Проблема даже не в том, что у кого-то есть, а у нас нет. А
в том, что Россия отстает в освоении одного из самых перспективных
и эффективных средств вооруженной борьбы – беспилотной авиации. А
ведь за ней, считают эксперты, будущее. Беспилотный аппарат может
летать выше, дальше, дольше и с более высокими перегрузками, чем
пилотируемый самолет. Да и потери «железа» менее чувствительны, чем
человеческие потери.
«МК» уже писал об этой проблеме
и о некоторых российских разработках. Некоторые из этих проектов
катастрофически затянули по разным причинам. То не было нужного
отечественного двигателя или электроники, то неверно рассчитали
бизнес-план, то перешли дорогу влиятельному конкуренту.
В результате в области беспилотной авиации ударного класса
у нас больше уголовных дел, чем летающих образцов.
Так произошло, например, с проектом аппарата «Альтаир» или
«Альтиус» массой 4-5 тонн, за который взялось казанское КБ
имени М.П.Симонова. Кончилось все возбуждением уголовного дела
против гендиректора и передачей проекта в Уральский завод
гражданской авиации, что под Екатеринбургом. Когда дело дойдет до
готовых образцов – большой вопрос.
Похожая история произошла в Рыбинске, где у КБ «Истлан»
отсудили почти готовый проект беспилотника «Корсар» и передали его
в КБ «Луч», входящий в концерн «Вега».
В наибольшей степени готовности, пожалуй, проект «Орион»
или «Иноходец». Опытные аппараты массой в одну тонну даже успели
побывать в Сирии. Но пока на вооружение не приняты. Летом один из
аппаратов во время испытаний упал под Рязанью. В
2019 году впервые показали широкой публике еще одно запоздалое
детище нашего авиапрома – тяжелый беспилотник «Охотник-Б» фирмы
«Сухой». Но этот проект тоже в начале пути. И еще, как минимум,
несколько лет наши ВКС его не увидят.
Эксперт в области беспилотных систем Денис
Федутинов ранее сказал «МК», что проблема с отсутствием
отечественных двигателей для беспилотников решается медленно.
«Консолидированное в рамках холдинг «ОДК» двигателестроение как
будто пытается не замечать ее наличия», - добавил он.
В то же время, военный эксперт, редактор журнала
«Арсенал Отечества» Алексей Леонков назвал «МК» другую, на
его взгляд, более важную причину нашего отставания в беспилотной
тематике.
-У нас был готовый ударный беспилотник фирмы «Туполев»
Ту-300 «Коршун», - сказал Алексей Леонков. – Он был протестирован и
проверен в деле, применял вооружение, которое находилось у него на
борту. Испытан на полигоне. Все цели поражены с высокой точностью.
Руководство «Туполева» объявило, по-моему, в 2007 году, что работа
будет продолжена и доведена до логического конца. Аппарат должен
был завершить испытания, получить литеру «О1», а затем литеру «О»,
то есть разрешение на серийное производство. Но вмешались «внешние
силы», которые стали лоббировать проект «Охотник» фирмы «Сухой». И
туполевский проект приостановили.
Это готовый ударный аппарат, который был сделан на основе
отработанных в КБ «Туполев» решений. Напомню, туполевцы еще в
советское время создали один из первых в мире беспилотных аппаратов
«Рейс». Отдельная эскадрилья беспилотных разведчиков стояла на
территории Германской Демократической Республики и сводила с ума
стратегов НАТО, поскольку аппараты добывали уникальные
разведдданые, при этом натовские системы ПВО даже «не мяукала». То
есть не видели их.
Кстати, в США и НАТО понимали, что если мы догадаемся на
них что-нибудь подвесить, то такой удар предотвратить никто не
сможет.
Полеты этих наших беспилотников очень сильно их напрягали,
и американцы именно поэтому начали свои беспилотники создавать. Так
что пионерами беспилотной авиации являемся мы. Но былые заслуги в
военном деле ничего не стоят, если нет новых достижений.
-А с чем сегодняшние наши проблемы
связаны?
-Тема беспилотной авиации в 90-е годы была брошена.
Затем ею начали заниматься все, кому не лень. Разные фирмы и
фирмочки начали с нуля осваивать новую тематику, а чаще - по новой
изобретать велосипед. Потом началась схватка за бюджетные деньги.
Фирмы начали судиться друг с другом, пошли уголовные дела против
руководителей КБ и предприятий. Коммерческие игроки появились.
Драка шла не за то, чтобы продвигать новые модели, а за то, чтобы
«сесть на бюджет». Вот в чем причина.
Так что решения у нас были, но никто не был заинтересован
продвигать их. В итоге имеем то, что имеем. То есть
ничего.
https://www.mk.ru/politics/2020/01/06/pochemu-nasha-armiya-do-sikh-por-bez-udarnykh-dronov-voyna-firm-za-byudzhet.html