Почему советский ученый, расшифровавший письмо майя, сделал соавтором кошку?
astori_18 — 16.11.2019В Мексике есть памятник советскому ученому Юрию Кнорозову. Это скульптура строгого человека, держащего на руках кошку.
Не самый обычный памятник. Почему в Мексике? И почему с кошкой?
Юрий Валентинович Кнорозов родился в 1922 году в Харькове, в многодетной семье инженера. В 1948 году окончил исторический факультет Московского университета. Интересовался историей древнего востока, шаманскими практиками, этнографией, лингвистикой. С 1953 года и до конца жизни работал в институте этнографии имени Миклухо-Маклая.
В историю науки Кнорозов вошел, как человек, которому удалось прочесть письмена майя – загадочного народа, жившего до Колумба на территории Мезоамерики. Этой темой ученый увлекся еще в студенческие годы. В 1952 году появилась его первая публикация, посвященная дешифровке письменности майя. В 1955 году он защитил докторскую диссертацию, при том, что не имел к тому моменту степени кандидата наук.
Тогда же вышла его обобщающая публикация по дешифровке письменности майя. За свои работы по этой тематике Кнорозов был удостоен Государственной премии СССР. Впервые он побывал в Мексике и Гватемале лишь после развала СССР. Ю. В. Кнорозов награжден Большой золотой медалью президента (Гватемала) и орденом Ацтекского орла (Мексика). Умер в 1999 году в Санкт-Петербурге.
Письменность майя: как удалось дешифровать
Майя жили на всей территории Мезоамерики. Самые ранние записи, для которых была использована их система знаков, появились в III веке до нашей эры, самые поздние – уже в эпоху Колумба. Расшифровать эти записи европейцы пытались с XVIII века, однако, попытки успехом не увенчались. Исследователи ошибочно называли письмо майя иероглифами, не понимая его структуры и особенностей.
В 50-е годы XX века школу майянистов возглавлял видный американский ученый Эрик Томпсон. Безуспешно попытавшись прочесть письмена майя, он объявил их попросту нечитаемыми, поскольку не было, по мнению Томпсона, никакой системы знаков, а были лишь отдельные символы – свои для каждого случая, и никак не связанные между собой.
Кнорозова «сподвигла» на главную работу его жизни статья в одном из европейских научных журналов, которая называлась «Дешифровка письма майя – неразрешимая проблема». Юрий Валентинович искренне полагал, что для настоящего ученого не существует неразрешимых проблем в области науки. И он блестяще доказал это, расшифровав загадочные письмена.
Ему удалось то, что не удавалось другим, поскольку Кнорозов применил созданный им метод позиционной статистики анализа текстов. Он внимательно изучил копии рукописей майя, хранившиеся в Ленинской библиотеке и пришел к выводу, что письмо майя было не иероглифическим, и не алфавитным, а слоговым.
Такой вывод был сделан на основании подсчета и скрупулезного анализа повторяющихся знаков. В распоряжении Кнорозова была книга жившего в XVI веке епископа Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане», в которой ученый епископ зафиксировал некоторые знаки письменности майя, сообщенные ему еще жившими в ту пору носителями этой культуры. Опираясь на свой анализ и сведения из книги де Ланды, Кнорозов сумел расшифровать 75% знаков письма майя.
При чем тут кошка?
Кнорозов был человеком довольно замкнутым и сдержанным. По большому счету, кроме науки его мало что интересовало. Друзья вспоминают его жилище времен работы над письменностью майя: комната, напоминающая пенал, вся забитая книгами.
Однако, была у него и еще одна страсть: кошки. Кнорозов очень любил этих зверьков, знал поименно всех кошек своих знакомых, при встрече неизменно справлялся об их здоровье. На самой известной фотографии Кнорозов запечатлен с любимой сиамской кошкой Аспидом (домашнее имя – Ася). Он не шутя считал кошку своим соавтором, поскольку именно наблюдение за тем, как Ася учит ловить мышей своего котенка, навело Кнорозова на идею гениальной статьи «К вопросам о классификации сигнализации».
Дело в том, что сам Кнорозов работу над дешифровкой письма майя считал лишь частным случаем своей теории коммуникации. По мысли ученого, коммуникация построена на сигналах – «посылах» и сигналах – «получения посылов», и на этом основано как устное, так и письменное общение. И поскольку Ася имела отношение к разработке этих идей, Юрий Валентинович пытался указать ее в качестве своего соавтора. Это сочли чудачеством гения, и, разумеется, имя Аси в качестве соавтора так и не было указано, что Кнорозова весьма сердило.
Ольга Ельникова
источник