Почему подростки идут в политику
diak-kuraev — 12.04.2017 "По изначальному образованию я – индолог. Наверное, это сыграло определенную роль в нашем быстром сближении с умным, обаятельнейшим Сарадой Митрой, представителем компартии Индии. Сарада обладал неиссякаемым запасом юмора, пленял всегдашней готовностью подтрунивать над самим собой. Бок о бок, душа в душу прожили мы с ним все мои и его пражские годы. (Он скончался через месяц после моего возвращения в Москву).На заре нашего знакомства я как-то попросил рассказать, что привело его в политику. Ожидал услышать что-нибудь насчет праведного гнева, разгоревшегося в душе индийского юноши, оскорбленного черствостью и жестокостью хозяйничавших в его стране колонизаторов. Поведал же Сарада следующее: «В мои школьные годы в нашем городке, да и по всей Бенгалии, время от времени в лавках исчезал керосин. Конечно, это вызывало всеобщее недовольство. Взрослые ругались, жаловались, но не знали, что делать. Зато мы, школьники, знали. Однажды сговорились и гурьбой отправились к дому окружного комиссара. Подошли, расшумелись. Он появился на крыльце – стройный, подтянутый, красивый англичанин. Спрашивает: – Чего вы хотите? По уговору предъявлять наши требования должен был я. И вдруг меня осенило, что с таким божественно прекрасным человеком, да еще и высоким начальником, говорить о керосине мелко, смешно, просто стыдно. Я выступил вперед и выкрикнул: – Свободы! Он по-доброму улыбнулся, широко развел руки и сказал: – Свободы? Нате. Пожалуйста. Ну, а если детской голове пришлось задуматься, что же важнее – керосин или свобода? – потом ее от политики не оттащишь. Так все и началось».
И я очень реалистично представлял, как красавец-мальчишка, неожиданно осознавший , что говорить с таким высоким представителем власти о керосине «мелко, смешно, просто стыдно», возбужденный, раскрасневшийся, вдруг гордо выступает перед англичанином, требуя свободы. А потом годами размышляет о том, что же это такое – свобода, как достигнуть ее и только ли в колонизаторах проблема.
Нора Саренц, десять лет проработавшая у Митры секретарем, рассказала мне такой эпизод. «Однажды я, полувшутку, полувсерьез, спросила Сараду, почему они в своей стране, где такая нищета, да еще закрепленная кастовостью, не сделают революцию. Наверное, множество нищих и голодных пошли бы на это. Митра ответил: "А кто их кормить будет? Нет, мы пойдем путем парламентской борьбы и последовательного преобразования страны!" Он еще говорил, что британские колонизаторы оставили Индии парламент, и коммунисты гордятся своими победами на выборах».
http://www.russ.ru/pole/Redakciya-zhurnala-Problemy-mira-i-socializma-1958-1990
***
Из тех же мемуаров на другую тему:
Ласло Надь представлял Венгерскую социалистическую рабочую партию
- А ты вот знаешь, чем мы, люди из верхушки партийного аппарата, занимались ночами во время мятежа 1956 года?
Не помню уже точно, кем он был тогда, но, кажется, помощником кого-то из высших партийных руководителей. Ответил, что, конечно, не знаю.
- А как думаешь – чем?
- Наверное, ловили мятежников! – ответил я, чтобы просто от него отделаться.
- Нет! Вот выпей со мной, тогда расскажу!
Конечно, он меня заинтриговал. Пришлось согрешить – выпить в рабочее время. Тогда он сказал:
- Ночами мы бегали по улицам Будапешта и рисовали на стенах фашистские знаки!
- ?
- Чтобы люди поверили в фашистский характер восстания!
|
</> |