и съемки нужно было
отложить. В последний момент судьбу фильма и его главного героя
решил маршал Василевский – дед жены Проханова. Благодаря его
вмешательству актера не забрали в армию, и работу над фильмом
удалось завершить
После этой роли на молодого актера обрушилась невероятная
популярность. Плакаты с его портретом были расклеены по всей
Москве, у кинотеатров перед показом «Усатого няня» выстраивались
километровые очереди, в городах СССР, куда Проханов приезжал на
творческие встречи, собирались полные стадионы. Однако у этой
медали была и обратная сторона. Позже Сергей Проханов признавался:
«Усатый нянь» сколько мне дал, столько, наверное, и забрал. То есть
уж слишком приклеилось – Кеша, усатый нянь. Лейбл такой, который не
очень давал мне развиваться… Много хороших ролей ушло к другим
актерам, а мне на всю оставшуюся жизнь досталось амплуа разбитных
«Вась» в пролетарских кепках… Поэтому в театре мне удалось больше
сделать»
Сергей Проханов в фильме *Тайна Снежной Королевы*, 1986

Сергей Проханов и Анна Каменкова в фильме *Молодая жена*,
1978
После этого фильма режиссеры действительно засыпали его новыми
предложениями, но все они были однотипными. Сергей Проханов,
несмотря на десятки киноработ, рисковал навсегда остаться актером
одной роли. И он давал согласие на съемки в тех случаях, когда
видел в своих героях что-то новое, не похожее на Кешу Четвергова.
Спустя год ему посчастливилось получить такую роль, которая стала
еще одной его творческой вершиной и вывела за рамки амплуа
«славного парня»
Сергей Проханов и Анна Каменкова в фильме *Молодая жена*,
1978
Хотя в фильме «Молодая жена» Сергею Проханову досталась роль
второго плана – бывшего жениха главной героини, его персонаж
получился ярким и запоминающимся. И хотя это был отрицательный
герой, предатель и подлец, актер радовался возможности воплотить на
экранах образ, кардинально отличающийся от Кеши. Правда, съемки в
этом фильме оставили у актера не только приятные воспоминания. По
сюжету, героиня Анны Каменковой должна была влепить своему бывшему
жениху пощечину, и эта сцена все никак не казалась режиссеру
правдоподобной. Он попросил актрису ударить партнера по-настоящему,
наотмашь. Чем она и занималась 5 дублей подряд. Рука у нее
оказалась тяжелой, и Проханов после этого оглох на одно ухо на 3
дня! Тем не менее позже он называл роль в фильме «Молодая жена»
одной из самых любимых своих киноработ
Сергей Проханов в фильме *Гений*, 1991

Кадр из фильма *Гений*, 1991
В 1980-х гг. он продолжал сниматься, но это были вновь роли
механизатора, шофера, студента-безбилетника, монтера путей и т. п.
Самой яркой стала его последняя киноработа – спекулянта Костика в
фильме «Гений». Сергей Проханов настолько убедительно
перевоплотился в мошенника, что после выхода фильма на экраны
«криминальные элементы» принимали его на улицах за своего. Актер
рассказывал: «Я там такого неприятного типа должен был сыграть, а
это не очень подходит под мой характер. Да к тому же мне надо было
«предать» Абдулова, который в жизни мне – хороший друг. Я сказал
режиссеру: «Давайте меня как-нибудь накажем, а то зрители не
простят мне предательства их кумира»… Но, несмотря на мою неприязнь
к роли, я даже на какое-то время стал любимцем бандитов. Однажды на
светофоре криминальные типы вытащили меня из машины и поволокли к
себе – им хотелось выпить водки с Костиком. Я еле от них
отбился!»

Однако в начале 1990-х гг. кино снимать перестали, к тому же
интересных новых ролей Проханову давно не предлагали, и он все так
же для большинства зрителей оставался «усатым нянем». Тогда он
решил навсегда попрощаться с кинематографом. С тех пор началась его
вторая жизнь, полностью посвященная театру. Если раньше режиссеры
руководили им на съемочной площадке, то теперь он сам руководил
всем творческим процессом
Сергей Проханов с участниками детской актерской студии при
Театре Луны
В начале 1990-х гг. Сергей Проханов создал при театре
творческий кооператив «Маскарад», а затем стал директором и
художественным руководителем созданного им «Тетра Луны». Ежегодно в
нем готовили новые спектакли, пьесы для которых писал и
перерабатывал сам Проханов. Кроме того, он открыл при театре студию
для детей «Маленькая Луна», а в конце 1990-х гг. занялся
педагогической деятельностью, став руководителем курса в Российской
академии театрального искусства
Основатель, директор и художественный руководитель *Театра Луны*
Сергей Проханов
https://kulturologia.ru/blogs/171120/48172/