Почему происходит обрушение эскалатора?
masterok — 24.10.2018Все слышали новость про поломку эскалатора в римском метро и пострадавших российских болельщиков. Если бы ломаясь, эскалатор просто останавливался - было бы замечательно. Но он ускоряется и тем самым травмирует много людей, которые начинают падать в кучу друг на друга.
На самом деле такие случаи встречаются не редко, на моей памяти в новостях сообщают уже несколько раз о подобном, а в интернете можно найти еще больше случаев подобной поломки.
Почему так происходит?
Первый эскалатор в виде «движущейся по кругу лестницы» был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом в 1859 году, однако он никогда не использовался. Спустя почти 30 лет, в 1892 году американец Джесс Рено запатентовал «наклонный подъёмник». Его первый в мире эскалатор появился через 2 года в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. А спустя еще 4 года — в лондонском магазине «Харродс». Посетители торгового дома боялись подниматься по эскалатору, и чтобы как-то изменить ситуацию, директор магазина поручил наливать стаканчик бренди каждому смельчаку, который воспользуется новым изобретением.
Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.
Итак, эскалаторная лента состоит из соединенных между собой ступеней, которые установлены в кожух. Каждая из ступеней закреплена между двумя длинными цепями и держится на роликах, которые перемещаются по направляющим рельсам. Тяговый двигатель при помощи валов приводит в движение цепи, замкнутые в круг и движущиеся с определённой скоростью. Ведущий вал вместе с тяговым двигателем устанавливается под полом в верхней части эскалатора, а в нижней части располагается обратный вал. Устойчивость пассажиров на полотне эскалатора зависит от скорости рывка, то есть изменения ускорения или замедления ступеней. Так, при пуске эскалатора ускорение не должно превышать 0,6 м/с2 в первый момент и 0,75 м/с2 в остальное время разгона.
Внизу и вверху эскалатора установлены неподвижные гребенки, из-под которых лента начинает свое движение в зависимости от направления. Когда эскалаторная лента выезжает из-под гребенки, ступени представляют собой плоскую поверхность, после чего плавно начинают разъезжаться. Это достигается за счет особой формы направляющих рельсов.
Неотъемлемой частью эскалатора являются движущиеся поручни, также приводимые в движение тяговым двигателем. Однако скорость поручней, как правило, превышает скорость ступеней. Дело в том, что для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем стираются, и скорость движения поручней незначительно падает. Рекомендуемая разница в скоростях ступеней и поручня равняется 3-м процентам.
Угол наклона эскалатора составляет 30-35 градусов в зависимости от его длины. Так, при требуемой высоте подъёма выше 6 метров применяются только эскалаторы с углом наклона 30 градусов. В остальных случаях допустимо использование и 35-градусного наклона.
Эскалатор оборудуют рядом предохранительных устройств, которые останавливают систему в случае повреждения или его угрозы. Эти устройства срабатывают при подъеме ступеней перед нижней и верхней гребенками, обрыве поручней, увеличении скорости эскалатора более чем на 25% и внезапном изменении направления движения.
По правилам безопасности привод эскалатора должен быть оборудован одним или двумя одновременно и автоматически действующими рабочими тормозами нормально замкнутого типа, расположенными на входном валу редуктора, и одним или двумя также одновременно и автоматически действующими аварийными тормозами, расположенными на главном приводном валу. Рабочие тормоза должны срабатывать при отключении электродвигателя главного или вспомогательного приводов, обеспечивая замедления, не превышающие регламентированных правилами, при этом тормозная сила рассчитывается из условия удержания двойной эксплуатационной нагрузки.
Аварийные тормоза должны действовать при увеличении скорости полотна на 30% по отношению к номинальной скорости движения или при самопроизвольном изменении направления движения полотна, работающего на подъем, обеспечивая указанные замедления. Эти тормоза должны действовать автоматически при любом нарушении кинематической связи в приводе между валом двигателя и главным валом эскалатора и должны затормозить лестничное полотно при движении его на спуск.
Имея ввиду все это, как тогда мог произойти вот этот и подобные случаи?
Мощность двигателя эскалатора рассчитывается с учетом максимально допустимой нагрузки. Кроме того, как мы уже узнали, движение полотна эскалатора контролируется двумя тормозами, один из которых нормально разомкнутый (то есть срабатывает при включении), а второй, аварийный, — нормально замкнутый (то есть срабатывает при отключении, в т.ч. при аварийном отключении питания, торможение осуществляется с помощью пружины).
Однако в случае стечения ряда факторов при отключенном двигателе, если не сработают оба тормоза, эскалатор способен под весом людей самопроизвольно разогнаться, что произошло, к примеру на Авиамоторной в 1982 году. Однако, как утверждается, вероятность такого события крайне мала и связана больше с человеческим фактором (не отрегулированные тормоза), чем с конструктивными недоработками машины.
Кстати, многие зарубежные и даже российские СМИ сразу же подхватили информацию о том, что российские болельщики прыгали на эскалаторе. Как обычно в случае фальшстарта они сели в лужу, но конечно же никто не поспешит с опровержением и в следующий раз поступит ровно так же.
А на самом деле «Было первое интервью одного из болельщиков нашего клуба, который не очень хорошо владел английским языком. Он объяснял, что они прыгали набок, отпрыгивали с лестницы, а итальянцы восприняли как «джамп, джамп» — прыгали. А он имел в виду, что люди прыгали вбок от складывающегося эскалатора», - сообщил один из очевидцев.
А представитель фанатского движения ЦСКА заявил, что «Давайте вернемся к событиям лета, когда у нас были несколько миллионов болельщиков и они и прыгали, и плясали, и даже пили на эскалаторах, — напомнил Дмитрий. — Но у нас почему-то ничто не сломалось, ничто не рухнуло и никого не зарезали. У нас был праздник футбола! А здесь 50 человек зашли на эскалатор, и тот рухнул. Это явно говорит о том, что неисправность механизма. Сто процентов».
И еще он точно знает, что там у эскалатора не было ни одного сотрудника римского метрополитена.
Раз уж мы вспомнили, что в феврале 1982 года в московском метрополитене произошла трагедия, давайте о ней подробнее.
На станции «Авиамоторная» в самый час пик вышел из строя механизм одного эскалатора и лента под тяжестью людей резко набрала скорость, двигаясь вниз.
Скорость спуска превысила обычную в 2,4 раза. Аварийное блокировочное устройство отключило двигатель эскалатора, но тормоза не сработали из-за неправильной настройки и обслуживания.
Около ста человек не смогли удержаться на ногах и начали падать. Они просто скатывались по ступеням эскалатора, ломая ноги и руки.
Общий вес находившихся в тот момент на ленте эскалатора людей составлял около 12 тонн. Трагедия длилась всего 110 секунд: за это время на нижней выходной площадке эскалатора образовалась буквально гора тел из пассажиров.
В той давке погибли 8 человек, 30 получили телесные повреждения, некоторые остались инвалидами на всю жизнь. Многие получили открытые переломы или порезы.
Трагедия практически не освещалась в СМИ. Журналисты и немногочисленные обыватели «в теме» либо слагали мифы, либо просто замалчивали произошедшее ЧП.
С того трагического случая технические службы метрополитена устраивают постоянные плановые проверки, отключая механизмы и проверяя все узлы агрегата. Эскалатор имеет повышенные требования к безопасности и нормативам сроков ремонта, которые строго соблюдаются по сей день.
А вот тут мы обсуждали, почему поручень эскалатора движется медленнее?
|
</> |