Почему современные адаптации показывают нам неправильную Ирен?
sherlock_series — 09.01.2013source
Ирен Адлер - героиня всего лишь одного рассказа о Шерлоке
Холмсе, но это не помешало ей стать одним из главных персонажей в
Холмсовском каноне. В последнее время современные
интерпретаторы представили нам свои образы мисс Адлер. Но, в чем-то
улучшенные, "боевые" Ирен двадцать первого века - в
определенным смысле более консервативны, чем дойлевский оригинал
века девятнадцатого.
Современный зритель считает
Ирен необыкновенной, потому что она была необыкновеннее самого ШХ.
Он выделил ее - “Эта Женщина", потому что для него,
"рыцарствующего" женоненавистника, она превзошла и
затмила остальных представительниц слабого пола. Для нас она на
мгновенье затмила самого Холмса, раскусив и одурачив его. И
появившись лишь в одной истории, она запомнилась читателям больше,
чем кто-либо другой, за исключением Ватсона и Мориарти.
Неудивительно, что мисс Адлер вновь и вновь появляется в каждой
современной холмсовской франшизе. Она - в фильмах Гая Ричи и в
"Скандале в Белгравии" "Шерлока". Нынешние авторы превращают
исключительность Ирен в нечто еще более сенсационное,
активнодействующее и чувствующее, чем было когда-либо написано
Дойлем. Однако, современная Ирен намного консервативнее, чем была
во времена АКД.
Вспоминаем сейчас знаковые сцены с Ирен в обеих современных
экранизациях - когда она обнажается перед Холсмом, желая сбить его
с толка. Это так в духе искусительницы, отлично выглядит на экране,
но в этом не так уж много смысла. Оригинальная мисс Адлер была
более умна и последовательна, она знала лучший способ обставить
Холмса - и это был не секс.
"Скандал в Богемии" раскрывает нам характерные черты, присущие
Ирен, как персонажу. Она не великий сыщик, но способна критически
оценить ситуацию, заметить, что идет не так и действовать
быстро. Также, благодаря театральному прошлому, она настолько
специалист в маскировке и перевоплощении, что даже величайший
пропагандист наблюдения-а-не-просто-видения не смог узнать ее и ее
голоса, хоть и наблюдал их какой-то час назад. В течение всей
истории она владеет ситуацией: командует "парадом", угрожает
монархии, находит себе лучшую любовь, обретает простое
женское счастье выходит замуж и исчезает, когда
желает закончить игру с Холмсом и его сиятельным клиентом.
Рассказ показывает нам, насколько похожи умом Ирен Адлер и Холмс.
Они оба раскрывают замаскированных (Холмс - короля, Ирен - его
самого), оба распознают западню, когда видят ее, оба неравнодушны к
театральным перевоплощениям.
Но гораздо важнее, "Скандал" выявляет слабую сторону Холмса как
детектива - склонность видеть в людях худшее. (Вспоминаем "Желтое
лицо": ошибка ШХ, не привыкшего иметь дело с порядочными людьми;
"Норбери" :) )
В этом и фишка "дела Ирен Адлер" - она совершенно честный человек.
Даже король, с его вескими причинами бояться, полностью поверил в
ее порядочность после обещания не появляться в королевской жизни. В
этом и заключается то, чем история АКД опережает свое время. То,
что гораздо больше просто победы над сыщиком.
Еще более впечатляют созданные АКД необычный, ломающий условности,
самоопределяющийся характер и история любовных побед - АКД
замечает, что Ирен очаровывала каждого мужчину в поле зрения. Эти
особенности мисс Адлер не говорят о низости, криминальных
наклонностях или же о слабом интеллекте. Они не выглядят как
инструменты золотоискателя, не создают образ расчетливой
соблазнительницы, жаждущей излить свою очевидную роковую
сексуальность на героя. Ирен Адлер - нешаблонная, умная и
инициативная, соблазнительная. Женщина с такими характеристиками
действительно лучшая из лучших.
Не совсем так в современных Шерлоках. И у Ричи, и у Моффата
Иренне просто восхитительная особа с любовью к
детективам детективным историям и приключениям. В
фильмах Ирен - брачная аферистка и воровка; хотя так и не
объясняется, зачем ей понадобились обе профессии. В сериале -
Доминатрикс, перебивающаяся шантажами и участвующая в международных
террористических заварушках (на темной стороне). Обе
Ирен полагаются в большей степени на секс и преступные способности.
Обе нацеливают свою сексуальность на героя, что чревато... И у них
обеих гораздо больше неприятностей... В то время когда Ирен (АКД)
независима, другие две - пешки Мориарти. Ирен (Ричи) -
нечто среднее между девочкой на побегушках и секс-приманкой для
Холмса. Ирен (BBC) - часть закрученного заговора раскрытия
государственных тайн террористам, с шантажом Британского
правительства и с последующим обогащением мисс Адлер персонально.
Звучит серьезно и зловеще, но лишь до финальной сцены, в которой
она признается, что ничего бы не смогла сделать без
Джима.
Можно понять современных авторов. Добродетельную, счастливо
замужнюю леди, вовремя исчезнувшую, трудно втянуть в паутину
интриг. И понятно, что мисс Адлер трудно вклеить как союзника в
повесть о борьбе команды Холмс+Ватсон с величайшим криминальным
гением.
Но даму-мастера маскировки, способную одурачить самого Великого
Детектива, способную по желанию сменить пол, можно было
использовать в экранизациях. В "Игре теней" сыщики пытались
раскрыть превосходно замаскированного цыгана-убийцу. Ирен (АКД)
очень бы пригодилась в этой сцене.
Что касается Ирен в "Шерлоке" - это было очень быстро, но это было
лучшим воплощением влюбленной женщины, безнадежно влюбленной.
Особенно, с учетом того, что в сериале уже была Молли.
Это правда, что Ирен Адлер у АКД не совсем современна. Без сомнений
АКД написал ее свадьбу с целью показать, что она благополучно
разрешила свою ситуацию с мужчинами. И переодевание в мужчину - не
совсем обычное в повседневной жизни - не новость в литературе
(с легкостью вспоминаем шекспировских героинь).
Но современные Ирен - нравственно опустошенные марионетки,
использующие свои женские чары, отправляя мужчин во власть
инфернального повелителя - и справедливо караемые за это. Все пути
ведут к Еве. Это очень, очень устаревшие женщины в глубоко
устаревших историях. И предоставленные им плеть или возможность
ударить не изменяют архетипа. Для этого нужно что-нибудь посильнее.
Хотя зачем озабочиваться этим, когда Ирен Адлер обнажается перед
камерой, ее взгляд прикован к Шерлоку Холмсу и ее спасут в
финале?
*перевод не побуквенный, извините*