Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу

топ 100 блогов nathoncharova26.11.2024
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Корабли были и остаются очень своеобразным видом техники. Их форма, размеры и внешний вид сильно зависят от выполняемых функций и перевозимых грузов, а некоторые из них выглядят совсем уж странно. Впрочем, общего у них тоже много. Например, ходовая рубка находится на корме, хотя по привычной логике ей самое место на носу, где обзор лучше. Это очередной дизайнерский ход или здесь кроется нечто большее?

История и современность
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Румпель - руль в виде рычага./ Фото: wikipedia.org

Капитанский мостик находится на корме практически с того самого момента, как большая лодка превратилась в более или менее оформившийся корабль. И с самого начала здесь всё дело было в практичности. Ещё со времён лодок на корме находился руль, управлял ею рулевой (кормчий), а потом кто-то додумался вместо румпеля установить уже более близкий к современности штурвал. Именно тогда появился помост для рулевого, а впоследствии на мостике обосновался и капитан (отсюда и название). С возвышения капитанского мостика он управлял судном, мог следить за парусами и действиями команды и видел всё, что творится на борту. Впоследствии расположение капитанского мостика стало классическим и сохранилось даже на кораблях с паровыми машинами, поскольку внизу находилось машинное отделение и с ним было удобно переговариваться через голосовые трубы.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Мостик на пароходе Queen Mary./ Фото: wikipedia.org

Строго говоря, ходовая рубка — понятие современное, а появилось оно сравнительно недавно, вскоре после того как мостик вместе с капитаном перенесли в помещение ради большего комфорта. Туда же перекочевал рулевой и экипаж, ответственный за управление судном. Именно с этого момента можно отсчитывать историю кораблей в их современном виде. И случилось это ближе к концу XIX века, причём впервые на военных судах.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Ходовая рубка круизного лайнера./ Фото: vuzopedia.ru

С развитием кораблестроения появилось много типов судов, и ходовая рубка обосновалась на корме, на своём традиционном месте, где изначально и находился капитанский мостик в его первоначальном смысле. Правда, назначение у кораблей было разное, и в целом ряде случаев ходовая рубка оказалась в средней части судна, а то и вовсе на носу. Так почему и где она находится?

Ходовая рубка на корме
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Контейнеровоз, рубка на корме./ Фото: naked-science.ru

Как и во времена паровых машин, когда команды машинистам передавались при помощи голосовых труб, между ходовой рубкой и машинным отделением протянуты различные коммуникации. Правда, их количество выросло в геометрической прогрессии, и они стали гораздо сложнее, поэтому чем короче расстояние между машинным отделением и рубкой, тем лучше. И монтаж проводить проще, дешевле получается, да и технических ограничений куда меньше. Не менее важная причина для размещения ходовой рубки на корме – это более удобное управление судном. Сама по себе рубка поднята над уровнем палубы на приличную высоту, и во время маневрирования капитан со своего рабочего места может воочию видеть всё происходящее. Таким образом он может контролировать ситуацию, следить за выполнением приказов и окружающей обстановкой, а в случае экстренной необходимости он может быстро отреагировать и исправить ситуацию.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Вид из рубки грузового судна./ Фото: fleetphoto.ru

Ещё одна причина подобной компоновки – в правильном размещении. Во-первых, остаётся больше места для перевозимого груза, поскольку машинное отделение занимает один объём с рубкой. Во-вторых, весь экипаж живёт и работает в одном и том же месте, поэтому не нужно беспокоиться о создании лишних инженерных коммуникаций. Подобную компоновку имеют большинство коммерческих судов – сухогрузы, наливные танкеры, контейнеровозы и прочие. Таким образом удаётся максимально освободить пространство для груза и оптимизировать управление судном.

Ходовая рубка в носовой части
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Круизный корабль./ Фото: goodfon.ru

В целом ряде случаев ходовая рубка находится в передней части судна, а причин тому много: плохой обзор с кормы, забота о безопасности экипажа и пассажиров, а также выполнение специфических задач судном. К примеру, ходовая рубка находится на носу на всех круизных лайнерах. Причиной тому – целый дом на корабле, состоящий из неимоверного количества палуб и экзотических построек, созданных для развлечения пассажиров. Из-за них экипаж практически ничего не видит из рубки, а поднять её слишком высоко не получится физически. На борту находится слишком много людей, поэтому капитану приходится быть крайне аккуратным во время маневрирования, и хороший обзор в этом случае имеет жизненно важное значение.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Военный корабль./ Фото: fonwall.ru

С военными кораблями ситуация аналогичная. Здесь капитану тоже нужен обзор, хоть и для выполнения совсем других задач, а мешают при этом не дворец для размещения пассажиров, а многочисленные антенны, разнообразное оборудование и многочисленное вооружение, размещённое на палубе.
Почему у одних кораблей рубка расположена на корме, а у других - на носу
Шторм, вид из рубки./ Фото: dzen.ru

Конечно, у любого расположения имеются свои недостатки, и перенос рубки в носовую часть связан с определёнными неудобствами для экипажа. Качка здесь ощущается гораздо сильнее, чем на корме, и с этим приходится мириться. К тому же многое зависит от назначения судна и выполняемых им работ. К примеру, у немалого числа буксиров ходовая рубка находится вообще посредине, а борта очень низкие, чтобы обеспечить максимально удобный обзор со всех сторон.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В конце 1948 года высший командный состав вооруженных сил СССР встречал на аэродроме под Москвой иностранного гостя из дружественной Корейской Народно-Демократической Республики. По трапу с военного борта быстро спустился совсем молодой человек в форме, махнул рукой и тепло пожал руку ...
...
Насколько я успел заметить, активность одного государственного учреждения, деятельностью которого всегда живо интересуется спецбригада другого государственного учреждения, после летнего затишья снова понемногу оживляется. То ли с каникул и тёплых морей народ к сентябрю домой ...
Путинские идеологи истово борются с идеологической гегемонией США. "США нам экспортируют свои ценности" — вопят идеологи. Нельзя ли узнать полный список этих ужасных ценностей? Свобода слова? Уважение к законам? Право на честный суд? Кажется, всё? Любых законов, кстати, которые сами напиши ...
Пробую себя в качестве критично настроенного Клиента-блогера. Начинаю получать удовольствие от идиотизма тех, кто что-то делает для меня. Это опасное чувство - борюсь как могу, но фактура идет сама в руки. Сегодня обновил мобильное приложение LiveJournal - обещали лечение проблем. В ...