
Почему у «Демона» Врубеля павлиньи перья?


Однако в моем рассказе пойдет речь только о второй картине, потому что, если вглядеться, очевидно — «Демон сидящий» крыльев не имеет или как-то хитро их спрятал.

«Демон сидящий» (1890)
Быть может, крылья отсутствуют из-за того, что образ Демона еще не окончательно сформировался в фантазии художника (он будет возвращаться к нему много раз). А еще мне в позе задумавшегося печального Демона видна визуальная параллель к статуе "Мыслитель" Родена (1880-2), который, еще вдобавок, не просто так сидел изначально, а на Вратах Ада.
А вот в «Демоне поверженном» крылья явно есть, и они составляют важную часть живописного полотна.

Автор фото Дм. Казаков
И, несомненно, это именно отливающие золотом, изумрудами и сапфирами павлиньи перья.

На заднем плане видны лиловые Кавказские горы, ведущие свою историю из поэмы Лермонтова

Врубель придал их своему Демону, в первую очередь, конечно, по художественным соображениям. Это невероятно красивое сочетание оттенков, характерное и для эпохи модерна глобально, и для самого Врубеля персонально. Он очень любил эту гамму. Эти цвета он искал везде, где мог, и часто брал из природы.
Например, для "Жемчужины" (1904) Врубелю позировала морская ракушка вида Haliotis iris, подаренная М. Волошиным (см. аналог на 2-м фото).


Совершенно предсказуемо, что Врубель обратил внимание на такую популярную природную тему, как павлиньи перья. Стиль модерн очень любил эту птицу, во-первых, из-за изысканного сочетания зеленого и синего, причем с таинственным блеском, а во-вторых, из-за извивов и струящихся линий.
Павлиньи дизайны эпохи модерна









Итак, элемент, казалось бы, такой предсказуемый, однако Врубель пришел к павлиньим перьям у Демона не сразу. Ну ладно, у "Сидящего" крыльев вообще не видно.
Но еще же был «Демон летящий» (1899, ГРМ). Однако взглянем внимательней: в нем дальнее, верхнее крыло просто однотонно черное или коричневое, а ближнее — однотонно синее.


Однотонны перья и в графических иллюстрациях к поэме Лермонтова начала 1890-х годов.



Кроме того, что павлиньи перья в крыльях падшего ангела просто красиво смотрятся, и поэтому ясно, зачем Врубель к этой идее пришел, тут имеется и более глубокая подоплека.
Оказывается, павлин с давних пор ассоциируется с Дьяволом. Недаром до сих пор многие верят, что держать дома перья — плохая примета.
Павлин связан с Дьяволом, потому что Люцифер был низвергнут с небес из-за своей гордыни. А красавец-павлин, распускающий свой хвост, в христианском искусстве является символом эмблемы и тщеславия. С этой целью его иногда изображают в картинках про Семь смертных грехов, еще он может сопровождать Змея-искусителя в Эдемском саду. У этого Змея даже иногда рисовали хохолок, как у павлина. Павлиний хохолок иногда рисовали Дьяволу и в случае, если он был человекоподобным (в виде черта).
А еще у павлина мерзкий голосок, отнюдь не ангельский.
Гравюра "Адам и Ева" Альбрехта Дюрера (1504)


Дьявол с павлиньим хохолком, фрагмент "Изенгеймского алтаря" М. Грюневальда

Христианство, как известно, родилось на Востоке, где павлины ценились не за экзотику, а за красоту, и были царскими птицами, населявшими сады. Поэтому ранние христиане относились к павлинам хорошо, изображали их в своих мозаиках, считали символом Воскресения. У "хороших" ангелов изначально тоже бывали их яркие многоцветные перья (именно поэтому у ангелов в сценах Благовещения XV века они радужные).(См. K. Harris. From the Divine to the Diabolical:The Peacock in Medieval and Renaissance Art, 145 страниц, англ. яз.)
Но со временем эта традиция сошла на нет.
Быть может, это осознание, что "павлиньи перья — это плохо" как-то связано с влиянием Востока: в зороастризме ангел с павлиньими крыльями — только один. И это безусловно Князь тьмы. (См. Green, N. Ostrich Eggs and Peacock Feathers: Sacred Objects as Cultural Exchange between Christianity and Islam).
Напомню, что представителей этой крайне древней восточной религии, езидов, многие называют "дьяволопоклонниками". Главу ангелов там зовут Малак Тавус, что буквально переводится как "ангел-павлин". Изображения птицы очень распространено у этих верующих и служит мощным оберегом.
Современные изображения зороастрийского Ангела-Павлина по имени Мелек-Таус



А в исламе павлин был вторым помощником Иблиса (Сатаны), кроме Змея, в соблазнении Евы. Поэтому когда курды отправляют кого-то к черту, они говорят "иди к павлину" (Bi tawuse har a). И не зря в суфизме павлин символизирует страсть и похоть. (См. Garnik Asatrian and Victoria Arakelova. Malak-Tāwūs: The Peacock Angel of the Yezidis).
Иблис (в левом нижнем углу) посылает змея и павлина к Адаму и Еве

Теперь осталось доказать, что в промежуток между 1890-ми годами и 1902 годом, временем создания «Демона поверженного», Михаил Врубель узнал про связь Сатаны и павлина.
Никаких сложностей для него это не представляло бы: люди Серебряного века очень увлекались всякими восточными сюжетами и мифологиями. (Тем более, что езиды живут в Иране, т.е. в Персии, с которой у Российской империи вообще была общая граница). Кстати, основателем зороастрийской религии вдохновлялся Ницше при написании своего бестселлера «Так говорил Заратустра» (1885). А Хлебников несколько позже считал этого основателя «своим духовным прадвойником».
Николай Калмыков. "Серафим" (1916). У этого безумного художника и ангелы похожи на демонов.

Николай Калмыков. "Тамара и демон" (1917)

Серебряный век питал дикий интерес к мистицизму, оккультизму, различным граням образа Сатаны. Именно тогда возникла теософия и прочий нью-эйдж, именно напитавшись этим воздухом Булгаков напишет свой знаменитый роман. (См. Слободнюк С.Л. "Идущие путями зла..." Древний гностицизм и русская литература 1880-1930-х гг. СПб, 1998).
Вернемся к павлину. Вот Николай Гумилев в 1908 году (шесть лет спустя после создания нашей картины), исламскую легенду про роль павлина в Грехопадении точно знал. Вот его стихотворение "Рассвет":
Змей взглянул, и огненные звенья
Потянулись, медленно бледнея,
Но горели яркие каменья
На груди властительного Змея.
Как он дивно светел, дивно страшен!
Но Павлин и строг и непонятен,
Золотистый хвост его украшен
Тысячею многоцветных пятен.
Молчаливо ждали у преддверья;
Только ангел шевельнул крылами,
И посыпались из рая перья
Легкими, сквозными облаками.
Сколько их насыпалось, белея,
Словно снег над неокрепшей нивой!
И погасли изумруды Змея
И Павлина веерное диво.
Что нам в бледном утреннем обмане?
И Павлин, и Змей - чужие людям.
Вот они растаяли в тумане,
И мы больше видеть их не будем.
Мы дрожим, как маленькие дети,
Нас пугают времени налеты,
Мы пойдем молиться на рассвете
В ласковые мраморные гроты.
***
Найти, где именно или от кого конкретно Врубель узнал про павлинья перья Сатаны, было бы здорово. Мне не удалось. Но это точно случилось.
И благодаря этому мы имеем ошеломительную по краскам картину!
Этюд к "Демону поверженному"

А Валерий Брюсов посвятил ей строки:
...И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
|
</> |
