Почему современные адаптации показывают нам неправильную Ирен?

топ 100 блогов sherlock_series09.01.2013

source

Ирен Адлер - героиня всего лишь одного рассказа о Шерлоке Холмсе, но это не помешало ей стать одним из главных персонажей в Холмсовском каноне.  В последнее время современные интерпретаторы представили нам свои образы мисс Адлер. Но, в чем-то улучшенные, "боевые" Ирен двадцать первого века -  в определенным смысле более консервативны, чем дойлевский оригинал века девятнадцатого.

Почему современные адаптации показывают нам неправильную Ирен? sherlockedillo72BW Современный зритель считает Ирен необыкновенной, потому что она была необыкновеннее самого ШХ. Он выделил ее - “Эта Женщина", потому что для него, "рыцарствующего" женоненавистника,  она  превзошла и затмила остальных представительниц слабого пола. Для нас она на мгновенье затмила самого Холмса, раскусив и одурачив его. И появившись лишь в одной истории, она запомнилась читателям больше, чем кто-либо другой, за исключением Ватсона и Мориарти.
Неудивительно, что мисс Адлер вновь и вновь появляется в каждой современной холмсовской франшизе. Она - в фильмах Гая Ричи и в "Скандале в Белгравии" "Шерлока". Нынешние авторы превращают исключительность Ирен в нечто еще более сенсационное, активнодействующее и чувствующее, чем было когда-либо написано Дойлем. Однако, современная Ирен намного консервативнее, чем была во времена АКД.

Вспоминаем сейчас знаковые сцены с Ирен в обеих современных экранизациях - когда она обнажается перед Холсмом, желая сбить его с толка. Это так в духе искусительницы, отлично выглядит на экране, но в этом не так уж много смысла. Оригинальная мисс Адлер была более умна и последовательна, она знала лучший способ обставить Холмса - и это был не секс.

"Скандал в Богемии" раскрывает нам характерные черты, присущие Ирен, как персонажу. Она не великий сыщик, но способна критически оценить ситуацию,  заметить, что идет не так и действовать быстро. Также, благодаря театральному прошлому, она настолько специалист в маскировке и перевоплощении, что даже величайший пропагандист наблюдения-а-не-просто-видения не смог узнать ее и ее голоса, хоть и наблюдал их какой-то час назад. В течение всей истории она владеет ситуацией: командует "парадом", угрожает монархии, находит себе лучшую любовь, обретает простое женское счастье  выходит замуж и исчезает, когда желает закончить игру с Холмсом и его сиятельным клиентом.
Рассказ показывает нам, насколько похожи умом Ирен Адлер и Холмс. Они оба раскрывают замаскированных (Холмс - короля, Ирен - его самого), оба распознают западню, когда видят ее, оба неравнодушны к театральным перевоплощениям.
Но гораздо важнее, "Скандал" выявляет слабую сторону Холмса как детектива - склонность видеть в людях худшее. (Вспоминаем "Желтое лицо": ошибка ШХ, не привыкшего иметь дело с порядочными людьми; "Норбери" :) )

В этом и фишка "дела Ирен Адлер" - она совершенно честный человек. Даже король, с его вескими причинами бояться, полностью поверил в ее порядочность после обещания не появляться в королевской жизни. В этом и заключается то, чем история АКД опережает свое время. То, что гораздо больше просто победы над сыщиком.
Еще более впечатляют созданные АКД необычный, ломающий условности, самоопределяющийся характер и история любовных побед - АКД замечает, что Ирен очаровывала каждого мужчину в поле зрения. Эти особенности мисс Адлер не говорят о низости, криминальных наклонностях или же о слабом интеллекте. Они не выглядят как инструменты золотоискателя, не создают образ расчетливой соблазнительницы, жаждущей излить свою очевидную роковую сексуальность на героя. Ирен Адлер - нешаблонная, умная и инициативная, соблазнительная. Женщина с такими характеристиками действительно лучшая из лучших.

Не совсем так в современных Шерлоках. И у Ричи, и у Моффата  Иренне просто восхитительная особа с  любовью к детективам детективным историям и приключениям. В фильмах Ирен - брачная аферистка и воровка; хотя так и не объясняется, зачем ей понадобились обе профессии. В сериале - Доминатрикс, перебивающаяся шантажами и участвующая в международных террористических заварушках (на темной стороне). Обе Ирен полагаются в большей степени на секс и преступные способности. Обе нацеливают свою сексуальность на героя, что чревато... И у них обеих гораздо больше неприятностей... В то время когда Ирен (АКД) независима,  другие две  - пешки Мориарти. Ирен (Ричи) - нечто среднее между девочкой на побегушках и секс-приманкой для Холмса. Ирен (BBC) - часть закрученного заговора раскрытия государственных тайн террористам, с шантажом Британского правительства и с последующим обогащением мисс Адлер персонально. Звучит серьезно и зловеще, но лишь до финальной сцены, в которой она признается, что ничего бы не смогла сделать без Джима. 

Можно понять современных авторов. Добродетельную, счастливо замужнюю леди, вовремя исчезнувшую, трудно втянуть в паутину интриг. И понятно, что мисс Адлер трудно вклеить как союзника в повесть о борьбе команды Холмс+Ватсон с величайшим криминальным гением.
Но даму-мастера маскировки, способную одурачить самого Великого Детектива, способную по желанию сменить пол, можно было использовать в экранизациях. В "Игре теней" сыщики пытались раскрыть превосходно замаскированного цыгана-убийцу. Ирен (АКД) очень бы пригодилась в этой сцене.
Что касается Ирен в "Шерлоке" - это было очень быстро, но это было лучшим воплощением влюбленной женщины, безнадежно влюбленной. Особенно, с учетом того, что в сериале уже была Молли.

Это правда, что Ирен Адлер у АКД не совсем современна. Без сомнений АКД написал ее свадьбу  с целью показать, что она благополучно разрешила свою ситуацию с мужчинами. И переодевание в мужчину - не совсем обычное в повседневной жизни - не новость в литературе (с легкостью вспоминаем шекспировских героинь).
Но современные Ирен - нравственно опустошенные марионетки, использующие свои женские чары, отправляя мужчин во власть инфернального повелителя - и справедливо караемые за это. Все пути ведут к Еве. Это очень, очень устаревшие женщины в глубоко устаревших историях. И предоставленные им плеть или возможность ударить не изменяют архетипа. Для этого нужно что-нибудь посильнее. Хотя зачем озабочиваться этим, когда Ирен Адлер обнажается перед камерой, ее взгляд прикован к Шерлоку Холмсу и ее спасут в финале?

*перевод не побуквенный, извините*

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Революция, о которой так долго твердил оусиэм свершилась! Нецензурная брань стала воистину нецензурной. Разумеется, не все с этим будут согласны, в особенности представители оппозиционной интеллигенции. В связи с этим хотелось бы привести одну цитату из Галковского, который давно уже пр ...
На приведенном ниже графике вы можете увидеть прогноз Джорджа Трича, обнародованный более 100 лет назад на основе работы Беннера, о том, как циклы могут повторяться вплоть до 2059 года. Если вы проверите историю, выяснится, что график почти идеально попадал в пики и дно циклов. ...
  Звезда «Игры престолов» Софи Тернер в фотосессии для июльского Glamour. Доброе утро, друзья! Отличного всем дня желаю! Присоединяйтесь тут: ...
От Лувра на Монмартр я почапала пешком с заходом в пару магазинов за подарками (например, очень смачно зашла в игрушечный магазинчик на углу улицы Ришелье и бульвара Итальен). Заскочила в свой отель, положила подарки, немного отдохнула и ...
Франция, как всегда, верна себе (2022). Франция - левая страна, там всегда были сильны коммуняки и прочие левацкие элементы. Они гордились этим. А на самом деле - гордиться нечем, разве что только французской элегантностью. Также французским языком, который, в отличие от уродливого ...