Почему рок-н-рол ещё жив, а СССР уже нет
pioneer_lj — 29.03.2016Досточтимая corpuscula написала пару занятных статей по вопросу, развалила ли рок музыка СССР.
«… если считается, что Кино и Аквариум развалили СССР, то почему Битлз и Роллинг Стоунс не развалили Великобританию. Я отмахнулась, что рок-музыка вообще ничего не могла развалить, так что начальные условия не верны. Но подумав, решила, что есть смысл всё же написать пару слов. Артуру, видимо, повезло и он не застал торжество советской идеологии, потому что тогдашние МЗС всё про рок-музыку, да и вообще про многое, разъясняли с завидной регулярностью. В школе ж были политинформации.
Рок-музыка, как и многое другое, была признана зловредным порождением капитализма, поскольку одурманивала и, главное, отвлекала западную молодежь от классовой борьбы. Что, в свою очередь, позволяло правящему классу её невозбранно эксплуатировать. Молодежь, вместо того, чтобы после работы читать классиков марксизма-ленинизма, трясла головами и дрыгала ногами под громкие звуки, а с утра с пустой головой шла крутить гайки или как-то иначе содействовать обогащению МЗС. Поскольку функция рок-музыки в этой идеологеме была неизменна - отвлечение от важных мыслей и дел - то в условиях СССР она делала ровно то же с небольшим изменением - отвлекала от строительства коммунизма».
…
«И если вернуться к тезису, с которого всё началось - "развалила ли рок-музыка бла-бла-бла", так вот если что и сыграло определенную роль в развале СССР в ряду прочих, более важных факторов, так это не появление условно говоря "рока", а его отсутствие». …
Почему в СССР считалось, что западная массовая (буржуазная) культура действует разлагающе. Советская власть исходила из постулата, что человеческое сознание не терпит идеологической пустоты. Там где тотально не насаждается коммунистическая идеология, обязательно образуется какая-нибудь классово враждебная.
Эта советская практика, кстати заметить, в корне противоречила основополагающему утверждению марксистко-ленинской философии, что БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ. Советская власть отнюдь не верила, что советское бытие само по себе порождает в массах коммунистическое сознание. Напротив, у начальства имелась неколебимая уверенность, что отключенный от коммунистической пропагандистской мозгомойки и предоставленный самому себе советский обыватель непременно скатится к какому-нибудь оппортунизму, затем погрязнет в безыдейном мещанском болоте, и в итоге наверняка перейдёт на классово враждебные советскому строю позиции.
Однако советская власть по части рок-н-рола всё-таки проявляла некоторую гибкость. Почему бы этот модный молодёжный жанр не поставить на службу коммунизму? Как раз в этом году славный юбилей – 35-летие создание ленинградского рок-клуба. Формально клуб существовал под эгидой комсомола. Фактически его курировало КГБ.
«… Самый распространенный вопрос, который последние лет десять слышит президент рок-клуба Николай Михайлов: "Кто в клубе был стукачом?" По утверждению Михайлова, никто из членов клуба (без всяких исключений!) не избежал контактов с КГБ. А вот степень этих контактов была разная.
За первые восемь лет существования клуба у него сменилось три куратора от КГБ. Фамилий их никто не знал, а вот имена сохранились для истории. Первого звали Владимир Валентинович. Он был старше музыкантов и имел ортодоксальные взгляды. Впоследствии он женился на кураторе рок-клуба от ЛМДСТ Надежде Афанасьевой. Следующего куратора звали Володя, он был мягче, а впоследствии стал резидентом. Последний куратор, Леша, тоже особо не давил. Говорят, несколько лет назад он имел отношение к гастрольной деятельности Мариинского театра».
Упомянутый президент рок клуба – сотрудник КГБ. Вся тусовка была густо нашпигована ментовскими и чекистскими стукачами и сексотами. За ненадёжным контингентом велось и наружное наблюдение.
Как КГБ контролировал Ленинградский рок-клуб
«Эти фотографии из архивов МВД - снимки наружного наблюдения 7 управления ГУВД Леноблгорисполкомов, которое велось с момента рождения Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, и фотографии из архива КГБ, которые туда попадали после шмонов и от стукачей». …
Почему же чекистам так и не удалось из молодёжной субкультуры создать верного помощника Партии? Хотя отдельные элементы типа Макаревича продолжили плодотворное сотрудничество, и при путинщине сделала неплохие карьеры придводных менестрелей. Но в целом затея манипулирования рок (и вообще молодёжной) музыкой потерпела позорное фиаско. Корпускула полагает, что причина неудачи чекистов в неодолимом анархизме окучиваемой среды.
«Несмотря на полный облом с рок-музыкой в 90-ые, её до сих пор пытаются задействовать в пропаганде в качестве инструмента, который "зовёт и ведет". "Сурковский рок-клуб" и прочие странные объединения тем не менее не принесли никаких плодов - навязать дополнительную функцию беспорядочному музицированию так толком не удалось».
Вообще-то работа с богемной средой это полицейская классика. Спецслужбы там как рыбы в воде, раздолье для агентурной работы, родна стихия. Нет, причина неудачи советских Органов в ином.
Ошибка была сделана философская, в самой постановке задачи. Советские стратеги намеревались (и по сию пору продолжают попытки) навязать аполитичной среде, обывательскому болоту, свои политико-идеологические матрицы и векторы. Но на Западе массовая культура служит иным целям. Предотвратить социально-культурные конфликты обывательской массы с государством. Население не должно ощущать давление и неудобство от совместного быта с государственным монстром. Это главная задача. Политико-идеологическое влияние через массовую культуру задача второстепенная, решается по возможности. Советская власть первой задачи – комфортная культурная среда для обывателей – не то что не видела, не признавала. Решалась только задача политико-идеологического манипулирования массовой культурой. С известным успехом.
Однако нельзя сказать, что репрессивная политика советской власти и нынешнего чекистского режима в сфере массовой культуры совершенно абсурдна. Некоторый смысл в ней имеется. В результате начальство получает «патриотическое» объяснение любым государственным неудачам. – Кто виноват? – Бездуховный омещанившийся народ!
– Кто виновен в позорном развале сверхдержавного СССР? Рядовой несознательный совгражданин Вася! Он бездуховно возжелал иметь в свободной продаже колбасу. Растлевал себя западной порнушкой. И до того докатился, что утратив всякую классовую бдительность, слушал клеветавший на советскую внешнюю политику «Пинк Флойд» и неонацистские песенки Хулио Иглесиаса!.. Поэтому советские партфункционеры, чекисты и офицеры были вынуждены совершить государственную измену, предать СССР без всякого сопротивления. И теперь Вася свою вину перед покойной советской державой должен искупить беспросветно тяжким трудом и лишениями!.. А самое главное, для преодоления катастрофы отныне необходимо во всём строго слушаться чекистов и замполитов. – Вот они вернутся со своих вилл в странах НАТО и расскажут Васе, как надо Родину любить.
Корпускула привод пример творчества двух оболтусов (некий дуэт «Он Юн»), ноющих, что Гребенщиков и Кинчев отняли у них Советский Космос.
Они слушали «Битлз» по «Радио свобода»,
в джинсах и пластинках видя жизнь и смысл.
Мы потеряли образование, космос, заводы,
получив взамен альбомы «Аквариума» и «Алисы».
И это стандартная позиция советских патриотов. Они уже четверть века ноют и стенают в подобном духе. – Почему цэкисты и чекисты предали СССР? Потому что невнимательно слушавший замполитов народ увлёкся бездуховной западной культурой, соблазнился Колбасой!... Нужен СТАЛИН.
Так что на первый взгляд нелепая квазипатриотическая культурная политика чекистского режима имеет вполне рациональную цель. Получить оправдание своему предательству, прошлому и будущему.
|
</> |