Почему самолетам запрещено летать друг за другом «гуськом»
nathoncharova — 22.10.2024Даже утки не летают в небе друг за другом, а самолетам подобный строй в воздухе и вовсе противопоказан! Неважно, о какой машине идет речь: военном истребителе или гражданском лайнере, двигаться строго друг за другом самолетам противопоказано. И на то есть совершенно конкретные причины. Но в чем же именно заключается «подвох» и что все-таки произойдет с бортом, если он решит пристроиться позади впереди идущего?
Спутный след опасен. /Фото: sao.mos.ru.
Приходилось ли когда-нибудь задумываться, почему военные самолеты, действующие в составе звена, всегда движутся исключительно пеленгом – линейным строем с заданным расстоянием от ведущего группы? Очевидно, должна быть какая-то конкретная причина, почему летательные аппараты не могут двигаться друг за другом, например «гуськом». И такая причина действительно есть! Называется она – спутная струя или спутный след. В процессе движения такой позади себя оставляет практически любой летательный аппарат. Попадание в спутный след другого летательного аппарата чревато серьезным последствиями. Поэтому в первую очередь в целях безопасности следовать строго друг за другом разрешается лишь в случаях исключительной необходимости.
Опасная штука. /Фото: aerotime.aero.
Спутный след – это воздушное течение, образующееся в результате возмущения воздуха сходящего с оперения летательного аппарата: стабилизаторов, крыльев и других подобных управляющих или несущих поверхностей. Появление этих завихрений происходит в результате образования подъемной силы. Длина такого следа зависит в первую очередь от размеров, компоновки и скорости движения самолета, а также качеств самой атмосферы. Протяженность таких вихрей может достигать 10-12 км, а иногда оказывается и того больше. Образующийся за летательным аппаратом вихревой след потенциально опасен на протяжении всей длины, так как создает зону высокой турбулентности.
Особенно опасен на взлёте. /Фото: wikipedia.org.
Попадание машины в спутный след чревато как минимум сильной тряской. При этом бывают случаи частичной потери управления. В редких случаях попадание ЛА в спутный след может закончиться полной потерей управления, что в свою очередь уже неоднократно приводило к авиационным катастрофам. Опаснее всего спутный след для машины в процессе взлета или посадки. Потеря управления в этом случае чаще всего лишает экипаж каких-либо шансов на восстановление контроля над машиной из-за недостатка времени и высоты. Именно поэтому одной из важнейших обязанностей авиационных диспетчеров до сих пор остается отслеживание таких завихрений и расчёт времени их рассеивания.
Друг за другом лучше не летать. /Фото: in.pinterest.com.
История знает несколько громких случаев, когда самолеты терпели крушение из-за попадания в такого рода завихрения. Например, в 1958 году так погиб в ходе учений советский многоцелевой Ту-16, обломки которого нашли в Японском море только в 2017 году. В 1986 году похожим образом погиб учебный Як-38У, правда, в этом случае экипажу удалось катапультироваться. В 2001 году в аэропорте Нью-Йорка из-за спутной струи погиб авиалайнер A300. Трагедия унесла жизни 266 человек. А в 2008 году в Мехико из-за турбулентности образованной прошедшим Boeing 767 погиб административный самолет Learjet 45. Список подобных катастроф как для военной, так и для гражданской авиации можно продолжить.
источник
|
</> |