Почему сейчас так много идентичностей?

топ 100 блогов augean_stables29.02.2024 За прошедшее десятилетие меня искренне поразил бурный рост числа различных идентичностей. Я думаю, что каждый успел оценить все разнообразие. Однако сейчас, судя по всему, этот процесс постепенно заходит в тупик, и государства начинают постепенно сворачивать вольницу идентичностей.

Почему сейчас так много идентичностей?

Катализатором государственной реакции, на мой взгляд, стало нападение боевиков ХАМАС на Израиль и последовавший за ним всплеск антисемитских настроений со стороны западных левых. На Западе поняли, что, если бесконечно раскручивать маховик генерации идентичностей, то может родиться то, что им совсем не понравится. В частности, тот странный гибрид левачества, антисемитизма и антимпериализма, который стал популярен среди студентов западных университетов.

Тут важно ответить на один вопрос: почему в XX веке случился расцвет мультикультурализма и политики разнообразия? Если мы ответим на этот вопрос, то, возможно, мы сможем понять, что нас будет ждать в будущем.

Развернутый ответ на этот вопрос я нашел в новой книге доктора политических наук Владимира Малахова. Он противопоставляет друг другу два подхода государства к своим гражданам: ассимиляционный и плюралистический.

◾️ В рамках первого государство занимается унификацией идентичности своих граждан.

◾️ В рамках второго — поддерживает разнообразие.

Унификация на начальном этапе была свойственна национальным государствам, а плюрализм — либеральным демократиям после 1945 года. Весь XIX и XX государства проводили жесткую политику ассимиляции и унификации (пост про бретонцев), «вершиной» чего стал нацизм. После 1945 года в обществе, как говорит Малахов, «императив национальной гомогенности дал сбой» и появилось отторжение и неприятие государства:

[Это] было обусловлено послевоенным недоверием к государству как машине гомогенизации в частности…После Второй мировой войны многие европейцы начинают искать иные объекты идентификации, нежели государство. Послевоенное поколение, вступившее в активную жизнь в 1960-х годах, было охвачено антимилитаристскими и антиэтатистскими идеями, патетическим выражением которых стала »молодежная революция», достигшая пика в мае 1968 года.

То есть, весь этот международный квест с поисками новых способов выражения своей индивидуальности и идентичности был спровоцирован опытом жестокой государственной унификации и насилия первой половины XX века.

Сейчас же западное общество (и не только западное) пресытилось свободой самовыражения и хочет вернуться к ассимиляции. Причин на это много — и не всегда дело в идентичностях. Но, судя по всему, мы сейчас можем наблюдать возвращение государства в общественную жизнь. И вероятнее всего оно также захочет вторгнуться и в частную.

Какой характер примет новая волна ассимиляции и унификации — остаётся открытым.



Политика различий: культурный плюрализм и идентичность / Владимир Малахов. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 288 с.

#комментарий


Politicanimalis



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приняв российские схемы управления государством мы приняли на себя все болячки этих схем. Сосуществование Абхазии с Россией напоминает половой акт с инфицированным партнёром . Удовольствие от такого акта напрочь перебивает необходимость ...
...
В развитие http://peremogi.livejournal.com/26706047.html мерик Днепра + текст аналетика из комментов с разоблачением агентовпутина. в комментах трэш и угар, часть хомячков негодуэ за, часть против. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1277372115678016&id=100002157183088 ...
Очередная подборка забавных высказываний и комментариев из социальных сетей и других частей интернета. Читать дальше... ...
Сегодня прочитал у русского историка Кирилла Ригорта лучшую, на мой взгляд, эпитафию на сметь скончавшегося накануне Николая Сванидзе: " Умер эталонный еврей-русофоб, родственник Сталина и верный ленинец Николай Сванидзе. Он был активным участником ельцинского госпереворота в октябре ...