Почему сейчас идет «наезд» на школу? Часть первая

топ 100 блогов anlazz20.07.2021 Интересно, но в последнее время опять активизировался «наезд» на школьное образование. То есть, критика школьной системы – причем, не в смысле падения ее качества, что на самом деле есть объективный процесс и поэтому никаким «наездом» не является. А в смысле глубинных, «системных» его качеств – таких, как общее обучение, «предметный» способ разделения знаний и т.п. вещи. Подобная «критика» - если кто помнит – была крайне популярной в позднесоветское время, и, по сути, именно она оказалась заложена в основу всех последующих «реформ образования». Тех самых, что однозначно и очевидно привели к его ухудшению – как уже было сказано, сомневаться в данном процессе сейчас невозможно.

Впрочем, о данном моменте мы уже неоднократно говорили, поэтому обратим внимание пока несколько на иное. А именно: на то, что именно школьное образование – а точнее, образование вообще, но основанное на «школьной системе» -  является  основанием ни чего-нибудь, самой «мировой гегемонии» Запада. То есть, тем самым механизмом, который позволили европейским странам покорить практически все остальные государства мира, превратив их в свои колонии и полуколонии. Почти – потому, что было одно государство, которое в свое время смогло «ухватить» эту  самую западную особенность, и попытаться «пересадить» ее на свою почву. (В отличие от других государств, которые видели «силу» Европы исключительно в военной компоненте.)

Этим государством была Россия. Да, именно так: из всех изменений, произошедших в стране после «петровской эпохи», наиболее ценным стало изменение образовательное. Точнее сказать – предобразовательное, поскольку вплоть до XIX столетия даже прообраза массовой образовательной системы создано не было. (Создание сети гимназий в каждом губернском городе началось с 1804 года.) Однако общая ценность знаний была государством прекрасно усвоена, равно как усвоен было основной принцип «европейской» системы обучения. Которая состояла, во-первых, в массовости. (Не «один учитель и один ученик» – как неявно полагалось до этого, а «множество слушателей – один преподаватель».) А, во-вторых, в «предметности» - т.е., обучались не «знаниям вообще», а конкретным вещам. (Математике, грамматике, риторике и т.д.)

То есть – если обобщить – то речь шла о производстве относительно многочисленного «образованного слоя». Собственно, и университеты, и разного рода «навигацкие школы», и первые гимназии при университетах были реализацией именно этого принципа. Ну, а в следующем столетии началось формирование уже привычной для нас образовательной системы, основанной на связке «средней» (гимназии, потом реальные училища) и «высшей» школы. (Разумеется, 90% гимназистов ни в какой университет не поступали, но это, в общем-то, и не важно.)

Подобная стратегия принесла свои плоды в виде уже указанной независимости нашей страны – которая по всем параметрам должна была превратиться в колонию или полуколонию Запада. (Индия со всем своим богатством – превратилась, Китай – с населением, превышающим европейское – превратился, а Россия – нет.) Правда, за это пришлось заплатить «отказом от национального своеобразия» - но, как показала история, это разумная плата.  Ведь ни одно «своеобразие» независимость защитить не смогло – скорее наоборот. (Разного рода «конфуцианство» и «индуизм» хороши исключительно, как «экспортный товар» - в виде вульгаризованных, упрощенных и «синкретизированных» учений. Как основание для развития производительных сил – базиса человеческого существования – они не подходят.)

Отсюда становится понятным, что то, что случилось с нашей страной после 1917 года, являлось следующим «актом» описанного действа. Т.е., «перехвата» у Запада его «абсолютного оружия» в виде системы образования и тесно связанной с ней науки. В том смысле, что одним из важнейших последствий прошедших в стране преобразований стало еще большее распространение школьно-университетской системы, захватившей все население страны. Более того: развитие было не только «количественным», но и качественным, поскольку советское образование изначально характеризовалось большой долей «естественно-технической компоненты» в противовес разного рода языкам и «гуманитарным наукам». То есть, советских граждан учили, прежде всего, понимать и менять реальность – в противовес умению манипулировать другими людьми. (Что составляло значительную долю «классического западного образования», связанную с его генезисом.)

Результатом этого, в свою очередь, стало не просто сохранение независимости – причем, тогда, когда давление на Россию стало запредельным. (Великая Отечественная война.) Но и превращение ее в сверхдержаву – т.е., в силу, определяющую развитие всего мира. Например, в плане слома колониальной системы. Или, скажем, в плане распространения концепции «социального государства» по всем развитым странам. («Советская тень».) Или в плане выбора «направления развития» научно-технического прогресса, который с 1950 по 1980 годы мог характеризоваться, как «космическо-компьютерно-энергетический». (То есть, имеющий своей целью, во-первых, расширение «ареала влияния» человека на ближайший космос. Во-вторых, развитие информационных систем. А в третьих – повышения энергетической мощи, прежде всего, через овладение энергией атомного ядра.)

То есть, еще раз: именно школьная образовательная система – в обобщенном виде, конечно, включающая не только школы, но и детские сады, университеты, техникумы и т.д. – на настоящем этапе развития цивилизации выступает реальной «метатехнологией». Т.е., механизмом, порождающем все остальные технологии, и тем  самым, отделяющим общество «развитое» от общества «неразвитого». Причем, базовыми элементами этого  самого механизма выступает как раз то, что «критиками» трактуется, как недостатки: максимальная всеобщность охвата (пускай и своя на каждом этапе развития) и «предметизация» знаний. Т.е., стремление к преподаванию именно, что предметов – в отличие от пресловутых «компетенций». (Проще говоря – умений, способностей к тем или иным технологическим операциям.)

Кстати, забавно – но указанные вещи выступают мишенью для критики уже давно. По крайней мере, на рубеже XIX-XX веков было немало «мыслителей», которые полагали, что образовательная система серьезно оторвалась от «реальной жизни». И в том плане, что она охватила людей, которым никакие знания не нужны, и в том, что учит она их ненужному. (Разного рода арифметикам-грамматикам-географиям в то время, как необходимо умение ходить за плугом или закручивать гайки на заводе.) Собственно, и разного рода «циркуляры о кухаркиных детях» происходят именно отсюда. (А равно, отсюда происходит и нежелание разворачивать массовую образовательную систему – с чем столкнулись практически все развитые государства в начале прошлого столетия.)

Разумеется, реальность жестко посрамила этих «мыслителей». В том смысле, что именно тогда, когда массы начали активно принимать эти самые «оторванные от жизни» знания – то есть, математику-физику-химию и т.д. вместо умения держать напильник и готовить борщ – человечество достигло максимального уровня развития. А точнее – максимального уровня развития достигли те страны, которые наиболее последовательно развивали образовательную систему. (Скажем, СССР, Западная Европа, Япония.) Более того: даже сейчас развитие образования остается одним из базовых механизмов государственного процветания. Как, например, происходит в современном Китае, где с 1950 годов идет активное выстраивание «европообразной» образовательно-научной структуры. (Начало этому процессу, кстати, положили наши соотечественники.) В противовес пресловутой «конфуцианской системе» - и прочим «традиционным системам знаний», вроде тибетского буддизма – которые в действительности являются только механизмами деградации общества.

То есть, можно сказать, что вплоть до самого последнего времени образовательная система не просто работала –но работала более, чем хорошо. Но с чем же тогда оказалось связанной ее активная критика? (Которая – как уже говорилось – идет даже не с конца 1980 годов, а буквально с начала века.) Об этом будет сказано уже в следующей части…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
[ тот же мост летом ] ...
Это так не справедливо, что мы не друзья и даже не знакомы. ...
Сегодня, 100 лет назад, родился создатель бессмертных шедевров - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» - ЛЕОНИД ГАЙДАЙ. Кумиром Гайдая был англо-американский актер Чарли Чаплин. Фильмы с его ...
В Москве решили ограничить время работы таксистов. Рабочая смена не должна превышать 8 часов, после чего водитель должен будет прекратить работу и пойти отдыхать. Яндекс Такси на эту инициативу пригрозило тем, что цены на поездку могут стать дороже. Ну, логично, меньше водителей, ...
Топ ЖЖ на неискушенного человека производит тяжкое, неизгладимое впечатление. Юные, робкие девы падают в обморок. Мужчины, способные в одиночку отбиться от пяти хулиганов и двух боевых бабушек в маршрутке – рыдают. Пенсионеры пьют корвалол, пурген и арбидол и вызывают скорую помощь. - Что ...