Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу

топ 100 блогов nathoncharova26.11.2024
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Корабли были и остаются очень своеобразным видом техники. Их форма, размеры и внешний вид сильно зависят от выполняемых функций и перевозимых грузов, а некоторые из них выглядят совсем уж странно. Впрочем, общего у них тоже много. Например, ходовая рубка находится на корме, хотя по привычной логике ей самое место на носу, где обзор лучше. Это очередной дизайнерский ход или здесь кроется нечто большее?

История и современность
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Румпель - руль в виде рычага./ Фото: wikipedia.org

Капитанский мостик находится на корме практически с того самого момента, как большая лодка превратилась в более или менее оформившийся корабль. И с самого начала здесь всё дело было в практичности. Ещё со времён лодок на корме находился руль, управлял ею рулевой (кормчий), а потом кто-то додумался вместо румпеля установить уже более близкий к современности штурвал. Именно тогда появился помост для рулевого, а впоследствии на мостике обосновался и капитан (отсюда и название). С возвышения капитанского мостика он управлял судном, мог следить за парусами и действиями команды и видел всё, что творится на борту. Впоследствии расположение капитанского мостика стало классическим и сохранилось даже на кораблях с паровыми машинами, поскольку внизу находилось машинное отделение и с ним было удобно переговариваться через голосовые трубы.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Мостик на пароходе Queen Mary./ Фото: wikipedia.org

Строго говоря, ходовая рубка — понятие современное, а появилось оно сравнительно недавно, вскоре после того как мостик вместе с капитаном перенесли в помещение ради большего комфорта. Туда же перекочевал рулевой и экипаж, ответственный за управление судном. Именно с этого момента можно отсчитывать историю кораблей в их современном виде. И случилось это ближе к концу XIX века, причём впервые на военных судах.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Ходовая рубка круизного лайнера./ Фото: vuzopedia.ru

С развитием кораблестроения появилось много типов судов, и ходовая рубка обосновалась на корме, на своём традиционном месте, где изначально и находился капитанский мостик в его первоначальном смысле. Правда, назначение у кораблей было разное, и в целом ряде случаев ходовая рубка оказалась в средней части судна, а то и вовсе на носу. Так почему и где она находится?

Ходовая рубка на корме
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Контейнеровоз, рубка на корме./ Фото: naked-science.ru

Как и во времена паровых машин, когда команды машинистам передавались при помощи голосовых труб, между ходовой рубкой и машинным отделением протянуты различные коммуникации. Правда, их количество выросло в геометрической прогрессии, и они стали гораздо сложнее, поэтому чем короче расстояние между машинным отделением и рубкой, тем лучше. И монтаж проводить проще, дешевле получается, да и технических ограничений куда меньше. Не менее важная причина для размещения ходовой рубки на корме – это более удобное управление судном. Сама по себе рубка поднята над уровнем палубы на приличную высоту, и во время маневрирования капитан со своего рабочего места может воочию видеть всё происходящее. Таким образом он может контролировать ситуацию, следить за выполнением приказов и окружающей обстановкой, а в случае экстренной необходимости он может быстро отреагировать и исправить ситуацию.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Вид из рубки грузового судна./ Фото: fleetphoto.ru

Ещё одна причина подобной компоновки – в правильном размещении. Во-первых, остаётся больше места для перевозимого груза, поскольку машинное отделение занимает один объём с рубкой. Во-вторых, весь экипаж живёт и работает в одном и том же месте, поэтому не нужно беспокоиться о создании лишних инженерных коммуникаций. Подобную компоновку имеют большинство коммерческих судов – сухогрузы, наливные танкеры, контейнеровозы и прочие. Таким образом удаётся максимально освободить пространство для груза и оптимизировать управление судном.

Ходовая рубка в носовой части
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Круизный корабль./ Фото: goodfon.ru

В целом ряде случаев ходовая рубка находится в передней части судна, а причин тому много: плохой обзор с кормы, забота о безопасности экипажа и пассажиров, а также выполнение специфических задач судном. К примеру, ходовая рубка находится на носу на всех круизных лайнерах. Причиной тому – целый дом на корабле, состоящий из неимоверного количества палуб и экзотических построек, созданных для развлечения пассажиров. Из-за них экипаж практически ничего не видит из рубки, а поднять её слишком высоко не получится физически. На борту находится слишком много людей, поэтому капитану приходится быть крайне аккуратным во время маневрирования, и хороший обзор в этом случае имеет жизненно важное значение.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Военный корабль./ Фото: fonwall.ru

С военными кораблями ситуация аналогичная. Здесь капитану тоже нужен обзор, хоть и для выполнения совсем других задач, а мешают при этом не дворец для размещения пассажиров, а многочисленные антенны, разнообразное оборудование и многочисленное вооружение, размещённое на палубе.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Шторм, вид из рубки./ Фото: dzen.ru

Конечно, у любого расположения имеются свои недостатки, и перенос рубки в носовую часть связан с определёнными неудобствами для экипажа. Качка здесь ощущается гораздо сильнее, чем на корме, и с этим приходится мириться. К тому же многое зависит от назначения судна и выполняемых им работ. К примеру, у немалого числа буксиров ходовая рубка находится вообще посредине, а борта очень низкие, чтобы обеспечить максимально удобный обзор со всех сторон.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Назальные спреи и поведенческие вмешательства в сравнении с обычным лечением острых респираторных заболеваний в первичной медико-санитарной помощи: рандомизированное, контролируемое, открытое исследование в параллельных группах Назальные спреи и полоскания являются наиболее ...
Несправедливо. Человек пьет запоями. А денег куры ни клюют. А по России таких полно. Моего приятеля Юру крайне возмущал тот факт, что некоторые люди не работают, как он, по 12 часов, на 2 работах, и имеют отличные деньги. Но это еще полбеды. Главное, что они пьют запоями. К ним даже ...
Года три назад я услышал песню «Медленно» в исполнении Ани Лорак. Потом вышел клип. Всё замечательно и здорово. Но очень запала одна фраза: « ты красиво считаешь до ста ». Вопрос был у меня вполне естественный «Это как?». И вот недавно нашел в сети объяснение. Но перед этим, подборка ...
ФБ у меня прикольный. Для работы заведен. Но. Подкидывает ПРОКРАСНОЕ https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=577221359331567&id=576993702687666 П ентхаус в  Москве на улице Косыгина 19/1 (объединенные квартиры 23,24,25 ) 475 кв метров ! Продается с 70 % скидкой от начальной цены ...
СУПу превед! Сначала в инстаграме и в пёсбуке, а в жужу уж потом. ...